Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение психологии как науки.
Задачи данной курсовой работы:
― рассмотреть историческое становление психологии как науки;
― рассмотреть общую характеристику психологии как науки: предмет, объект, задачи, методы;
― рассмотреть разновидности парадигм, уделив особое внимание естественнонаучной и гуманитарной парадигмам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Исторические аспекты становления психологии как науки…………………………6
1.1 Основные исторические этапы развития психологии……………………………...6
1.2 Западноевропейская традиция изучения психики………………………………...1
2 Парадигма и методология психологии………………………………………............15
2.1 Предмет, объект, задачи и методы общей психологии…………………………...15
2.2 Классификация психических явлений……………………………………………17
2.3 Разновидности парадигм. Гуманистическая и естественнонаучная парадигмы………………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………............23
Глоссарий………………………………………………………………………………...2
Список использованных источников…………………………………………………..30
Список сокращений……………………………………………………………………..32
Приложения……………………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Зырянова М. Курсовая работа по общей психологии.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Можайский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и  методы

Фамилия студента

Зырянова

Имя студента

Майя

Отчество студента

Анатольевна

№ контракта

18803090701002


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Исторические аспекты становления  психологии как науки…………………………6

1.1 Основные исторические этапы  развития психологии……………………………...6

1.2 Западноевропейская традиция изучения психики………………………………...10

2 Парадигма и методология психологии………………………………………............15

2.1 Предмет, объект, задачи и методы  общей психологии…………………………...15

2.2 Классификация психических явлений……………………………………………17

2.3 Разновидности парадигм. Гуманистическая и естественнонаучная парадигмы………………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………............23

Глоссарий………………………………………………………………………………...25

Список использованных источников…………………………………………………..30

Список сокращений……………………………………………………………………..32

Приложения……………………………………………………………………………...33

Введение

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что  есть человек: чем определяются закономерности и причины его поступков, законы поведения в обществе, его внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, каким образом возникают мысленные образы, что есть мышление, сознание, творчество, каковы их механизмы. На все эти ― и ещё многие другие ― вопросы стремится ответить психология, балансирующая с момента своего возникновения между наукой, верой и искусством. С чем же связаны трудности её становления?

Во-первых, это ― наука о самом сложном из всего того, что известно человечеству. Ещё древнегреческий философ Аристотель писал, начиная свой трактат «О душе»: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно ― знание о наиболее возвышенном и удивительном». Великий же физик А. Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж-Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем ― это всего лишь детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

Во-вторых, в психологии человек в то же самое время выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит единственное в своём роде явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

В-третьих, в психологических  изысканиях наиболее остро стоит трудная, неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, приводя в качестве аргумента неосуществимость беспристрастно изучать субъективный внутренний мир человека, открытый непосредственно для познания только ему одному.

Трудности становления  и развития психологии определяются, в конце концов, тем фактом, что она очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики определялись еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад ― в 1879 году, когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука); переводя дословно, психология есть наука о душе. Но это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, которые были характерны для периода её зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени, предметом психологии выступала именно душа ― главное, сущностное начало объектов живой природы, причина дыхания, жизни, познания и прочего.

Становление психологии как самостоятельной, действительно  научной дисциплины происходило  также на фоне открытий, совершающихся в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний ― философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ли её естественной наукой или же гуманитарной. Слова «психология», «психолог» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих характеров, душ и страстей; слово «психология» употребляется в нескольких значениях: под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти два понятия нередко смешиваются.

Положения и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно пользоваться ими для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало энергичное развитие популярной психологии, предоставляющей фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми, понятными. Позитивная роль популярной психологии заключается в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.

Целью данной курсовой работы является изучение психологии как науки.

Задачи данной курсовой работы:

― рассмотреть историческое становление психологии как науки;

― рассмотреть общую характеристику психологии как науки: предмет, объект, задачи, методы;

― рассмотреть разновидности  парадигм, уделив особое внимание естественнонаучной и гуманитарной парадигмам.

Основная часть

1 Исторические аспекты становления психологии как науки

1.1 Основные исторические этапы развития психологии

Психология прошла определенный путь развития, разделённый на четыре этапа, как наглядно показано на рис. 1.1 (прил. А). Первый этап связан с существованием науки о душе, второй ― науки о сознании, третий ― науки о поведении, четвертый ― науки о психике.

Первый этап характеризуется как  этап науки о душе.

В этот период развития психологии психику человека понимали как нечто первичное, существующее независимо от материи. Это можно объяснить с лёгкостью: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, и поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа даруется человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.

Считалось, что душа имеет вид тонкого тела или существа, живущего во всех органах человека. Позднее, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, которая связана с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого представления возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления выступают философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание  психики отлично от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика ― производное от материи, вторичное явление. Тем не менее, первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530-470 годы до н. э.) вслед за философами милетской школы ― Анаксимандром, Фалесом, Анаксименом ― говорит о материальной природе психических явлений и единстве тела и души. Исходя из его учения, все вещи ― суть модификации огня. Всё существующее, в том числе телесное и душевное, постоянно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира; также эта концепция встречалась и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460-370 годы до н. э.). Именно он стал создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384-322 годы до н. э.) видел понятие души гораздо сложнее. «О душе» ― его первый трактат, являющийся специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Исходя из этого, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

С течением времени понятие «душа» всё более сужалось до отражения преимущественно «метафизических», идеальных и этических проблем существования человека.

Проблемы душевного развития можно  увидеть в различных религиозных учениях буддизма и джайнизма (VI веке до н. э.). Но этический аспект души впервые был раскрыт Платоном (427-347 года до н. э.) ― учеником Сократа. Именно в его работах был изложен взгляд на душу как на независимую субстанцию. Платон считал, что душа существует наряду с телом и самостоятельно от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вёл человек, его душу ждет различная судьба: она либо отлетит от неё в идеальный мир, или же будет блуждать вблизи земли, отягощённая земными элементами.

На втором этапе развития психологии следует упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569-1650). Именно он считается основоположником рационалистической философии. Его позиция известна в науке как «картезианская философия», или «картезианская интуиция».

Декарт считал, что человек с  рождения, словно губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо подвергнуть сомнению всё, даже ту информацию, что получают с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти и до того, что Земли вовсе не существует. Что же тогда нам остается? Остается лишь наше сомнение ― верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, которое принадлежит Декарту: «Мыслю, значит, существую». Следом, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление ― это «всё то, что происходит в нас», всё то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В данных суждениях заключается главный постулат психологии второй половины XIX века: первое, что обнаруживает человек в самом себе, ― это его сознание.

Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, то есть независимо от него, самостоятельно. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Спенсер, Г. Эббингауз, А. Бине, Т. Рибо и У. Джемс.

Именно этот период времени принято связывать с появлением нового представления о предмете психологии. Возникает понятие «создание», под которым подразумевают способность чувствовать, думать, жить и так далее. Из этого можно сделать вывод о том, что психика встала наравне с сознанием. Но, тем не менее, долго ещё сознание воспринимали как отдельный процесс. Философы различно трактовали сознательную жизнь, считая её результатом субъективных ощущений или проявлением божественного разума. Только всех философов-идеалистов объединяло единое убеждение в том, что психическая жизнь ― есть проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило крайне широкое распространение, подход же стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.

Подход к рассмотрению психических явлений вызывал противоречия не случайно. С одной стороны, это связывали с тем, что сознание замкнуто в самом себе, поэтому его невозможно изучить. С другой же стороны, рассмотрение психических явлений с такой стороны не давало никаких практических результатов. Следствием этого стало то, что психология начала рассматриваться как некая умозрительная наука. В противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который рассматривал поведение в качестве предмета психологии. В этом заключался третий этап развития психологической науки.

А вот четвертый этап развития психологии сопряжён со становлением отечественной психологической школы.

Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию  и историю.

В развитии психологической  мысли в России особое место занимают труды М.В. Ломоносова. В своих работах по физике и риторике Михаил Васильевич развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которую, впоследствии, дополнил и развил Г. Гельмгольц. В понимании Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения страстей и умственных способностей. В свою очередь, источником страстей Михаил Васильевич считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII века были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной  психологии происходило также и под влиянием французских материалистов и просветителей XVIII века. Это влияние отчетливо прослеживается в работах Я.П. Козельского и психологической концепции А.Н. Радищева. Говоря о научных работах А.Н. Радищева, важно подчеркнуть то, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

Как самостоятельная наука российская психология начала развиваться лишь в XIX веке. Немалую роль в её развитии на данном этапе сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии», как о существенном факторе духовного развития человека. Необходимо отметить, что во второй половине XIX века психологические воззрения отечественных ученых в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее выдающихся работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие физиологии высшей нервной деятельности, нейропсихологии, психофизиологии.

Огромное значение для мировой психологической науки имели труды И.П. Павлова. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы не только многие психологические концепции, но даже направления, в том числе и бихевиоризм.

Информация о работе Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы