Общее представление о феномене внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить феномен внимания с точки зрения его познавательной функции.
Объект исследования - внимание.
Предмет исследования - внимание как познавательный процесс.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общее представление о феномене внимания 4
1.1. Определение понятия "внимание" в психологии 4
1.2. Теории внимания 7
Глава 2. Внимание в ряду познавательных процессов 19
2.1. Функция внимания 19
2.2. Свойства и виды внимания 21
2.3. Развитие внимания 26
Заключение 31
Библиография 33

Файлы: 1 файл

15812-ВНИМАНИЕ КАК ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 66.27 Кб (Скачать файл)

Подвижность используется для обнаружения как опасности, так и предметов, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей. Подвижность внимания, стало быть, делает его исключительно эффективным. Это замечательное свойство внимания легче всего наблюдать, когда мы пытаемся фиксировать внимание на каком-либо мелком и неподвижном (т. е. не изменяющемся ни в каком отношении) предмете. В таких случаях имеет место субъективное периодическое исчезновение этого раздражителя или ослабление его; другими словами, имеет место колебание внимания. Оно объясняется тем, что вниманию предъявляется «неестественное» требование -  быть неподвижным, ибо предмет, на который оно направлено, неподвижен. Понижение чувствительности вызывается тем, что внимание, согласно предполагаемому принципу функционирования, отклонилось от данного раздражителя. Характерно, что острота ощущения не понижается тогда, когда мелкий предмет находится в движении, т. е. когда внимание движется вместе с предметом.

2.2. Свойства  и виды внимания

Внимание характеризуется различной степенью устойчивости. Один ребенок сосредоточивается в течение длительного времени на выполнении какого-либо дела, другой быстро отвлекается, каждую минуту переходит от одного занятия к другому.

Устойчивость внимания характеризуется временем, в течение которого человек сосредоточивается на одном предмете или на одном каком-либо деле.

Устойчивость внимания играет важную роль в жизни человека. Без умения сосредоточиться достаточно длительно на каком-либо объекте невозможно ни играть, ни учиться, ни тем более заниматься какой-либо общественно полезной трудовой деятельностью.

Устойчивость внимания зависит как от особенностей объекта, 
на который оно направлено, так и от деятельности, производи- 
мой с этим объектом.  

Трудно сосредоточиться в течение длительного времени на каком-либо бедном особенностями, малосодержательном объекте. Так, трудно заставить себя смотреть длительно на карандаш или слушать монотонный звук часов. Другое дело, если перед нами оказывается какой-либо богатый свойствами объект, который доставляет нам все новые впечатления.

Однако, для того чтобы обнаружить разнообразные особенности объекта, которые могли бы длительное время привлекать к себе внимание, необходимо не оставаться пассивным, а вступать в активное, действенное отношение к этому объекту [4, с. 41].

Другой особенностью внимания является его объем. Человек не может воспринимать или мыслить бесчисленное количество объектов, в каждом данном случае он сосредоточивается на ограниченном их числе.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты одновременно.

Так, если показать детям на мгновение таблицу с изображением ряда предметов, то в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей некоторые из них заметят большее количество объектов, а другие меньшее. Объем их внимания будет различен.

Объем внимания в значительной мере зависит от того, насколько связаны между собой соответствующие объекты. Так, очень трудно воспринять и запомнить показанные на мгновение пять-шесть букв, если они никак не связаны друг с другом. Но если то же количество букв будет составлять какое-либо слово, то они будут схвачены нами при тех же условиях без особого труда [4, с. 42].

Умение обнаружить связи между окружающими предметами, которое формируется постепенно у ребенка, приводит к увеличению объема детского внимания.

С объемом внимания тесно связано распределение внимания.

Распределение внимания характеризуется количеством действий, которые человек может выполнять одновременно.

Умение распределять свое внимание играет большую роль во многих видах деятельности человека. Например, воспитатель, ведущий беседу в группе, должен одновременно думать о содержании рассказа, следить за построением своей речи и наблюдать за поведением детей.

Распределение внимания во многом зависит от степени овладения данными действиями. Чем больше нам знакомо какое-либо действие, чем привычнее оно нам стало, тем легче его совмещать с выполнением какого-либо другого действия. Поэтому младшие дети, обладающие еще малым количеством умений и навыков, обычно менее способны к распределению внимания, чем старшие.

На основании собственного опыта мы знаем, что начало всякого нового дела всегда связано с известными трудностями. Приступая к какому-либо сочинению или подготовке публичного доклада, мы чувствуем, что сначала дело как-то не ладится, и лишь постепенно мы в него втягиваемся, начинаем его выполнять более легко, без напряжения. Возникающие при этом трудности в значительной мере связаны с необходимостью переключить внимание, перенести его с одного объекта на другой. Переключением внимания называется изменение его направленности, его переход с одного объекта на другой.

Высокое развитие способности к переключению внимания особенно необходимо в тех случаях, где требуется без промедления реагировать на внезапно изменяющиеся раздражители. Такая задача возникает перед шофером, летчиком, вагоновожатым.

Так же как и другие свойства внимания, переключение развивается под влиянием воспитания. В различного рода играх и упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданных изменениях обстановки, формируется у него способность к переключению внимания.

Всякие значительные изменения во внешней обстановке вынуждают нас невольно обратить на них внимание. Так, громкий стук в дверь заставляет прислушаться к нему, прервать на некоторое время дело, которым мы занимались. Помимо нашей воли, внимание сосредоточивается на интересном кинофильме или на увлекательной книге. Во всех этих случаях имеет место непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание вызывается непосредственно воспринимаемыми изменениями в окружающей обстановке.

Какие же объекты, помимо нашей воли, могут привлечь к себе внимание? Каковы причины непроизвольного внимания?

Эти причины заключаются в первую очередь в особенностях объектов. Обычно всякого рода сильные раздражители привлекают к себе внимание. Так, пронзительный свисток или яркая вспышка света сразу обращают на себя внимание и заставляют на себе сосредоточиться. При этом важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя по сравнению с другими раздражителями. Разговор людей, проходящих по тихой лесной дороге, сразу привлечет наше внимание, но он может остаться незамеченным среди шума городского уличного движения. Внимание вызывается изменением раздражителей. Не только появление нового, но и исчезновение привычного раздражителя привлекает внимание. Пока раздается привычный звук часов, мы сосредоточенно занимаемся, не обращая на него внимания. Однако достаточно им остановиться, как наступившая тишина заставляет нас отвлечься от своих занятий и обратить внимание на часы.

Внимание тесно связано с интересом. Для того чтобы вызвать непроизвольное внимание, необходимо заинтересовать ребенка каким-либо новым объектом или показать ему новые стороны в уже известных объектах, организуя какую-нибудь содержательную деятельность его с этими объектами.

В процессе своего развития человек постепенно научается организовывать внимание в соответствии с требованиями коллектива, с теми задачами, которые ставит перед ним общество. Умение ставить сознательно цели в соответствии с этими задачами и подчинять им свое внимание приводит к формированию преднамеренного, произвольного внимания.

Произвольное внимание вызывается словесно сформулированными требованиями, подчиняется сознательным целям.

Весьма важную роль в произвольном внимании играет речь, вторая сигнальная система. Словесно сформулированная задача организует ориентировочную деятельность человека, направляет его внимание на определенные предметы [2, с. 68].

Подчиняя, свое внимание вначале словесным указаниям других людей, ребенок постепенно научается сам формулировать стоящие перед ним задачи и, таким образом, организует свое внимание.

Способность к произвольному вниманию сформировалась у людей в процессе труда, так как трудовая деятельность требует умения подчинять свои помыслы и действия сознательно поставленной цели. Как бы человек ни был увлечен каким-либо трудовым процессом, в его деятельности всегда имеются такие стороны, такие моменты, которые сами явно не бросаются в глаза, не вызывают интереса, но требуют к себе пристального внимания для выполнения намеченного задания. Таким образом, произвольное внимание сформировалось у человека под влиянием обстоятельств жизни, под влиянием его опыта трудовой деятельности.

Произвольное внимание требует определенного опыта, умения организовать свою деятельность. Для произвольного внимания необходимо образование в мозгу системы обобщенных временных связей, вырабатываемых под влиянием как непосредственных, так и словесных раздражителей. Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание и лишь позднее, в ходе их развития, под влиянием воспитательной работы, проводимой в детском саду, а затем и в школе, у них формируется внимание произвольное, преднамеренное.

 

2.3. Развитие  внимания

Развитие внимания означает его постепенное совершенствование по всем или по отдельным свойствам – повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объёма. Под развитием внимания понимают переход от более простых к более сложным видам, от врождённых к приобретённым его видам (например, появление у человека социально обусловленного внимания и его использование вместо природного, переход от непроизвольного к произвольному вниманию…). Развитие внимания может идти параллельно по разным направлениям, включая одновременное совершенствование всех видов внимания, а может касаться только отдельных его направлений; может идти естественным путём или происходить целенаправленно (искусственное развитие). Естественное развитие внимания идёт постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта и является сравнительно медленным процессом. Искусственное развитие внимания представляет ускоренный процесс и обычно связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания. Естественный процесс развития внимания приводит к его устойчивым изменениям. При искусственном развитии внимание человека не всегда является достаточно устойчивым, в последующем его необходимо закреплять.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи, мышления… В своём развитии внимание проходит через следующие стадии. Вначале, сразу после рождения, у ребёнка имеется лишь непосредственное внимание к сильно действующим раздражителям, которое, проявляется лишь в форме ориентировочного врождённого рефлекса. Такой рефлекс обнаруживается уже у младенцев в конце первого месяца жизни, и это свидетельствует о том, что у ребёнка вскоре после его рождения появляются первые признаки непосредственного и непроизвольного внимания. Это первая стадия развития внимания.

Вторая стадия развития внимания начинается с того момента, когда ребёнок, наблюдая за взрослыми, замечает его действия и начинает реагировать на них как на движения, указывающие направление внимания. Это, например, указательный жест, движения головой, движения телом. Реагировать на такие движения взрослого ребёнок начинает приблизительно с 1,5 – 2- месячного возраста, то есть когда он выделяет и особым образом реагирует на лицо и голос матери (комплекс оживления). Данная стадия развития длится от 1,5-2 месяцев до 6-7 месяцев.

Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение выделяет из окружающего мира эмоций, речи человека отличительные признаки, предметы и действия с ними. За сосредоточением идёт развитие познавательного отношения к окружающему.

Третья стадия развития внимания связана с началом использования самим ребёнком его собственных телодвижений и произносимых им звуков для управления внимания взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрослого к чему-либо, что в данный момент времени интересует ребёнка, он поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, или протягивает к нему руки.

Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

В раннем детстве, от года до трёх, развитие внимания происходит при освоении ходьбы, активном усвоении речи и предметной деятельности. Ребёнок начинает разумно реагировать на обращённые к нему слова, словосочетания, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления внимания окружающих людей. В развитии внимания у ребёнка можно отметить диффузный, неустойчивый характер. Ребенок, заметив новую игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал. В этом возрасте внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, небольшой объём, наблюдаются трудности переключения и распределения. В процессе развития речи, под влиянием речевых инструкций взрослого у ребёнка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действия с ними, на которых сосредоточивается  ребёнок. Развитие произвольного внимания (на втором – третьем году жизни ребёнка) является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием волевых качеств. Это четвёртая стадия развития внимания.

Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребёнок начинает использовать речь для управления собственным вниманием. На этот период развития внимания приходится появление у ребёнка особой формы речи, эгоцентричной, и начало процесса формирования внутренней речи, которая служит средством регуляции собственного мышления и внутреннего внимания ребенка.

В дошкольном возрасте условия жизни ребёнка расширяются от семьи до пределов улицы, города, страны. Своё внимание ребёнок организует на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте возрастает концентрация,  устойчивость внимания, оно становится опосредованным, складываются элементы произвольности в управлении, появляются элементы послепроизвольного внимания. Внимание связано с интересами ребёнка к деятельности, игре.

Шестая стадия развития внимания ребёнка характеризуется тем, что у него появляется полноценное произвольное внимание, регулируемое с помощью достаточно развитой внутренней речи. Это происходит в возрасте от 5-6 лет, перед поступлением в школу [20, с. 35].

Информация о работе Общее представление о феномене внимания