Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:23, курс лекций
Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
1. Предмет, объект, цели и задачи дефектологии
2. Принципы специальной педагогики
3. Категории нарушений развития у детей
5. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза
6. Причины нарушений развития. Классификация причин
7. Первичный и вторичный дефект. Понятие о сложном дефекте
8. Отношение к аномальным детям в мировой истории
Семинар № 1
Тема: Объект, предмет, цели, задачи и основные категории дефектологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов
1. Предмет, объект, цели и задачи дефектологии.
1. Субъект специальной
педагогики — человек с огранич
Объект специальной педагогики — специальное
образование лиц с особыми образовательными
потребностями (в качестве социо-культурного,
педагогического феномена). Специальная
педагогика охватывает весь жизненный
цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики — теория
ц практика специального образования.
Предметная область:
2. Общие цели специальной педагогики:
• коррекция недостатка;
• его компенсация педагогическими средствами;
• абилитация и реабилитация. Цепи специфические:
• воспитание чувства собственного достоинства;
• преодоление чувства малоценности,
маргинальное;
• формирование адекватных форм социального
поведения и др.
Конечная цель — достижение максимально
возможной самостоятельности и независимой
жизни как высокого качества социализации
и предпосылки для самореализации.
3. Задачи специальной педагогики:
• изучение педагогических закономерностей
развития, обучения и воспитания личности
в условиях ограниченных возможностей
жизнедеятельности;
• обобщение передового педагогического
опыта работы с лицами, имеющими особые
образовательные потребности;
• разработка новых методов, средств,
форм, систем обучения и воспитания лиц
с особыми образовательными потребностями;
• прогнозирование развития новых образовательных
систем для лиц с ограниченными возможностями
здоровья; • внедрение результатов научных
исследований в практику специального
образования;
• разработка стандартов, учебников, концепций
и программ для лиц с особыми образовательными
потребностями;
• исследование, разработка и реализация
педагогических средств и механизмов
профилактики возникновения нарушений
развития, комплексной помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья;
создание необходимой учебно-методической
базы в подготовке высокопрофессиональных
кадров для работы с лицами, имеющими особые
образовательные потребности.
2. Принципы специальной педагогики.
Принцип научности предполагает научный характер
знаний, которые преподносятся детям,
даже если эти знания адаптируются с учетом
познавательных возможностей учащихся
и носят элементарный характер.
Принцип связи
теории с практикой. Первые сведения
об окружающем мире ребенок получает в процессе
предметно-практической деятельности,
в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует
этот опыт, сообщает новые сведения о предметах
и явлениях. Приобретенные знания ребенок
может использовать как в процессе усвоения
новых знаний, так и на практике, за счет
чего его деятельность поднимается на
новый уровень.
Принцип активности
и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют
собой двусторонние процессы. С одной
стороны – объект обучающего и воспитывающего
воздействия – ребенок, которого обучают
и воспитывают, а с другой стороны, ребенок
сам активно участвует в процессе обучения
и чем выше его субъективная активность,
тем лучше результат. Снижение уровня
субъективной активности, слабость познавательных
интересов, несформированность учебной
мотивации существенно влияют на успешность
освоения учебной программы детьми с отклонениями в развитии. Педагоги специального образования
должны знать об этих особенностях и строить
воспитательную и образовательную работу,
применяя соответствующие методы и приемы,
активизирующие и стимулирующие субъективную
активность учащихся.
Принцип доступности предполагает учет возрастных
и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального
развития и потенциальных возможностей
каждого из них. Все обучение проблемного ребенка должно строиться с опорой на
«зону ближайшего развития» и предполагает
выбор образовательного содержания посильной
трудности, при этом в равной мере нежелательно
облегчать или чрезмерно повышать трудность
учебной информации.
Принцип последовательности
и систематичности . Учет этого принципа позволяет
сформировать у детей целостную систему
знаний, умений, навыков.
Обучение любого ребенка строится от простого
к сложному, кроме того при разработке
программного содержания предусматриваются
и реализуются внутрипредметные и межпредметные
связи, что позволяет сформировать в сознании
учащихся целостную картину мира.
Принцип прочности
усвоения знаний. В процессе обучения необходимо
добиться прочного усвоения полученных
ребенком знаний, прежде чем переходить
к новому материалу. У детей с отклонениями
в развитии отмечаются трудности при запоминании
учебной информации, особенно, если она
не подкрепляется наглядностью и не связана
с практической деятельностью. В связи
с этим возрастает роль повторения и закрепления
пройденного при специальной организации
различных видов деятельности детей, что
побуждает к припоминанию и воспроизведению
учебной информации или практических
действий. В некоторых случаях возможно
обучение детей мнемотехническим приемам.
Принцип наглядности предполагает организацию обучения
с опорой на непосредственное восприятие
предметов и явлений, при этом важно, чтобы
в процессе восприятия участвовали различные
органы чувств. В некоторых случаях недостаточность
какой-либо сенсорной системы компенсируется
за счет активизации другой. Например,
при обучении детей с нарушениями зрения
возрастает роль тактильно-двигательного
и других видов восприятия.
В процессе обучения используются различные
наглядные средства: предметные (реальные
предметы и их копии- муляжи, макеты, игрушки),
образные (иллюстрации, слайды, картины,
фильмы), условно-символические (знаки,
схемы, символы, формулы). Выбор средств
наглядности зависит от характера недостатков
в развитии, возраста детей, содержания
учебной программы и от этапа обучения.
Принцип индивидуального
подхода к обучению и воспитанию. В условиях специального образовательного
учреждения обучение носит индивидуализированный
характер. Малая наполняемость дошкольных
групп и классов позволяет использовать
как фронтальные, так и индивидуальные
формы обучения: в специальных детских
садах и школах обязательно проводятся
индивидуальные и подгрупповые занятия
с детьми.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцирован
Индивидуальный подход позволяет не исключать
из образовательного процесса детей, для которых общепринятые
способы коррекционного воздействия оказываются
неэффективными. Благодаря индивидуальному
подходу становится возможным развитие
детей с тяжелыми и множественными нарушениями
через иное, доступное для них содержание
обучения, через особый его темп и организацию,
через использование специфических приемов
и способов коррекционно-педагогической
работы.
Дифференцированный подход к детям и подросткам
с особыми образовательными потребностями
в условиях коллективного учебного процесса
обусловлен наличием вариативных типологических
особенностей даже в рамках одной категории
нарушений. Так, в одном и том же классе
или группе могут обучаться умственно
отсталые дети с различными особенностями
проявления этого нарушения, с возможными
дополнительными отклонениями в развитии.
Они будут отличаться между собой по учебно-познавательным
возможностям, степени познавательной
активности, особенностям поведения. Исходя
из наличия в классе однородных по своим
характеристикам микрогрупп, педагог
должен дифференцировать для каждой из
них содержание и организацию учебно-коррекционной
работы, ее темп, объем, сложность, методы
и приемы работы, формы и способы контроля
и мотивации учения.
3. Категории нарушений развития у детей.
В настоящее
время в обращении имеются
ряд классификаций детей, имеющих
нарушения в развитии. Причем они
не противоречат, а взаимодополняют
друг друга, рассматривая одни и те
же проблемы с разных сторон.
Психологическая
классификация, предложенная В.В.Лебединским
(1985).
Данная классификация построена на основе
качественного анализа нарушений развития,
с выделением ведущих признаков нарушений
в зависимости от времени возникновения
дефекта, его тяжести и локализации. В
данной классификации выделяются следующие
основные виды психического дизонтогенеза:
1. Психическое недоразвитие.
Данный вид нарушений рассматривается
как синдром тотальной ретардации. В основе
данной формы психического дизонтогенеза
лежит недоразвитие всех сторон психики:
познавательных процессов, эмоционально-волевой
сферы, личности, потребностно-мотивационной
сферы и др. Наиболее типичной моделью
психического недоразвития является олигофрения.
2. Задержанное психическое
развитие.
В детском возрасте замедленный темп психического
развития встречается значительно чаще,
чем психическое недоразвитие. Обычно
задержки психического развития (ЗПР)
диагностируются в дошкольном возрасте
и при поступлении в школу. ЗПР проявляется
в снижении общего запаса знаний, в ограниченности
представлений, в недостаточной интеллектуальной
целенаправленности и т.д.
3. Поврежденное психическое
развитие.
В отличие от других форм дизонтогенеза
поврежденное развитие обусловлено более
поздним (после 2,5-3 лет) патологическим
воздействием на мозг ребенка, когда большая
часть мозговых систем в значительной
степени уже сформировалась, и признаки
повреждения проявляются в их недостаточности.
Характерной моделью поврежденного развития
является органическая деменция, распад
психических функций. Структура психического
дефекта при поврежденном развитии отличается
выраженной полиморфностью, что проявляется
в наличии разнообразных интеллектуальных,
эмоционально-волевых и личностных нарушениях.
4. Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями
отдельных систем: зрения, слуха, речи,
опорно-двигательного аппарата. Первичный
дефект ведет к недоразвитию функций,
связанных с ним наиболее тесно, а также
к замедлению развития других функций,
связанных с пострадавшей опосредованно.
Компенсация при дефицитарном развитии
осуществляется лишь в условиях адекватного
воспитания и обучения.
5. Искаженное развитие.
При данном виде дизонтогенеза наблюдаются
сложные сочетания общего психического
недоразвития, задержанного, поврежденного
и ускоренного развития отдельных психических
функций, что приводит к ряду качественно
новых патологических образований. Одним
из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза
является ранний детский аутизм (РДА).
В данном случае в процессе формирования
психических функций наблюдается другая
их последовательность по сравнению с
нормальным развитием: у таких детей развитие
речи может опережать формирование двигательных
функций, словесно-логическое мышление
может формироваться раньше предметных
навыков и т.п. При этом функции, развивающиеся
ускоренно, не «подтягивают» развитие
других.
6. Дисгармоническое
развитие. Основной особенностью дисгармонического
развития является врожденная или рано
приобретенная диспропорциональность
психики в ее эмоционально-волевой сфере.
К дисгармонии психического развития
относятся психопатии и психопатическое
развитие личности ребенка, для которых
характерны неадекватные реакции на внешние
раздражители, вследствие чего ребенку
трудно приспособиться к условиям жизни
в обществе.
Механизмы психического дизонтогенеза,
лежащие в основе нарушений формирования
личности при психопатических синдромах,
неоднозначны. Систематика психопатий
представляет значительные трудности.
Это связано с рядом факторов, основной
из которых – многообразие психопатических
вариантов личности, их промежуточное
положение между нормой и психическими
заболеваниями.
4. К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации. Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.
Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, - порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяющих социальное развитие ребенка. Вторичное недоразвитие свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных психологических реакциях, неадекватно завышенной самооценке, негативизме, несформированности волевых качеств.
Отмечается также
Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора, например, заменяются интенсивным использованием сохранных.
К основным категориям аномальных детей в дефектологии относятся следующие:
1) дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями
4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями (логопаты);
5) дети с комплексными
6) дети с нарушениями опорно-
7) дети с выраженными психопатическими формами поведения.
5. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.
«Психический дизонтогенез» - нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте, в результате расстройства и созревания функций и структур головного мозга. Причины: экзогенные (экология, вода, питание); патогенные (соц.родовые факторы негативного воздействия); сочетание биолог.и патогенных.
2 типа псих.дизонтогенеза: ретар
Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов псих. дизонтогенеза.
- общее стойкое недоразвитие: на
- задержанное развитие: характерно замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией а более ранних возрастных этапах. Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хрон.заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (инфекции, интоксикации, , травмы мозга). При этом ЗР эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантов инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Характерна мозаичность поражения, при которых наряду с дефицитными функциями имеются и сохранные.