Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение психологии как науки.
Задачи данной курсовой работы:
― рассмотреть историческое становление психологии как науки;
― рассмотреть общую характеристику психологии как науки: предмет, объект, задачи, методы;
― рассмотреть разновидности парадигм, уделив особое внимание естественнонаучной и гуманитарной парадигмам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Исторические аспекты становления психологии как науки…………………………6
1.1 Основные исторические этапы развития психологии……………………………...6
1.2 Западноевропейская традиция изучения психики………………………………...1
2 Парадигма и методология психологии………………………………………............15
2.1 Предмет, объект, задачи и методы общей психологии…………………………...15
2.2 Классификация психических явлений……………………………………………17
2.3 Разновидности парадигм. Гуманистическая и естественнонаучная парадигмы………………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………............23
Глоссарий………………………………………………………………………………...2
Список использованных источников…………………………………………………..30
Список сокращений……………………………………………………………………..32
Приложения……………………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Зырянова М. Курсовая работа по общей психологии.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

b) естественный эксперимент ― психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого;

c) формирующий (обучающий)  эксперимент ― метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

 

2.2 Классификация психических явлений

Все психические явления можно разделить на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства  личности.

Психический процесс ― это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, мышление, восприятие, воображение и память), эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека является совокупностью познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние ― это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния являются относительно устойчивым объединением всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными или устойчивыми, личностными.

Все психические состояния  подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные ― интересы, влечения, желания, стремления, страсти;

2. Эмоциональные ― настроение, эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, конфликтные эмоциональные состояния ― аффект, стресс, фрустрация;

3. Волевые состояния  ― настойчивость, целеустремленность, инициативность, решительность;

4. Состояния разных  уровней организованности сознания  ― проявляются в различных  уровнях внимательности.

Психические свойства личности ― типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относят следующее:

1. Темперамент ― индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов и остаются почти неизменными в процессе жизни;

2. Направленность ― система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться);

3. Способности ― индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определённой деятельности;

4. Характер ― совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

 

2.3 Разновидности  парадигм. Гуманистическая и естественнонаучная  парадигмы

К концу XIX века психология, как система знаний, достигла парадигмальной стадии ― стадии сформированной науки. Как особый термин понятие «парадигма» было введено американским философом и историком науки Томас Кун в книге «Структура научных революций» (1962). Он выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм ― исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода.

Парадигма ― это совокупность наиболее общих принципов познания, предполагающих определенное видение того, как искать ответы на вопросы: что есть Мир, что есть Я и что есть отношения между Миром и Я. Это означает, что парадигма предлагает неспецифичное (независимое от предмета познания), определённое понимание того, что есть проблема, а также объект и предмет исследования, определяет ключевые методы исследования и правила истолкования полученных результатов. Поэтому парадигма может пониматься как общая логика исследования.

Можно говорить о трех парадигмах, где каждая выбирает своё детерминирующее основание: 1) «Мир» ― детерминирующее основание для объектной, материалистической по характеру парадигмы; 2) «Я» ― основание для субъектной, идеалистической по характеру парадигмы; 3) «Отношение между Миром и Я» ― основание для процессуальной, дуалистической по характеру парадигмы.

В данной курсовой работе неосуществимо подробное описание каждой из парадигм, предваряющее классификацию. Однако все необходимые критерии заданы, и их принципиальные особенности можно выразить в классифицирующей таблице 2.1 (прил. Д).

Две из трёх парадигм ―  естественнонаучная и гуманистическая  ― рассмотрены ниже.

1. Естественнонаучная  парадигма ― совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как материального объекта ― независимого от сознания исследователя. Объект изучается в качестве образования, независимого от познающего разума и самих процедур познания (объективно), вне контекста взаимодействия с сознанием человека. Главной задачей естественнонаучного познания является приведение предмета исследования к элементарным формам, которые описываются конкретными объективными законами. Основные способы познания ― в первую очередь экспериментальные и эмпирические методы исследования. Ключом к естественнонаучному исследованию является догадка, решающая головоломку, разрешающая парадокс, снимающая противоречие. Однако любая гипотеза или даже формулировка закона должны подтверждаться иными данными (эмпирическими и экспериментальными фактами), отличными от тех, на основании которых они были предложены, ― иными как минимум по их методу получения.

Эмпиризм ― условно начальная форма естественнонаучной парадигмы, ориентированная на выявление точно установленных фактов и, тем самым, на снятие противоречия в данных, нестыковки в наблюдаемых фактах, противоречия в опыте и собственно отсутствия опыта. В данной форме применяются в основном статистически ориентированные, корреляционные методы исследования, которые позволяют описать феномен. Объектом исследования здесь выступает наблюдаемая реальность ― мир, общество, группа, человек. В частности, психическое понимается в качестве определяющих поведение рефлексов, реакций на стимулы; изучающих физиологические механизмы поведения. Предмет исследования эмпиризма подвергается анализу и описывается как пассивный объект, на который воздействуют различные факторы, условия, силы.

Экспериментализм ― условно развитая форма естественнонаучной парадигмы, ориентированная на выявление закономерностей, неизменного внутреннего порядка вещей, поиск общего знания, позволяющего объяснить феномен. В центре внимания экспериментализма не сам опыт (как в эмпиризме), а законы, которым он подчиняется. То есть объектом исследования здесь выступает фиксируемое отношение мыслимой модели мира к наблюдаемой реальности. Применяются в экспериментализме в основном экспериментальные методы проверки гипотез, которые дают однозначное знание об объекте, в соответствии с которым мир, общество, человек выступают уже не как объект (в эмпиризме), а как система (несводимая к частям целостность), существующая только в отношениях с другими системами. При этом, до проведения соответствующего исследования, нельзя заранее знать, как система (в том числе человек, его поведение) отреагирует на изменение элемента и в каких границах её поведение можно рассматривать как пассивное.

2. Гуманистическая  парадигма ― совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как идеального объекта ― зависимого от сознания исследователя. Главная задача познания ― это упрощение предмета исследования до уровня значений и смыслов, описываемых внутренне согласованными концепциями. Основными способами познания гуманистической парадигмы являются низкоформализованные, эмпатийные методы исследования: интроспекция, наблюдение, беседа, истолкование. При этом логические суждения должны быть проверены в опыте, а опытные наблюдения должны независимо обосновываться логическим путем. Ключ к гуманистическому исследованию ― это осмысление, смыслообразование, которое позволяет раскрыть онтологию, гносеологию, этику и эстетику гуманности. Однако всякое смыслообразование, любое новое значение или даже концепция должны подтверждаться иными данными (другими смыслами и значениями), отличными от тех, на основе которых они были образованы (как минимум, по методу получения данных).

Персонализм ― условно начальная форма гуманистической парадигмы, ориентированная на понимание роли личности в мире (признается онтологический статус гуманности), на понимание и развитие самой личности. Основной проблемой гуманитарного исследования является отсутствие непротиворечивого описания, позволяющего понять личность человека как уникальное образование, в котором личность признается высшей ступенью развития человека. Объектом исследования здесь выступает мыслимое, переживаемое, а также зависимое от мышления переживание. Как правило, в гуманитарных науках это личность, её свойства, самоактуализация, сознание, культура как социально детерминированные феномены.

Трансперсонализм ― условно развитая форма гуманистической парадигмы, ориентированная на объяснение роли сознания, психического в мире (признается онтологический статус духовного), на понимание и развитие психики, не сводимой к личности, выявление предельных способностей человека. Основной проблемой является отсутствие возможности непротиворечивого описания и объяснения психики. Объектом трансперсонализма выступает осознаваемое, а также зависимое от осознаваемого; как правило (в гуманитарных науках), это субъект, индивидуальность и активность которого не сводится к индивидуальности и активности личности, объект трансперсонализма ― это психика во всех её предельных способностях и совершенствовании.

Заключение

В настоящее время  наблюдается бурное развитие психологической  науки, которое обусловлено многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в её развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые дисциплины и научные направления, изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.

Огромна область явлений, изучаемых психологией. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности ― от элементарного различения отдельных признаков объекта, который воздействует на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, описание же других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, что абстрактное и обобщённое описание изучаемых явлений и их связей ― это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает в себя также сопоставление и соединение накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Её конечная цель состоит в раскрытии сущности изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую философскую позицию, то здесь возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

Ни для кого не секрет, что прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее же время её роль в общественной жизни существенно изменилась. Она всё больше становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, медицине, государственном управлении, спорте, культуре. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития её теории.

Исследование практически  всей системы психических явлений ― от элементарных ощущений и до психических свойств личности, ― направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественных задач, совершенствования организации воспитания и обучения.

Осознание обществом  роли прикладных задач, которые решает психологическая наука, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии её оформления и развития, она призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением её результатов.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Бессознательное

это хранилище примитивных  инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, подавленные или вытесненные в область бессознательного

2

Бихевиоризм

направление в психологии, отрицающее сознание как предмет  научного исследования и сводящее психику  к разным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма  на стимулы внешней среды

3

Гештальтпсихология или психология формы

течение, возникшее в Германии в  начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической  жизни, не сводимой к сумме её составляющих

4

Гуманистическая парадигма

совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как идеального объекта ― зависимого от сознания исследователя

5

Естественнонаучная парадигма

совокупность общих принципов  познания, предполагающих видение предмета познания как материального объекта ― независимого от сознания исследователя

6

Естественный эксперимент

психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно  для испытуемого

7

Индивидуальная психология

(от лат. individuum ― неделимый) направление психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века

8

Инсайт

внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений  и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается  осмысленное решение проблемы

9

Комплексный метод

способ изучения, при котором  в исследовании участвуют представители  различных наук, что позволяет  устанавливать связи и зависимости  между явлениями разного рода

10

Наблюдение (внешнее)

метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики

11

Направленность

система устойчиво характеризующих  человека побуждений (что человек  хочет, к чему стремится, так или  иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться)

12

Парадигма

это совокупность наиболее общих принципов  познания, предполагающих определенное видение того, как искать ответы на вопросы: что есть Мир, что есть Я и что есть отношения между Миром и Я

13

Персонализм

условно начальная форма гуманистической парадигмы, ориентированная на понимание роли личности в мире (признается онтологический статус гуманности), на понимание и развитие самой личности

14

Психические свойства личности

типичные для данного человека особенности его психики

15

Психический процесс

это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и  свою регуляционную функцию

16

Психическое состояние

это общий функциональный уровень  психической активности в зависимости  от условий деятельности человека и  его личностных особенностей

17

Психоанализ

учение, созданное Зигмундом Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные  психические процессы и мотивация

18

Психология

это наука о фактах, закономерностях  и механизмах психики как складывающегося  в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер

19

Самонаблюдение (интроспекция)

наблюдение человека за собственными психическими явлениями

20

Способности

индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определённой деятельности

21

Структура Оно (Ид)

исключительно инстинктивные, примитивные, врождённые аспекты личности

22

Структура Сверх-Я (Суперэго)

система идеалов, норм и запретов, складывающаяся в индивидуальном опыте

23

Структура Я (Эго)

компонент психического аппарата, ответственный  за принятие решений

24

Темперамент

индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической  деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов и остаются почти неизменными в процессе жизни

25

Трансперсонализм

условно развитая форма гуманистической парадигмы, ориентированная на объяснение роли сознания, психического в мире (признается онтологический статус духовного), на понимание и развитие психики, не сводимой к личности, выявление предельных способностей человека

26

Формирующий (обучающий) эксперимент

метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности

27

Французская социологическая  школа

направление во французской социологии, основанное Э. Дюркгеймом и объединенное вокруг созданного им журнала «L'Annee Sociologique»

28

Характер

совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения

29

Экспериментализм

условно развитая форма естественнонаучной парадигмы, ориентированная на выявление закономерностей, неизменного внутреннего порядка вещей, поиск общего знания, позволяющего объяснить феномен

30

Эмпиризм

условно начальная форма естественнонаучной парадигмы, ориентированная на выявление точно установленных фактов и, тем самым, на снятие противоречия в данных, нестыковки в наблюдаемых фактах, противоречия в опыте и собственно отсутствия опыта

Информация о работе Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы