Общее представление о феномене внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить феномен внимания с точки зрения его познавательной функции.
Объект исследования - внимание.
Предмет исследования - внимание как познавательный процесс.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общее представление о феномене внимания 4
1.1. Определение понятия "внимание" в психологии 4
1.2. Теории внимания 7
Глава 2. Внимание в ряду познавательных процессов 19
2.1. Функция внимания 19
2.2. Свойства и виды внимания 21
2.3. Развитие внимания 26
Заключение 31
Библиография 33

Файлы: 1 файл

15812-ВНИМАНИЕ КАК ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 66.27 Кб (Скачать файл)

В развитии внимания существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

В младшем школьном возрасте (от 6-7 до 9-11 лет) дети способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но ещё не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

По мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, продолжает развиваться произвольное и непроизвольное его внимание. Но сначала и в школе ещё приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.

В школьном возрасте произвольное внимание развивается и совершенствуется.

   К десяти – двенадцати  годам наблюдается заметный рост  в умственном развитии детей, развитие отвлечённого мышления, логической памяти и заметный  рост объёма внимания. Наступают  значительные сдвиги тогда, когда  успеют сказаться результаты  обучения.

 Как мы видим, развитие  внимания у детей совершается  в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его  развития имеет формирование  интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внимание, таким образом, представляет собой сложный процесс, в котором необходимо различать две взаимообусловленные фазы. Первая фаза состоит в постоянном и по возможности полном ощупывании среды с целью выявления в ней объектов, представляющих для организма тот или иной жизненный интерес (объекты, сулящие опасность, а также удовлетворяющие потребности). Вторая фаза, являющаяся специальным случаем первой, начинается с того момента, когда интересующий объект найден и деятельность ощупывания (внимание) связана преимущественно с данным объектом (случай устойчивого внимания), причем как начало этой фазы, так и длительность ее всецело определяются жизненными потребностями субъекта.

Уживотных внимание в первую очередь выявляет опасность путем полного и постоянного ощупывания (обследования) среды. Эта функция, несомненно, сохраняется и у человека. Среда, в которой живет человек, в сильнейшей степени отличается от среды, в которой живет животное. Однако исследовательская деятельность внимания с успехом используется человеком при «ощупывании» окружающей его среды (здесь среда понимается в узком смысле слова).

То же самое надо сказать и о втором назначении внимания. Потребности и интересы животных и человека в корне отличны. У человека - это уже не просто изначальные биологические потребности и интересы самосохранения, а многогранные, высоко дифференцированные социальные, культурные интересы. И тем не менее функционирование внимания в смысле обслуживания их остается тем же.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. – М.: Знание, 1976.

  1. Дормашев Ю.Б, Романов А.Я. Психология внимания. – М.: Триволта, 1999.

  1. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе// Психологический журнал. - 1992. - Т.З. - №5.
  1. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.: Академия, 2002.

  1. Каменская Е.Н. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

  1. Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания. (Практикум по психологии); Учебное пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999.
  1. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: Наука,  2001.

  1. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

  1. Общая психология/Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. - М.:  Эксмо, 2006.

  1. Психология/Под ред. Дружинина В.Н. - СПб.: Питер, 2009.
  2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
  1. Психология внимания/Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002.

  1. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002.
  1. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе//Вопросы психологии. - 1990. - №4.

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

  1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. - М.: Проспект, 2006.

  1. Узнадзе Д. Н.  Общая психология /Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

  1. Щербатых Ю.В. Общая психология. - СПб.: Питер, 2008.

  1. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников// Вопросы психологии. – 1999. - №5.

 


Информация о работе Общее представление о феномене внимания