Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 18:30, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы - изучить феномен внимания с точки зрения его познавательной функции. Объект исследования - внимание. Предмет исследования - внимание как познавательный процесс.
Содержание работы
Введение 2 Глава 1. Общее представление о феномене внимания 4 1.1. Определение понятия "внимание" в психологии 4 1.2. Теории внимания 7 Глава 2. Внимание в ряду познавательных процессов 19 2.1. Функция внимания 19 2.2. Свойства и виды внимания 21 2.3. Развитие внимания 26 Заключение 31 Библиография 33
В развитии внимания существенным
является его интеллектуализация, которая
совершается в процессе умственного развития:
внимание, опирающееся сначала на чувственное
содержание, начинает переключаться на
мыслительные связи. В результате расширяется
объём внимания ребёнка. Развитие объёма
внимания находится в теснейшей связи
с общим умственным развитием ребёнка.
Доказано, что в среднем взрослый
человек сосредоточивает свое внимание
не более чем на семи объектах. К шести
годам ребенок способен одновременно
воспринять не один предмет (как это было
в четыре-пять лет), а даже три, причем с
достаточной полнотой и детализацией.
Но объем внимания сужается, если ребенок
воспринимает одновременно несколько
незнакомых ему предметов или же предметов,
которые близко расположены друг к другу
или, наоборот, рассредоточены на большой
площади. Например, если ребенку предъявляется
две сходные картинки, то происходит "спутывание"
воспринимаемых объектов.
К шести годам не только увеличивается
количество объектов, которые ребенок
способен одновременно воспринять, изменяется
и круг предметов, которые привлекают
внимание детей. Если в три-четыре года
внимание ребенка привлекали яркие, необычные
предметы, то в шестилетнем возрасте -
внешне ничем не примечательные объекты.
Интерес ребенка все чаще может вызвать
загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые
нравились ребенку раньше, он начинает
замечать иное. Его все больше интересует
сам человек, его деятельность, а не столько
внешне яркие, необычные предметы. В облике
человека, его поведении, одежде ребенок
замечает детали.
В младшем школьном возрасте
(от 6-7 до 9-11 лет) дети способны концентрировать
внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное
внимание. Внимание активизируется, но
ещё не стабильно. Удержание внимания
возможно благодаря волевым усилиям и
высокой мотивации.
По мере того как расширяется
круг интересов ребенка, и он приучается
к систематическому учебному труду, продолжает
развиваться произвольное и непроизвольное
его внимание. Но сначала и в школе ещё
приходится сталкиваться со значительной
отвлекаемостью детей.
В школьном возрасте произвольное
внимание развивается и совершенствуется.
К десяти – двенадцати
годам наблюдается заметный рост
в умственном развитии детей,
развитие отвлечённого мышления,
логической памяти и заметный
рост объёма внимания. Наступают
значительные сдвиги тогда, когда
успеют сказаться результаты
обучения.
Как мы видим, развитие
внимания у детей совершается
в процессе обучения и воспитания.
Решающее значение для его
развития имеет формирование
интересов и приучение к систематическому,
дисциплинированному труду.
Заключение
Внимание, таким образом, представляет
собой сложный процесс, в котором необходимо
различать две взаимообусловленные фазы.
Первая фаза состоит в постоянном и по
возможности полном ощупывании среды
с целью выявления в ней объектов, представляющих
для организма тот или иной жизненный
интерес (объекты, сулящие опасность, а
также удовлетворяющие потребности). Вторая
фаза, являющаяся специальным случаем
первой, начинается с того момента, когда
интересующий объект найден и деятельность
ощупывания (внимание) связана преимущественно
с данным объектом (случай устойчивого
внимания), причем как начало этой фазы,
так и длительность ее всецело определяются
жизненными потребностями субъекта.
Уживотных внимание в первую
очередь выявляет опасность путем полного
и постоянного ощупывания (обследования)
среды. Эта функция, несомненно, сохраняется
и у человека. Среда, в которой живет человек,
в сильнейшей степени отличается от среды,
в которой живет животное. Однако исследовательская
деятельность внимания с успехом используется
человеком при «ощупывании» окружающей
его среды (здесь среда понимается в узком
смысле слова).
То же самое надо сказать и о
втором назначении внимания. Потребности
и интересы животных и человека в корне
отличны. У человека - это уже не просто
изначальные биологические потребности
и интересы самосохранения, а многогранные,
высоко дифференцированные социальные,
культурные интересы. И тем не менее функционирование
внимания в смысле обслуживания их остается
тем же.
Внимание имеет огромное значение
в жизни человека. Именно оно делает наши
психические процессы полноценными. Известно,
что смотреть и видеть, слушать и слышать
– далеко не одно и то же. Только внимание
дает нам возможность видеть, слышать,
в полном смысле слова воспринимать окружающее.
Внимание - психический процесс, который
обязательно присутствует при познании
ребенком мира и проявляется в направленности
и сосредоточенности психики на определенных
объектах. Из огромного потока информации,
непрерывно идущей из окружающего мира,
благодаря работе внимания ребенок выбирает
ту, которая наиболее интересна, значима
и важна для него. Природа внимания проявляется
в том, что выделенный объект, занимая
главное, доминирующее положение. Как
необходимое условие в окружающей действительности,
внимание имеет большое значение для любой
деятельности, особенно для обучения.
Библиография
Выготский Л. С. Развитие высших
форм внимания в детском возрасте. – М.:
Знание, 1976.
Дормашев Ю.Б, Романов А.Я. Психология
внимания. – М.: Триволта, 1999.
Дубровинская Н.В. Некоторые
характеристики внимания в онтогенезе//
Психологический журнал. - 1992. - Т.З. - №5.
Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М.,
Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.: Академия, 2002.
Каменская Е.Н. Основы психологии.
– Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
Кирдяшкина Т.А. Методы исследования
внимания. (Практикум по психологии); Учебное
пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999.
Лурия А.Р. Внимание и память.
- М.: Наука, 2001.
Немов Р. С. Психология. В 3 кн.
Кн. 1 Общие основы психологии. – М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б.
Психология. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
Общая психология/Под ред. Тугушева
Р. X. и Гарбера Е. И. - М.: Эксмо, 2006.