Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:17, реферат
Развитие глухого ребенка сильно отличается от нормального и происходит в условиях специального обучения. И это не случайно. Ведь у таких детей все психические процессы, включая воображение, и память, и внимание, характеризуются особым развитием. В своем реферате я хочу подробно рассмотреть специфические возможности памяти у людей с аномалиями слуха, в частности детей.
Введение.…………………………………………………………………………….3
Образная память у людей с аномалиями слуха.……………………………….4
Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов…6
Преднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов…….9
Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей………...10
Особенности образной памяти у глухих детей…………………………13
Словесная память, её формирование в процессе овладения словесной
речью……………………………………………………………………………...16
Особенности запоминания слов………………………………………….17
Особенности запоминания предложений и текстов. Стадии
запоминания……………………………………………………………….18
Особенности отсроченного воспроизведения…………………………...21
Репродуктивная и оперативная память…………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………...28
Библиография…….…………………………………………………………………..29
Другое наблюдается у учащихся начальных классов. При решении задачи у них не возникает такого сложного намерения, которого требует оперативная память. Прочитав условие, глухой ребенок немедленно принимается за ее решение, однако уже скоро появляются осложнения и недоразумения, которые в значительной, а часто в полной мере объясняются тем, что задачи в целом в его голове, в его памяти нет, а есть только отдельные кусочки, фрагменты.
Если в другой раз попросить такого школьника запомнить задачу, а для этого прочитать ее несколько раз, он это выполнит. Когда же затем ему надлежит приступить к ее решению, замечается недоумение и растерянность. Следовательно, запоминание задачи нуждалось в особом намерении, не совмещающемся с намерением решать ее, которое, в свою очередь, лишено стремления запомнить условие задачи. Таким образом, «репродуктивное» намерение (запомнить, чтобы воспроизвести) возникает раньше более сложного «оперативного» намерения.
Работа по воспитанию оперативной памяти на первое место выдвигает вопрос о формировании оперативных намерений, являющихся относительно более сложными образованиями, чем намерения репродуктивные. Такая работа весьма благоприятно сказывается в обучении основам наук.
Развитие оперативной памяти не исчерпывается воспитанием оперативного запоминания при всей его значимости, ибо предполагает владение оперативным припоминанием удержанного иными путями, в частности и особенно — запоминавшегося под действием репродуктивных намерений.
Рассмотрим, как в этом отношении обстоит дело у глухих школьников. Сначала остановимся на запоминании и воспроизведении глухими детьми материала, который содержал в себе определенную проблему, подлежащую решению (исследование И. М. Соловьева). Подчеркнем, что при этом школьники работали, имея репродуктивное намерение.
Детям для запоминания предлагался небольшой рассказ про деревце, которое погибло из-за плохого с ним обращения. Повествование было построено так, что оно могло побудить читателя к разрешению проблемы, почему погибло деревце.
В эксперименте текст предъявлялся
напечатанным на отдельном листе
бумаги. Испытуемого просили читать
вслух и запоминать рассказ. Сообщалось,
что после двукратного
Отметим тенденцию к уменьшению объема воспроизводимого материала в XI классе и дальнейшее снижение у взрослых испытуемых. После того как в VIII классе школьники достигают полного и качественно высокого усвоения существа всего рассказа, более старшие и развитые испытуемые считают возможным сокращать воспроизведение, опуская развертывающие и поясняющие элементы. А между тем буквальность запоминания относительно объема подлинника не уменьшается, а продолжает несколько возрастать и после VIII класса.
Увеличивающаяся склонность к дословному воспроизведению, которая часто и справедливо отвергается по отношению к высоким ступеням развития, вызвана характером запоминаемого материала. Там, где надлежит тонко дифференцировать изложение сходных частей целого, высшим требованием испытуемых к себе является точность воспроизведения, а не изложение своими словами.
Если на количество буквально воспроизведенных элементов взглянуть с другой стороны, взять их не в процентах к подлиннику, а в отношении к объему воспроизведенного материала, увидим иную картину. Выявляется относительная устойчивость доли дословного воспроизведения. В ходе развития учащихся довольно ясно выступает своеобразная зависимость от объема воспроизводимого материала. Дословное запоминание сравнительно велико при малом объеме (в начальных классах), доля его уменьшается с возрастанием объема воспроизводимого материала (IV класс) и вновь растет в ходе последующего увеличения объема воспроизведения (V—X классы) вместе с улучшением качества репродукции в целом.
Обратимся к глухим школьникам. Основные сдвиги выступают с достаточной ясностью. Виден быстрый рост запоминания в первых трех классах сравнительно с теми же классами массовой школы. В I классе глухие не могли, как правило, выполнить предлагавшееся им задание. Второклассники уже всегда воспроизводили текст, но в очень малом объеме (16,2% подлинника). В III классе воспроизведено в 2,5 раза больше. Дальнейшее движение характеризуется довольно длительными остановками, которые предшествуют последующим подъемам. На одном уровне держатся III и IV классы; после подъема в V классе снова остановка («плато»), подъем наступает только после VIII класса. Видимо, глухие школьники после III класса вынуждены длительно готовиться для осуществления каждого значительного сдвига. Аналогичная картина наблюдается и в движении буквального воспроизведения.
Заключение.
В настоящее время в России накоплен огромный опыт, память глухих детей изучалась целым рядом исследователей, и было установлено немало фактов, позволяющих видеть общие закономерности развития памяти глухих и слышащих детей, и это было мной представлено в данной работе.
Исходя из изложенного материала, можно сделать выводы о том, что образная память - это вид памяти связанный с органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. Существует 5 видов образной памяти: слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая и тактильная. Эти виды развиты у человека неравномерно, какой-нибудь всегда преобладает. Таким образом, у людей с аномалиями слуха, в основном преобладает зрительная память.
Произвольное запоминание формируется у глухих детей медленнее, и необходимо использовать непроизвольное запоминание, то есть подачу материала в игровой форме.
Следует отметить, что работа по развитию памяти у глухих детей будет эффективна только при интенсивном развитии их словесной речи, ведь благодаря ей развивается словесная память, которая имеет своей целью формирование осмысленного запоминания, а так же сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Установлено, что глухие дети прежде всего овладевают существительным, имеющими прямую предметную отнесенность. Представления о других грамматических категориях формируются позже и с большими сложностями. Но различия между глухими и слышащими детьми при запоминании существительных к подростковому возрасту постепенно уменьшаются, однако, при запоминании глаголов и прилагательных эти различия продолжают существовать на протяжении всех лет обучения.
Библиография.
1 Абрамян Н.Г. Краткий курс психологии в вопросах и ответах. Владимир 2006. стр. 36
2 То же. стр. 37
3 Соловьев И.М. Репродуктивная и оперативная память. М., 2003. стр. 108
4 Розанова Т.В. Образная память, словесная память. М.,2006. стр. 39
5 Зейгарник Б.В. Патопсихология – М.: «Академия», 2005. стр. 157
6 Марилов В.В. Общая психопатология М.: "Академия", 2002. стр. 165
7 Марилов В.В. Общая психопатология М.: "Академия", 2002. стр. 162
8 Соловьев И.М. Репродуктивная и оперативная память. М., 2003. стр. 94
9 Марилов В.В. Общая психопатология – М.: «Академия» 2002. стр. 104
10 Марилов В.В. Общая психопатология – М.: «Академия» 2002. стр. 107
11 Психология глухих детей/под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой 2-е изд., стереот., - М.: Советский спорт, 2006. стр.83
12 Соловьев И.М. Репродуктивная и оперативная память. М., 2003. стр. 119
Информация о работе Образная память у людей с аномалиями слуха