Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении влияния различных методов психологической подготовки к соревнованиям на спортсмена.
Задачи курсовой работы изучить:
1. Общую психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям
2. Специальную психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

Содержание работы

Введение 3
1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 5
1.1 Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 7
1.2 Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 9
2. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 14
2.1 Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований 16
2.2 Секундирование 17
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 19
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Следует выделить способы  саморегуляции, в основе которых  лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема6.

1. Регулирование цели.

Это умение вовремя поставить  цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии  эмоциональной напряженности, а  потом вновь актуализировать  ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.

2. Ритуал предсоревновательного  поведения. В его основе лежат  определенные стереотипы, вследствие  чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором.

Упражнения в структуре  общей психологической подготовки спортсменов

Действенную помощь в  осуществлении психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

Действительно, самым  эффективным способом психологической  подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности: учебные игры в баскетболе, футболе и т.д.

Кроме того, необходимо использовать следующие способы психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям7:

1. Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние  люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия  в глазах спортсменов-участников. Также  следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

2. Товарищеские встречи.

Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов  из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.

3. Психофизические упражнения.

Эти упражнения характеризуются  выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.

Использование психофизических  упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 - бежать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности спортсмена).

4. Психотехнические упражнения.

В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.

Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения  достаточно сложных (в зависимости  от уровня мастерства спортсмена) психологических  задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.

5. Интеллектуальные задачи (безфизической нагрузки и технических  действий).

Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение  их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).

 

2. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

 

Основная задача специальной  психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию — создание состояния его психической готовности к выступлению в соревнованиях.

Как утверждает А. Ц. Пуни, состояние психической готовности к соревнованию — целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему, элементы которой даны в табл. 1.

 

Таблица 1 – Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А. Ц. Пуни8)

№ п/п

Элементы готовности

Характеристика

1

Трезвая уверенность в своих  силах 

Основана на определении соотношения  своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований

2

Стремление упорно и до конца  бороться за достижение соревновательной цели, за победу

Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели

3

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения 

Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим  особенностям спортсмена, масштабу и  рангу соревнований

4

Высокая помехоустойчивость

Выражается по отношению к неблагоприятным  внутренним и внешним влияниям, проявляется  в «нечувствительности» к разнообразным  помехам или в активном противодействии  к их отрицательному влиянию 

5

Способность произвольно управлять  своими действиями, чувствами, поведением

При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать  целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с  партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам


Система специальной  психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию включае9т:

1) сбор информации о предполагаемых  условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для  формирования состояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках — важно знать место проведения, в некоторых других случаях — основой является информация о соперниках и т.п.);

2) определение и формулировку  соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности достигнуть определенного результата, она является главным регулятором деятельности спортсмена);

3) формирование и актуализацию  мотивов участия в соревновании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);

4) вероятностное программирование  соревновательной деятельности (осуществляется  в ходе разработки тактического  плана действий; всегда носит  вероятностный характер);

5) саморегуляцию неблагоприятных  внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективными и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);

6) сохранение и восстановление  нервно-психической свежести (имеются  в виду особенности поведения  спортсмена за некоторое время  до соревнований, когда необходимо  правильно построить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п. — все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

 

2.1 Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно представить как управление подготовительной деятельностью и соревновательной деятельностью. Особенно выделяется своей сложностью управление соревновательной деятельностью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в соревнованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и  хорошей психологической готовностью  к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата10.

В таких случаях срочное  вмешательство в деятельность спортсмена может помочь. Управление деятельностью спортсмена достаточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает понятие ситуативное управление.

 

 

2.2 Секундирование

Мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными  состояниями спортсмена издавна  называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод  секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий  уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов11.

Первый этап

Решается специальная  задача — снижение общей психической  активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс  релаксации, желательно в отдельном  помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

Второй этап

После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс  сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: 1) как можно больше отвлечься от всего окружающего; 2) четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.; 3) воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

Третий этап

В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

1) он должен быть  спокоен и уверен в себе, работать  с полной отдачей сил, полностью  реализовать все, что заложено  в подготовительном периоде (учебно-тренировочные  занятия), не сомневаться, что  находится в прекрасной спортивной форме;

2) ему следует напомнить  о характере поведения при  выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие  уверенные движения, раскованность  и т.д.;

3) ему необходимо поднять  боевой дух (он должен неудержимо  стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

4) ему следует напомнить  о содержании деятельности (это  зависит от вида спорта).

Информация о работе Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям