Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении влияния различных методов психологической подготовки к соревнованиям на спортсмена.
Задачи курсовой работы изучить:
1. Общую психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям
2. Специальную психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

Содержание работы

Введение 3
1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 5
1.1 Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 7
1.2 Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 9
2. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 14
2.1 Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований 16
2.2 Секундирование 17
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 19
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

Известно, что некоторые  спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие - мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически  все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.

Таким образом, ситуативное  управление включается в ритуал предсоревновательного  поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).

 

3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

 

В практическом решении  проблем психологической подготовки спортсменов к соревнованиям очень важным является вопрос о ее планировании.

Речь идет об общем  планировании психологической подготовки. Конкретный план должен быть составлен  только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.

Общий план (образец) психологической  подготовки спортсменов к соревнованию имеет ряд общих требований12:

1) необходимо знать  возраст спортсменов, для которых  предназначена разработка;

2) следует учитывать  уровень их спортивного мастерства;

3) важно определить  цели и задачи психологической  подготовки и включать в план  конкретные мероприятия в полном  соответствии с ними;

4) средства обучения  и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на  общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования);

5) комплекс мероприятий  следует планировать на годичный  цикл подготовки;

6) важно определить средства психодиагностики (отбор, переводные мероприятия, средства для определения динамики роста личностного развития и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), средства специального психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта);

7) необходимо включить  в план методы и средства  гетеротренинга;

8) в комплекс следует  включить методы и средства, направленные  на формирование эмоциональной  устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

9) при составлении  плана важно использовать условное  его разделение на блоки, которые  символизируют определенную законченность  развития, формирования или совершенствования  какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств спортсмена и т.п.). Необходимым условием разработки каждого блока является использование общей схемы построения (см. схему 1).

После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо провести конкретизацию разработки. Сущность этого процесса определяется адаптацией общей формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы). Основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности в психическом развитии, сформированность личностных качеств и общих специальных умений каждого из спортсменов.

Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать  целям и задачам физической, технической  и тактической подготовки. Сформулировав  конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

 

Схема 1. Требования к  составлению отдельного блока мероприятий  психологической подготовки спортсменов  к соревнованию13.

 

Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 — 24 (на первом этапе работы — общий план): 3 (на втором этапе — общие планы для подгрупп): 6 — 24 (на третьем этапе — конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).

Целесообразно представить  общий план психологической подготовки, который отвечает всем вышеуказанным  требованиям и может служить  образцом для организации самостоятельной  работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта (см. табл. 2 и 3).

Примерный план психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям (по А. Ц. Пуни)14.

Раздел 1. Общая психологическая  подготовка.

Цели:

1) психодиагностика, определяющая  уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях;

2) развитие стремления  к достижению наивысших спортивных  результатов в условиях соревнования;

3) совершенствование  качеств личности, важных для  спортсмена;

4) формирование способности  адаптироваться к условиям соревнований.

Таблица 2

№ п/п

Содержание подготовки

Задачи

Средства решения

Сроки выполнения

1

Общая диагностика уровня подготовленности

Диагностика 
1 ) волевых качеств; 
2) помехоустойчивости; 
3) морально-этических качеств; 
4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта

Комплекс исследовательских мероприятий 

 

2

Морально-этическое воспитание

1) воспитание идейной направленности; 2) развитие способности произвольно  управлять поведением в условиях  соревнований

1) проведение бесед; 
2) моделирование на тренировках соревновательных условий

 

3

Волевая подготовка

Преодоление конкретных пробелов в  развитии волевых качеств у каждого  спортсмена

   

4

Подготовка к преодолению экстремальных  ситуаций соревновательного характера

Развитие 
1 ) умения быстро овладевать собой в экстремальных условиях; 
2) способностей трезво оценивать ситуацию и принимать рациональные решения

Теоретическое и практическое решение  интеллектуальных задач по методике Е.Н.Гогунова

 

5

Диагностика интеллектуальных качеств 

Диагностика 
1) аналитико-синтетических качеств;2) уровня развития наблюдательности

Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта

 

6

Совершенствование интеллектуальных качеств

Совершенствование 
1 ) аналитико-синтетических умений; 
2) наблюдательности

Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых  действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений

 

7

Диагностика умения настраиваться на выполнение соревновательных упражнений

Диагностика 
1) уровня знаний и умения использовать приемы контрольно-ориентировочной деятельности;  
2) уровня знаний и умения использовать приемы идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; 
3) уровня знаний и умения определять момент готовности к выполнению упражнения; 
4) индивидуальных особенностей длительности сосредоточения перед началом выполнения упражнения

Опрос на предмет знаний о способах самонастройки на выполнение соревновательного  упражнения, приемах идеомоторной тренировки, практическое выполнение настраивания на выполнение упражнения; 
а) с определением спортсменом момента готовности; 
б) в различные промежутки времени, с последующей оценкой качества действий спортсмена

 

8

Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений

Совершенствование  
1) приемов контрольноориентировочной деятельности;  
2) приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;  
3) умения определять момент готовности к началу действия  
Закрепление индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением упражнения

Определение совместно со спортсменом  контрольно-ориентировочных элементов  деятельности, составление «модели  соревновательного упражнения», практическое использование модели, отработка длительности сосредоточения, совершенствование «чувства готовности»

 

9

Диагностика умений саморегуляции  неблагоприятных внутренних состояний 

Диагностика  
1) умений осуществлять самоконтроль за внешними проявлениями эмоциональной напряженности;  
2) умений проводить саморегуляцию

Оценка уровня тревожности по шкале  Спилберга, опросник «Стресссимптом-тест»,  
опросник НПТ Т.А.Немчина, методика Ю.А.Цагарелли

 

10

Совершенствование приемов саморегуляции  неблагоприятных внутренних состояний 

Совершенствование  
1 ) самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной напряженности;  
2) приемов произвольного расслабления мышц, регуляции дыхания, переключения внимания, мыслей, словесной саморегуляции

Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений

 

11

Диагностика умений проводить аутогенную тренировку

Диагностика  
1) знаний об аутогенной тренировке;  
2) умений осуществлять аутогенную тренировку

Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении  к аутогенной тренировке, об использовании  ее на практике

 

12

Совершенствование умений проводить  аутогенную тренировку

1) закрепление знаний об аутогенной  тренировке;  
2) совершенствование приемов аутогенной тренировки

Комплекс гетеротренинга

 

13

Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервнопсихической  свежести

Диагностика  
1) знаний о приемах сохранения и восстановления нервно-психической свежести;  
2) умений практического использования этих знаний

Опрос о сущности, вариативности  способов организации сохранения и  восстановления нервно-психической  свежести, тестирование по методике Ю.А.Цагарелли 

 

14

Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести

Совершенствование 
1) приемов словесного самовоздействия; 
2) приемов отвлечения и переключения; 
3) специальных приемов аутогенной тренировки в сочетании с физическими упражнениями

Комплекс специальных упражнений, сеансы специального гетеротренинга

 

15

Общая диагностика уровня подготовленности

Диагностика 
1) волевых качеств; 
2) помехоустойчивости; 
3) морально-этических качеств; 
4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта

Комплекс исследовательских мероприятий

 

 

Раздел 2. Специальная  психологическая подготовка (к конкретному  соревнованию).

Цель: формирование состояния  психической готовности к соревнованию.

Таблица 3.

№ п/п

Содержание подготовки

Задачи

Средства решения

Сроки выполнения

1

Создание трезвой уверенности  в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего  результата

1) сбор и анализ информации  об условиях предстоящего соревнования  и о противниках;  
2) уточнение данных о собственной подготовленности, состоянии и возможностях;  
3) определение и формулировка цели;  
4) определение значимости соревнования

Комплекс специальных мероприятий 

 

2

Совершенствование способности управлять  своими действиями, чувствами и мыслями  в соответствии с предлагаемыми  условиями соревнования

1) вероятностное программирование  деятельности;  
2) специальная подготовка к встрече с неожиданными препятствиями в ходе соревнования;  
3) закрепление способов настроить участников перед выполнением соревновательных упражнений

Интеллектуальное, экспериментальное представление будущих действий (вариативное), идеомоторная подготовка. моделирование будущих условий соревнования, аутогенная тренировка, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием настройки

 

3

Создание и сохранение оптимального возбуждения перед соревнованием и входе него

1) ограждение от всевозможного  влияния, способного повысить  меру значимости участия в  соревновании;  
2) определение наиболее приемлемых по условиям данного соревнования способов регулирования неблагоприятных внутренних состоянии, сохранения нервнопсихической свежести;  
3) определение целесообразных форм, времени и места секундирования

Комплекс специальных восстановительных  мероприятий 

 

4

Восстановление психического состояния  после соревнования

1) восстановление психического  состояния после однократного (день  соревнования) участия в соревновании; 
2) восстановление психического состояния после соревнования

Комплекс специальных восстановительных  мероприятий 

 
           

 

В приведенном примере практически не говорится о сроках выполнения и средствах решения задач психологической подготовки, так как их нельзя обобщить (они зависят от планов и программ по другим видам подготовки спортсменов, календаря соревнований и других особенностей спортивной деятельности).

Психическая подготовка спортсменов направлена на воспитание волевых качеств личности и состоит  из общей психологической подготовки спортсменов, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсмена. Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного  интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.  

 

Заключение

 

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют преимущественное значение. На этапе занятий, групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться нормированию интереса  к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических, необходимых в спорте (трудолюбие  в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развитию простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, нормировании волевых черт характера,  улучшении взаимодействий в спортивной команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям. На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению. В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий: в подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемов психической регуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых постоянно используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия. В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного (смешанного) воздействия, направленные на развитие определенных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций в подготовительной части занятий используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной - совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, повышается уровень психической специальной готовности спортсменов. В ходе тренировки особенно при состоянии значительного утомления спортсменов необходима особая корректность поведения тренера. В заключительной части занятий совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Разумеется, распределение средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной  подготовки, направленности тренировочных занятий. Важным фактором является выявление и учет при планировании учебно-тренировочного процесса таких личностных характеристик спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная устойчивость и способность переносить монотонную работу.

Информация о работе Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям