Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение психологии как науки.
Задачи данной курсовой работы:
― рассмотреть историческое становление психологии как науки;
― рассмотреть общую характеристику психологии как науки: предмет, объект, задачи, методы;
― рассмотреть разновидности парадигм, уделив особое внимание естественнонаучной и гуманитарной парадигмам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Исторические аспекты становления психологии как науки…………………………6
1.1 Основные исторические этапы развития психологии……………………………...6
1.2 Западноевропейская традиция изучения психики………………………………...1
2 Парадигма и методология психологии………………………………………............15
2.1 Предмет, объект, задачи и методы общей психологии…………………………...15
2.2 Классификация психических явлений……………………………………………17
2.3 Разновидности парадигм. Гуманистическая и естественнонаучная парадигмы………………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………............23
Глоссарий………………………………………………………………………………...2
Список использованных источников…………………………………………………..30
Список сокращений……………………………………………………………………..32
Приложения……………………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Зырянова М. Курсовая работа по общей психологии.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А.Ф. Лазурский, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге.

Много времени А.Ф. Лазурский  уделял вопросам личности, особенно изучению характера человека. О естественном эксперименте Александр Фёдорович впервые доложил на I съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 году в свет вышла его книга «Естественный эксперимент и его школьное применение».

Н.Н. Ланге является одним из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением восприятия, ощущения, внимания. Именно Николай Николаевич создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной  психологией в России в конце XIX - начале XX веков развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, психология ребенка, зоопсихология. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С.С. Корсаковым, В.М. Бехтеревым, И.Р. Тархановым. Психология постепенно начала проникать и в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П.Ф. Лесгафта, которые были посвящены типологии детей («Семейное воспитание ребенка и его значение», «Школьные типы», 1890).

 

1.2 Западноевропейская традиция изучения психики

В XX веке психологическая  наука переживает кризис. В ней возникает несколько направлений.

1. Бихевиоризм ― направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к разным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, бихевиоризм отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным; за единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Согласно бихевиоризму, законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма.

Основным метод бихевиоризма является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

В 1970-е годы бихевиоризм  представил свои концепции в новом  освещении ― как теорию социального научения. Данная теория делает особый упор на то, что многие людские действия формируются под влиянием социальной среды. По мнению Бандуры (1965) и других теоретиков социального научения, одна из главных причин, сделавших человека таким, какой он есть, связана с его склонностью подражать поведению других людей с учётом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для самого человека.

Важными заслугами бихевиоризма являются: открытие закономерностей научения, образование навыков, реакций поведения; внедрение активных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучёте сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорирование процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

2. Гештальтпсихология, или психология формы, ― течение, возникшее в Германии в начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме её составляющих. К числу его основателей принадлежат такие немецкие психологи как М. Вертгеймер (1880-1943), В. Кёлер (1887-1967), К. Коффка (1886-1941).

Гештальтпсихология выступила  против ассоциативной психологии В. Вундта, которая трактовала сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.

При изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям), зародилось понятие о гештальте.

В инсайте происходит построение сложного психического образа Инсайт ― внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Заслуги гештальтпсихологии заключаются в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

3. Психоанализ ― учение, созданное Зигмундом Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация.

Формирование взглядов Фрейда прошло в два основных этапа. На первом этапе была разработана топографическая модель личностной организации. На втором ― структурная модель психической жизни.

Согласно топографической  модели, в психической жизни можно  выделить три уровня: сознательное, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, осознающихся в данный момент времени. Область предсознательного заключает в себе весь опыт, не осознающийся в данный момент, но который может легко вернуться в сознание. Бессознательное — это хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, подавленные или вытесненные в область бессознательного.

Начиная с 1920-х годов  психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяется три структуры: Оно (Ид); Я (Эго) и Сверх-Я (суперэго) ― структурная модель психической жизни.

Структура Оно (Ид) — исключительно инстинктивные, примитивные, врождённые аспекты личности. Ид функционирует только лишь в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, наполняющими человеческое поведение энергией.

Структура Я (Эго) ― компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним давлением. Эго подчиняется принципу реальности, позволяющему ему в любой момент времени оценить уместность или выполнимость действий, мотивируемых потребностями Ид.

Структура Сверх-Я (Суперэго) — система идеалов, норм и запретов, складывающаяся в индивидуальном опыте. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

4. Французская социологическая школа ― направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг созданного им журнала «L'Annee Sociologique». Представителями французской социологической школы являются М. Мосс, П. Фоконне, С. Бугле, Ж. Дави, Леви-Брюль, П. Лапи, М. Хальбвакс.

К основным положениям французской социологической школы можно отнести следующее:

― с точки зрения Французской  социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой;

― общество необходимо изучать  через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой);

― сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и  коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества;

― функция культуры, в  том числе и религии, заключается  в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

5. Индивидуальная психология (от лат. individuum ― неделимый) ― направление психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века.

Индивидуальная психология исходит из концепции Адлера о присутствии у человека комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации. Чувство неполноценности, которое возникает в раннем детстве, определяет специфический для индивида «жизненный стиль». Индивидуальная психология, в отличие от психоанализа, считает, что в основу социального характера положено врождённое социальное чувство, нуждающееся в воспитании для своего полного развития. У невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и других, тому подобных) это чувство отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным мнимым целям.

Главную цель терапии индивидуальная психология видит в выявлении связанных с этим искажений в жизненном стиле пациента. Сам Адлер видел в индивидуальной психологии реформистскую программу достижения гармонии в человеке и обществе. Индивидуальная психология обращалась к изучению творчества, беря за основу своё учение о компенсаторной деятельности как преодолении биологической и социальной неполноценности. Также она занималась психологией групп с выраженным чувством социальной неполноценности (преступники, люмпен-пролетарии и тому подобным).

В целом, индивидуальная психология не разработала своей общепсихологической теории, преимущественно ограничиваясь наблюдениями эмпирического характера. Наибольшее распространение она получила в 1920-х годах, особенно в области психотерапии и педагогики.

2 Парадигма и методология психологии

2.1 Предмет,  объект, задачи и методы общей  психологии

Взаимодействие живых  существ с окружающим миром реализуется  посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов и актов состояния. Изучаемые психологией явления в течение столетий обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались также и в других науках ― медицине и педагогике. Психология ― это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.

Предмет психологии менялся в процессе формирования её как отдельной науки. Первоначально предметом её изучения являлась душа, следом сознание, и в конечном итоге — поведение человека, его бессознательное и так далее, в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время существует два взгляда относительно того, что же является предметом психологии. Согласно первому из них, предметом изучения психологической науки являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (рис. 2.1 прил. Б). В соответствии со вторым взглядом, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 2.2 прил. В).

Что же касается объекта психологии, то в его определении существуют определенные трудности. Принято считать, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые исследует данная наука. Исходя из этого, объектом психологии нужно признать человека. Однако же, согласно этическим нормам отечественной методологии, человек не может быть объектом, так как выступает субъектом познания. Дабы выйти из этого терминологического противоречия можно определить объект общей психологии как процесс взаимодействия человека и окружающего мира.

Основная задача психологии как науки — это изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

К частным  задачам психологии относятся:

1) изучение  механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей  развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать  внедрению знаний психологической  науки в практику жизни и  деятельности людей.

Основные проблемы психологии отражены на рис. 2.3 (прил. Г).

В психологии, так же, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используют определённую совокупность методов исследования.

Все применяемые в  психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных знаний; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным методам относят действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. К эмпирическим способам добывания научных знаний ― обсервационные (наблюдение и самонаблюдение) и экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий эксперименты). К приемам обработки данных относят количественный (математико-статистический) и качественный анализ.

Ниже рассмотрен ряд организационных и эмпирических способов добывания научных знаний.

1. Организационные  методы.

a) сравнительный метод ― (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;

b) лонгитюдный метод  (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени;

c) комплексный метод ― способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

2. Эмпирические методы.

I. Обсервационные  методы:

a) наблюдение (внешнее) ― метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики;

b) самонаблюдение (интроспекция) ― наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

II. Экспериментальные  методы:

a) лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов;

Информация о работе Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы