Объект, предмет, цели, задачи и основные категории дефектологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:23, курс лекций

Описание работы

Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.

Содержание работы

1. Предмет, объект, цели и задачи дефектологии
2. Принципы специальной педагогики
3. Категории нарушений развития у детей
5. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза
6. Причины нарушений развития. Классификация причин
7. Первичный и вторичный дефект. Понятие о сложном дефекте
8. Отношение к аномальным детям в мировой истории

Файлы: 1 файл

Семинар №1.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

- поврежденное развитие: этиология аналогичная первым двум. Отличие патогенеза связано с боле поздними (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Пример – органическая деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетических более молодых образований (лобных систем), в более старшем возрасте м.б.и первичное повреждение лобных систем.  

- дефицитарное развитие: связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания. Первичный дефект  анализатора либо определений соматической системы ведет к недоразвитию функций связанных с пострадавшей опосредованно.  Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом. Прогноз такого развития связан с глубиной поражения данной функции, решающие значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей, осуществляется за счет адекватно воспитания и обучения.  

- искаженное развитие: сложное сочестание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями; яркий пример при РДА. Его этиология и патогенез неясен, в значительной части случаев речь идет о ранней шизофрении. Для искаженного развития характерна выраженная асинхрония. (преждевременное развитие речи опережает формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте вербального интеллекта опережает становление предметных навыков. Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий. 

- дизгармоничное развитие: по структуре напоминает искаженное развитие. Сходство состоит в сочетанием явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития психических функций. Отличие от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а рожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель развития - ряд психопатий , в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильного условий воспитания. Степень выраженности психопатий зависит преимущественно от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствует формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований.

 

6. Причины  нарушений развития. Классификация  причин.

Многообразие  неблагоприятных условий можно  разделить на внешние и внутренние условия. При этом их существование может быть независимым; может быть и таким, при котором одно трансформируется в другое. Также их можно разделить на статичные и динамичные. Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия были выделены 5 основных условий нормального психического развития: сохранность структур функций ЦНС; сохранность анализаторных систем; сохранность речевых систем; физическое здоровье и адекватное возрасту обучение и воспитание.

Многообразие  любого из приведенных факторов способно приводить к появлению множества  вариантов отклоняющегося развития [2, с. 10].

Классификация нарушений психического развития у  детей, созданная в русле патопсихологической  науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации - как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания - что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии - диспропорциональности развития.

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому, 1985):

  1. Недоразвитие.
  2. Задержанное развитие.
  3. Поврежденное развитие.
  4. Дефицитарное развитие.
  5. Искаженное развитие.
  6. Дисгармоническое развитие.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от этого В.В. Лебединский выделил два вида дефекта: частный и общий. Первый обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; второй - общий, связан с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.

Второй параметр связан со временем поражения. Как указывал Л.С. Выготский, чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжелее последствия для психического развития. Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразвития, в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее всего преобладание повреждения и распадапсихических функций. Чаще повреждаются те функции, формирование которых в онтогенезе завершается рано. Тенденцию к повреждению имеют функциональные системы с коротким временным циклом развития, в основном они бывают уже сформированы к рождению. Это подкорковые системы. Корковые функции либо недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

Временной фактор имеет еще один аспект. В период наиболее интенсивного развития (сензитивные периоды) психические  функции, как правило, характеризуются  снижением уровня резистентности по отношению к воздействию патогенного  фактора. Это относится и к психике в целом в периоды ее перехода с одной возрастной ступени на другую.

Третий параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Формирование любого качества ВПФ происходит в результате перестройки их внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение функций протекают в определенной последовательности, обусловленной законом гетерохронии - разновременностью формирования функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.

В патологии развития отмечается нарушение  межфункциональных связей, наблюдаются  диспропорции, нарушения своевременности  развития различных психических  функций. В результате возникают асинхронии развития. В их основе лежат два явления: ретардация и акселерация. Ретардация - незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм. Акселерация - развитие, при котором одна их функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию. Возможно также сочетание акселерации и ретардации: например, активное развитие механической памяти и речи при отставании в умственном развитии (при гидроцефалии).

Изменчивость межфункциональных  связей обуславливает хроногенную  локализацию функций. При формировании сложных, иерархически организованных психических функций высшие звенья, внося новый принцип работы, не повторяют низших то же время низшие функции перестраиваются под влиянием высших, становятся зависимыми от них. Отсюда вытекает утверждение о разной ранимости высших и низших звеньев на разных стадиях онтогенеза.

Четвертый параметр определяется взаимосвязями между первичными и вторичными нарушениями (структура дефекта). Эти взаимосвязи принято обозначать структурой нарушенного развития. Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. К вторичным относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной. В силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных, носят обратимый характер, т.е. поддаются коррекции [2, с. 41-44, 3, с. 165-169].

На базе классификации В.В. Лебединского (1985) свою авторскую трактовку типологии  отклоняющегося развития предлагают Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (2001). В ней отражается попытка создать систему собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога от направлений работ других специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров).

Они выделяют три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие, определяемых в первую очередь спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка [3, с. 169].

С развитием детской нейропсихологии наметился еще один подход к классификации нарушений развития (Л.С. Цветкова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.). В нем анализируются варианты онтогенеза психики той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную, дезадаптивную относительно учебной (социальной) деятельности.

7.  Первичный и вторичный дефект. Понятие о сложном дефекте.

К первичным  дефектам относятся частные и  общие нарушения функций центральной  нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей.

Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

Проявляется первичный  дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Особое место  в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Для определения  правильной тактики коррекции и  понимания своеобразия психического развития ребенка с органическим поражением головного мозга необходимо коротко вспомнить общие закономерности развития психики.

По мере развития живых организмов происходит изменение, усовершенствование нервной системы. Это усовершенствование связано с изменениями локализации функций с их кортикализацией, т.е. из стволовых отделов мозга в кору. Кортикализация функций означает изменение качества функций, и изменения способа их формирования.

Как известно кора – это орган условных, т.е прижизненно  формирующихся рефлексов. Поэтому  корковые функции обладают неизмеримо большей изменчивостью и пластичностью, чем функции подкорковых образований, т.е. инстинктов. Корковые функции формируются в онтогенезе, на основе условных рефлексов.

Все функции  и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенством. Эти качества возникают в процессе обучения. Интеллект ребенка не определяется наследственными задатками и не является величиной постоянной, мало зависящей от воспитания и обучения. Умственные способности не появляются спонтанно, просто по мере созревания мозга. Так, например,  известно, что в коре головного мозга человека имеются центры речи (центры Брока и Вернике). Однако ребенок никогда не заговорит без обучения вследствие простого созревания этих центров мозга. Строение речевых зон, которое само зависит от ряда факторов, в том числе и наследственных, влияет на обучаемость ребенка речи, но не предопределяет языка, на котором будет говорить ребенок. Это происходит потому, что у человека минимальный по сравнению с животным фонд врожденных рефлексов (инстинктов). К примеру, способ передвижения у животных формируется за счет созревания к моменту рождения подкорковых структур мозга, в то время как у ребенка становление локализации происходит при участии коры головного мозга. Поэтому животное сразу после рождения уже владеет движением, а ребенку приходится учиться ходить. Другими словами функция у животного созревает по мере созревания мозговой структуры, а у человека возникшие функции оказывают влияние на дальнейшее формирование мозга. С.Л. Рубинштейн писал, что «зависимость между строением органа и его функциями не односторонняя; не только функция зависит от строения, но и строение от функции».

Человек наследует  структуры, на основе которых формируется  изменчивость и сложные функции. При этом возникновение разных психических свойств определяется образом жизни в процессе воспитания.

Тем не менее, в  жизни человека сохраняют известное  значение безусловные рефлексы и инстинкты. На их основе формируются потребности, переживания, чувства и эмоции, внешние, организованные взрослыми практические действия с возрастом видоизменят и очеловечат инстинкты ребенка. Даже самая простая потребность в пище у человека приобретает совершенно иной, очеловеченный характер.

Возникает вопрос: Каковы же закономерности развития психики  у детей с поражением или недоразвитием  головного мозга? Ссылаясь на положения  Л.С. Выготского о принципиальной возможности  развития у олигофренов сложных видов деятельности, Ж.Ш. Шиф пишет: «В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие таких детей протекает по тем же самым закономерностям, что и развитие нормального ребенка.

Рассматривая  процесс развития как единый процесс, где каждый последующий этап зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от достигнутого ранее, Л.С. Выготский говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичное осложнение развития.

Информация о работе Объект, предмет, цели, задачи и основные категории дефектологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов