Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении влияния различных методов психологической подготовки к соревнованиям на спортсмена.
Задачи курсовой работы изучить:
1. Общую психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям
2. Специальную психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
Введение 3
1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 5
1.1 Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 7
1.2 Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов 9
2. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям 14
2.1 Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований 16
2.2 Секундирование 17
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям 19
Заключение 27
Список литературы 30
Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.
Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие - мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.
Таким образом, ситуативное
управление включается в ритуал предсоревновательного
поведения спортсмена наряду с саморегуляцией,
помогая вскрыть резервные
3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
В практическом решении
проблем психологической
Речь идет об общем планировании психологической подготовки. Конкретный план должен быть составлен только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.
Общий план (образец) психологической подготовки спортсменов к соревнованию имеет ряд общих требований12:
1) необходимо знать
возраст спортсменов, для
2) следует учитывать уровень их спортивного мастерства;
3) важно определить
цели и задачи психологической
подготовки и включать в план
конкретные мероприятия в
4) средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования);
5) комплекс мероприятий
следует планировать на
6) важно определить средства психодиагностики (отбор, переводные мероприятия, средства для определения динамики роста личностного развития и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), средства специального психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких психических качеств, способностей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта);
7) необходимо включить в план методы и средства гетеротренинга;
8) в комплекс следует
включить методы и средства, направленные
на формирование эмоциональной
устойчивости спортсмена к
9) при составлении
плана важно использовать
После составления общего
плана психологической
Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.
Схема 1. Требования к составлению отдельного блока мероприятий психологической подготовки спортсменов к соревнованию13.
Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 — 24 (на первом этапе работы — общий план): 3 (на втором этапе — общие планы для подгрупп): 6 — 24 (на третьем этапе — конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).
Целесообразно представить
общий план психологической подготовки,
который отвечает всем вышеуказанным
требованиям и может служить
образцом для организации
Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (по А. Ц. Пуни)14.
Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
Цели:
1) психодиагностика, определяющая уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях;
2) развитие стремления
к достижению наивысших
3) совершенствование качеств личности, важных для спортсмена;
4) формирование способности адаптироваться к условиям соревнований.
Таблица 2
№ п/п |
Содержание подготовки |
Задачи |
Средства решения |
Сроки выполнения |
1 |
Общая диагностика уровня подготовленности |
Диагностика |
Комплекс исследовательских |
|
2 |
Морально-этическое воспитание |
1) воспитание идейной |
1) проведение бесед; |
|
3 |
Волевая подготовка |
Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена |
||
4 |
Подготовка к преодолению |
Развитие |
Теоретическое и практическое решение интеллектуальных задач по методике Е.Н.Гогунова |
|
5 |
Диагностика интеллектуальных качеств |
Диагностика |
Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта |
|
6 |
Совершенствование интеллектуальных качеств |
Совершенствование |
Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений |
|
7 |
Диагностика умения настраиваться на выполнение соревновательных упражнений |
Диагностика |
Опрос на предмет знаний о способах
самонастройки на выполнение соревновательного
упражнения, приемах идеомоторной
тренировки, практическое выполнение
настраивания на выполнение упражнения; |
|
8 |
Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений |
Совершенствование |
Определение совместно со спортсменом
контрольно-ориентировочных |
|
9 |
Диагностика умений саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний |
Диагностика |
Оценка уровня тревожности по шкале
Спилберга, опросник «Стресссимптом-тест», |
|
10 |
Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний |
Совершенствование |
Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений |
|
11 |
Диагностика умений проводить аутогенную тренировку |
Диагностика |
Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении к аутогенной тренировке, об использовании ее на практике |
|
12 |
Совершенствование умений проводить аутогенную тренировку |
1) закрепление знаний об |
Комплекс гетеротренинга |
|
13 |
Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервнопсихической свежести |
Диагностика |
Опрос о сущности, вариативности способов организации сохранения и восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А.Цагарелли |
|
14 |
Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести |
Совершенствование |
Комплекс специальных |
|
15 |
Общая диагностика уровня подготовленности |
Диагностика |
Комплекс исследовательских мероприятий |
Раздел 2. Специальная психологическая подготовка (к конкретному соревнованию).
Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
Таблица 3.
№ п/п |
Содержание подготовки |
Задачи |
Средства решения |
Сроки выполнения | ||||
1 |
Создание трезвой уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата |
1) сбор и анализ информации
об условиях предстоящего |
Комплекс специальных |
|||||
2 |
Совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами и мыслями в соответствии с предлагаемыми условиями соревнования |
1) вероятностное |
Интеллектуальное, экспериментальное представление будущих действий (вариативное), идеомоторная подготовка. моделирование будущих условий соревнования, аутогенная тренировка, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием настройки |
|||||
3 |
Создание и сохранение оптимального возбуждения перед соревнованием и входе него |
1) ограждение от всевозможного
влияния, способного повысить
меру значимости участия в
соревновании; |
Комплекс специальных |
|||||
4 |
Восстановление психического состояния после соревнования |
1) восстановление психического
состояния после однократного (день
соревнования) участия в соревновании; |
Комплекс специальных |
|||||
В приведенном примере практически не говорится о сроках выполнения и средствах решения задач психологической подготовки, так как их нельзя обобщить (они зависят от планов и программ по другим видам подготовки спортсменов, календаря соревнований и других особенностей спортивной деятельности).
Психическая подготовка
спортсменов направлена на воспитание
волевых качеств личности и состоит
из общей психологической
Заключение
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют преимущественное значение. На этапе занятий, групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться нормированию интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических, необходимых в спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развитию простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, нормировании волевых черт характера, улучшении взаимодействий в спортивной команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям. На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению. В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий: в подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности. В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемов психической регуляции спортсменов. В ходе учебно-тренировочных занятий также существует определенная тенденция преимущественного применения некоторых постоянно используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия. В вводной части занятий применяются психолого-педагогические методы словесного (смешанного) воздействия, направленные на развитие определенных свойств личности юных спортсменов, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций в подготовительной части занятий используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной - совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, повышается уровень психической специальной готовности спортсменов. В ходе тренировки особенно при состоянии значительного утомления спортсменов необходима особая корректность поведения тренера. В заключительной части занятий совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Разумеется, распределение средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий. Важным фактором является выявление и учет при планировании учебно-тренировочного процесса таких личностных характеристик спортсмена, как монотонофильность, сенсомоторная устойчивость и способность переносить монотонную работу.
Информация о работе Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям