Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении влияния различных методов психологической подготовки к соревнованиям на спортсмена.
Задачи курсовой работы изучить:
1. Общую психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям
2. Специальную психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

Содержание работы

Введение 3
1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 5
1.1 Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 7
1.2 Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 9
2. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 14
2.1 Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований 16
2.2 Секундирование 17
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 19
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

Введение

 

Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая ; часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Гипотеза исследования. Существует значительное разнообразие видов спортивной деятельности: поединок, групповая борьба и т.д., однако их объединяют общие психологические особенности:

1) спортивное соревнование  обладает стимулирующим влиянием;

2) целью выступления  в соревнованиях является достижение  победы или лучшего результата. Это основная причина экстремальности  условий этой деятельности;

3) соревнования всегда  социально значимы: их результаты, как правило, получают широкую общественную известность и оценку;

4) результаты выступления  в соревнованиях всегда лично  значимы для спортсмена;

5) соревнования являются специфичным  фактором, создающим экстраординарные  эмоционально-волевые состояния.

Актуальность темы. Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей психической подготовки к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальной психической подготовки к выступлению в конкретных соревнованиях. В ходе общей психической подготовки к соревнованиям нормируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность и самоконтроль и саморегуляции в соревновательной обстановке. В ходе психической подготовки к конкретным соревнованиям нормируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к успеху, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для успеха.

Объект исследования. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

Предмет исследования различные методы психологической подготовки спортсмена к соревнованиям.

Цель исследования заключается в изучении влияния различных методов психологической подготовки к соревнованиям на спортсмена.

Задачи курсовой работы изучить:

1. Общую психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям 

2. Специальную психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям 

3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 

 

 

 

 

1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

 

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях  зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно, чтобы  реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность — это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте — важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование — это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.

Следовательно, организация  психологической подготовки к соревнованиям  должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности1.

В спорте существует понятие  «классификация соревнований», которая  предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные, отборочные, предварительные и т.п.

Уровень соревнований оказывает  значительное влияние на психику  спортсмена, что, в свою очередь, требует  определенной степени психологической  готовности. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнованию.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер — это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в тренировочном процессе.

Основные критерии спортивного  характера2:

  • стабильность выступлений на соревнованиях;
  • улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;
  • более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;
  • лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:

  • спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);
  • уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;
  • боевым духом спортсмена. Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.

Единство этих черт спортивного  характера обусловливает состояние  спокойной боевой уверенности.

 

1.1 Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Методы и  психопедагогические мероприятия  должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека3.

1. Лекции и беседы  направлены на психологическое  образование спортсменов. Их содержание  должно включать в себя: объяснение  особенностей психических состояний,  характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

2. Беседы с другими  людьми при спортсменах. Содержание  бесед косвенно направлено на  спортсмена. В данном случае основной метод воздействия — косвенное внушение.

3. Гетеротренинг (сеанс  обучения аутогенной тренировке).

В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют  специально разработанные формулы  самовнушения.

4. Внушенный отдых.  Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия — внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.

5. Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости  спортсмена к тому, что говорит  ведущий. Воздействие на подсознание.  Метод -императивное внушение.

6. Аутотренинг. Самостоятельное,  без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод -самовнушение.

7. Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения.

Комплексное использование  данных методов совершенствует систему  саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает  работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.

 

 

1.2 Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов

Процесс воспитания будет  мало эффективным, если спортсмен не занимается самовоспитанием.

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Некоторые из приемов очень простые. Их необходимо просто запомнить и применять в нужный момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и переключение. Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним, которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг уменьшается в результате создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее объект наблюдения. Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является отражение) окружающего материального мира4.

Существуют способы  саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в  наибольшей мере насыщены специальными приемами.

1. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц.

Этот прием требует  специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен  проверяет и закрепляет его в  разнообразных жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения  этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

2. Контроль и регуляция  мышечной системы спортсменов.

Психическая напряженность  всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.

3. Контроль и регуляция  темпа движений и речи.

Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить необходимость спешки.

4. Специальные дыхательные  упражнения.

Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается  высоко эффективным способом саморегуляции  эмоционального напряжения.

5. Разрядка.

Этот прием дает «выход»  эмоциональному напряжению. Как прием  саморегуляции, разрядка реализуется  обычно в специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя). Для них характерны разнообразные приемы5.

1. Отвлечение путем  сюжетных представлений и воображений.

Уметь воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (связанные  с ощущением спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний.

2. Самовнушение.

В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции  лежит принцип использования словесных формул).

3 Самоубеждение.

Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с самим собой  или с кем-то другим.

Информация о работе Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям