Общее представление о феномене внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить феномен внимания с точки зрения его познавательной функции.
Объект исследования - внимание.
Предмет исследования - внимание как познавательный процесс.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общее представление о феномене внимания 4
1.1. Определение понятия "внимание" в психологии 4
1.2. Теории внимания 7
Глава 2. Внимание в ряду познавательных процессов 19
2.1. Функция внимания 19
2.2. Свойства и виды внимания 21
2.3. Развитие внимания 26
Заключение 31
Библиография 33

Файлы: 1 файл

15812-ВНИМАНИЕ КАК ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 66.27 Кб (Скачать файл)

5) П. Я. Гальперин: внимание как функция контроля

Оригинальную трактовку внимания дал в своих работах автор теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин. Суть его концепции заключается в том, что всякое действие (в том числе и умственное) состоит из ориентировочной (собственно психической) и исполнительной частей. Гальперин выделяет шесть основных этапов формирования умственного действия (например, счета), в ходе которых происходит интериоризация, обобщение и сокращение действия: 1) формирование мотивационной основы действия; 2) формирование схемы ориентировочной основы действия; 3) становление материализованной основы действия; 4) формирование действия в громкой речи; 5) действия во внешней речи про себя; 6) действия в умственном плане [13, с. 96].

Данная концепция рассматривает внимание как результат интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего первоначально во внешней форме. Гальперин постулировал, что основная функция психики в целом заключается в адекватной ориентировке организма в действительности. Контроль за выполнением различных действий является, таким образом, неотъемлемой частью выполнения любого действия. Наиболее эффективным методом психологического исследования Гальперин считал формирующий эксперимент. Следуя этой логике, если в результате планомерного (поэтапного) формирования умственного контроля мы получим эффект, феноменально не отличимый от явления внимания, представление о внимании как о контроле может считаться обоснованным. Именно такие данные были получены в 1974 г. в работе СЛ. Кабыльницкой по формированию контроля ошибок на письме у школьников. «Не всякий контроль есть внимание (оно должно быть интериоризированно, обобщено и сжато), но всякое внимание есть контроль», - суммирует свою теоретическую позицию П.Я. Гальперин [13, с. 96].

Этот выдающийся советский психолог рассматривал внимание как действие сравнения результатов с заданными критериями, образцами. Если деятельность им не соответствует, она корректируется и уточняется. Так и проявляется внимательность - в контроле, в оценке того, что получилось в итоге.

6) Н. Н. Ланге: моторно-реактивная теория внимания

Видный представитель украинской школы психологии рассматривал внимание как понятие, описывающее определенную реакцию организма на объект. Эта реакция может вызываться либо значимостью, важностью этого объекта, либо эмоциональным отношением к нему, либо своей необычностью или новизной. Внимание выражается в стремлении взаимодействовать, наблюдать или изучать то, что привлекает, заинтересовывает, вызывает любопытство.

Н.Н. Ланге выдвинул концепцию волевого внимания. Он определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Критерий моментальности был введен в определение для того, чтобы подчеркнуть отличие акта внимания от других приспособительных реакций организма (например, обучения или полезных мутаций). Н.Н. Ланге разбивает протекание акта внимания на три фазы: первичное восприятие; реакцию, улучшающую восприятие, и собственно улучшенное восприятие.

Классификация видов внимания Н.Н. Ланге совпадает с классификацией различных форм реагирования человека. Рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). В инстинктивном внимании приспособительная реакция опосредствуется эмоциональным состоянием (например, реакция удивления). И, наконец, волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято. Волевое внимание тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий.

Ланге задается вопросом об основном механизме волевого внимания. Чем достигается эффект волевого внимания — усилением интенсивности представления или увеличением ясности и отчетливости представления? Ланге приходит к выводу, что верна первая гипотеза: улучшение восприятия  достигается за счет усиления интенсивности представлений.

7) А. А. Ухтомский: учение о доминанте

Выдающийся русский физиолог видел внимание во взаимосвязи с доминантой - очагом повышенной возбудимости нервных центров, который направляет и поведение, и сознание человека. Причем в зависимости от доминанты, человек может обращать внимание на слабые стимулы и сигналы и игнорировать сильные.

8) Внимание как высшая психическая функция, по Л.С. Выготскому [4, с. 76].

Отечественный психолог Н.Ф. Добрынин в 1938 г. предложил классификацию видов внимания по степени активности субъекта в акте внимания [12, с. 236].

Он выделял вынужденное внимание, эмоциональное (потребностное) внимание, привычное внимание (инициируемое прошлым опытом), целевое внимание (произвольное) и волевое внимание. Последний вид внимания полагался наивысшим, обусловленным сложными мотивационными диспозициями личности. Проблему анализа перехода от непроизвольного, неорганизованного, натурального внимания к произвольному и опосредствованному вниманию поставил перед собой Л.С. Выготский.

Напомним, что путь развития человеческой психики, по Выготскому, проходит через трансформацию натуральных непосредственных психических процессов в форму высших психических функций (социальных по своей природе, сознательных по способу регуляции и опосредствованных знаковыми системами). Каждая психическая функция в своем формировании появляется сначала в виде внешнего действия, разделенного с другим, а впоследствии интериоризируется (присваивается), переходя во внутренний план [2, с. 117].

Внимание в этом смысле представляет собой интериоризованный акт указания на значимые признаки того или иного объекта. Осуществление акта внимания в форме внешнего разделенного действия Выготский иллюстрирует следующим примером. Ребенку предлагается игра: перед ним две чашки, в одной из них лакомство, которое ребенок может получить, если верно догадается, где именно оно лежит. Чашки покрыты кусочками картона, причем на той чашке, в которой в данный момент лежит лакомство оказывается всегда более темная наклейка (ребенок, естественно, об этом не подозревает). Сначала ребенок пытается случайным образом угадать Правильную чашку. Потом он пытается найти закономерность: может быть, лакомство всегда в той чашке, которая стоит справа, или Правильные» чашки чередуются между собой? Поисковое поведение ребенка никак не может увенчаться успехом. Переждав несколько безрезультатных попыток, экспериментатор молча показывает пальцем на одну из крышек. Наступает пауза, и ребенок приходит

Рассмотрим теории внимания в когнитивной психологии

Возможности человеческой психики, к сожалению, не безграничны. В когнитивной психологии проблема внимания в целом формулируется в виде вопроса о природе ограничений, накладываемых на переработку информации свойствами психики. Другими словами, внимание понимается как своеобразный селектор, который спасает психику от перегрузки. Решение проблемы ограниченной способности переработки информации предполагается в трех вариантах.

Существует группа теорий, которая рассматривает внимание как «фильтр», который блокирует переработку избыточной информации (Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. и Э. Дойчи).

9) Теории ранней селекции. Модель фильтра Д. Бродбента Модель аттенюатора А. Трейсман

Внимание как фильтр, отсекающий излишнюю в данный момент времени информацию, восходит к так называемому «эффекту вечеринки». Давно замечено, что человек, находящийся на вечеринке в шумной компании, легко справляется с задачей поддержания разговора, который его интересует. Он практически не отвлекается, несмотря на то, что его окружает поток звуковой, зрительной и тактильной стимуляции. Однако, если его окликают по имени или соседи по столу начинают обсуждать важную для него тему, он способен переключиться на «новый канал» информации [11, с. 319].

Д. Дойч и Э. Дойч поставили под сомнение существование механизма ранней селекции. По их мнению, ограничения в системе переработки информации лежат не на входе, а на выходе из системы, а именно на стадии осознания, принятия решения и ответа. Активизируются все единицы словаря, которые подверглись воздействию. Но в связи с различием «реактивности» самих единиц (с какой силой единица отвечает на воздействие) и неоднородностью воздействия всегда только несколько стимулов оказываются «победителями».

Они усиливаются «фильтром выхода» и получают доступ в сознание. Многочисленные данные в поддержку гипотезы поздней селекции получены в рамках исследования имплицитной памяти. В целом они сводятся к фиксации того факта, что только небольшая часть информации перерабатывается на сознательном уровне. При этом результаты переработки этой информации проявляются в деятельности человека.

Д. Норман в 1968 г. дополнил модель Дойчей с помощью «Блока уместности». В модели Нормана активация единиц словаря предшествует собственно акту восприятия. Система таким образом пред. восхищает то, что будет воспринято. «Блок уместности» определяет уровень совпадения стимуляции и ожиданий субъекта и усиливает адекватную информацию.

Таким образом, основные отличия между моделями ранней и поздней селекции заключаются в следующем:

- ранняя селекция: отбор на основе физических признаков и торможение нерелевантного канала на входе в систему;

- поздняя селекция: отбор на основе значимости и уместности для субъекта и усиление релевантного канала на выходе из системы.

10) Теории гибкой и множественной селекции А. Трейсман и концепция системы переработки информации как конгломерата процессов автоматической и контролируемой переработки Р. Шиффрина

11) Теория  ритма

Факты «колебания внимания» давно известны. Теории, выдвинутые для их объяснения, можно условно объединить в две группы: 1) «теории утомления», объясняющие колебания утомлением адаптационного аппарата, мозговых клеток и пр., и 2) «теории ритма», ставящие колебания внимания в зависимость от ритма дыхания или кровообращения.

Против «теории утомления» выдвигалось весьма веское возражение: почему столь слабые раздражители должны утомлять нерв? Теории ритма не в состоянии объяснить такие примечательные обстоятельства, что для того, чтобы наблюдались колебания, раздражитель должен быть едва заметным (пороговым), мелким и неподвижным.

Кроме того, «теории ритма» совершенно произвольно связывают разнородные явления, причем совершенно игнорируется внутренняя сущность внимания и его другие свойства [18, с. 292].

Ни «теории ритма», ни «теории утомления» не учитывают и того немаловажного обстоятельства, что колебания по-разному выражены в различных ощущениях. Ряд исследователей отрицает наличие колебаний в тактильных и даже в слуховых ощущениях. С другой стороны, колебания в зрительных ощущениях никогда не оспаривались и являются наиболее распространенным объектом исследования. Как утомление, так и центральные ритмы должны были бы сказываться на всех видах ощущений и везде вызывать колебания, которые, конечно, могли бы при этом разниться между собой в количественном отношении (по степени).

Рассмотренный взгляд на внимание дает возможность понять как биологическую обусловленность колебаний, так и все явления, с ними связанные. Делается также понятным смущавшее многих исследователей отсутствие колебаний в отдельных ощущениях (например, кожных) и то особое место, которое в явлениях «колебания внимания» принадлежит зрительным ощущениям. В самом деле, ощупывание среды производится в первую очередь самыми «длинными щупальцами» - глазами; следовательно, эти щупальца должны быть наиболее подвижными. Это и сказывается в том, что «колебания» наиболее ярко выражены в зрительных ощущениях.

Теория гибкой и множественной селекции, предложенная А. Трейсман несколько позднее (1969), предполагает, что система переработки информации обладает не одним, а многими фильтрами. В отсутствие конкретной задачи переработки информации фильтры находятся в состоянии покоя. Решение задачи происходит путем последовательной переработки информации на различных стадиях: стадии сенсорных признаков, стадии перцептивных признаков и стадии семантических признаков. Впоследствии была предложена и еще одна более высокая стадия переработки информации - стадия самореференции, т.е. анализа информации относительно ее личного смысла

Общее в теориях, сложившихся в психологии при исследовании внимания: оно активизирует и регулирует любую деятельность; концентрация и сосредоточенность возникают, если объект внимания важен, необычен или неизвестен; благодаря вниманию человек избирательно относится ко всем раздражителям, стимулам, информации, выделяя важное и пропуская остальное; внимание может возникать самопроизвольно или сознательно, но им можно управлять.

Благодаря способности быть внимательным, направлять и регулировать любую свою деятельность, человек улучшает ее и достигает больших результатов - в обучении, создании нового продукта или идеи, достижении цели, взаимодействии или общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Внимание в ряду познавательных процессов

 

2.1.  Функция  внимания

Способность внимания обеспечивать оптимальные условия для осуществления других психических процессов обусловлена определенными его функциями, в числе которых следует указать следующие:

– селективная функция, проявляющаяся в том, что внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека;

– прогностическая, или планирующая функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям;

– контролирующая функция внимания заключается в его направленности на оценку как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности [15, с. 27].

Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену.

Внимание не только обеспечивает безопасность живого существа, оно в равной мере, подобно другим психическим процессам, призвано обслуживать его потребности. Обслуживание вниманием потребностей животного должно выражаться в искании, в активном отыскивании необходимых предметов питания, особей противоположного пола и т. д.

Выбор (или - по другой терминологии - избирательность, направленность), которым большинство психологов характеризует внимание, есть только частный (точнее говоря, лучший) случай искания. Выбор, само собой разумеется, возможен лишь тогда, когда есть налицо то, между чем можно выбирать [15, с. 28].

Однако так бывает далеко не всегда; иногда даже имеющиеся в районе деятельности животного объекты не вмещаются в поле внимания. Следовательно, успешное искание, наряду с выбором, должно включать в себя второй существенный момент, который бы дал возможность расширять поле внимания, а простейшим Случаем такого расширения будет переход от одного «исследуемого» поля к другому. Этот второй момент будет состоять в подвижности, в пространственной перемещаемости внимания (с этим свойством мы уже столкнулись при рассмотрении первой функции внимания). Здесь вновь соединяются обе функции внимания, условно расчлененные нами в целях анализа [17, с. 57].

Информация о работе Общее представление о феномене внимания