Общение, его значение в жизни человека. Функции. Виды и уровни общения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 10:02, контрольная работа
Описание работы
При помощи общения могут регулироваться взаимоотношения и взаимодействие, но регулирование ими не сводится к использованию общения. Специфичные средства общения – речевые и неречевые, а специфические средства построения взаимоотношений и взаимодействия иные. Взаимоотношения и взаимодействие в свою очередь влияют на общение, но их функционирование не сводится к этому влиянию, а регулирование их – особые задачи. Если попытаться дать комплексное определение общению в малых группах, то общение в группе есть обмен информацией между ее членами для достижения взаимопонимания при регулировании взаимоотношений в процессе совместной жизни и деятельности.
Содержание работы
Введение 3 Раздел 1: 4 1) Общение, определение 4 2) Значение общения в жизни человека 5 Раздел 2: 8 1) Функции общения 8 2) Типы общения 10 Раздел 3: 11 1) Виды и формы общения 11 2) Фазы и средства общения 16 Заключение 19 Список использованной литературы
Общение на уровне социальных
ролей (ролевое общение) – начальник-подчиненный,
продавец-покупатель, учитель-ученик,
диктуется исполняемой ролью, фиксируется
то место, которое занимает человек в системе
общественных социальных отношений.
Под межличностным отношением
подразумевается (наиболее встречающаяся
модель общения) участие двух конкретных
личностей, обладающих уникальными качествами,
которые раскрываются другому по ходу
общения и организации совместных действий.
Деловое общение можно легко
выделить из функционально-ролевого. Деловое
общение – это вид межличностного общения,
направленного на достижение какой-то
предметной договоренности. В деловом
общении (в отличии, например, от светского)
всегда есть цель.
Типы общения определяют по
тем правилам, выполнение которых подразумевается.
Так, если правила «светского» общения
основаны на кодексе вежливости, то в основе
деловых отношений лежит кодекс, основанный
на принципах кооперативности. Он содержит
следующие правила:
Раздел 3
Виды и формы общения
В жизни человека практически
нет периода, когда он находится вне общения.
Общение классифицируется по содержанию,
целям, средствам, функциям, видам и формам.
Специалисты выделяют следующие формы
общения.
Непосредственное общение является
исторически первой формой общения людей
друг с другом. Оно осуществляется с помощью
органов, данных человеку природой (голова,
руки, голосовые связки и т. д.). На основе
непосредственного общения на более поздних
этапах развития цивилизации возникли
различные формы и виды общения. Например,
опосредованное общение, связанное с использованием
специальных средств и орудий (палка, след
на земле и т.п.), письменности, телевидения,
радио, телефона и более современных средств
для организации общения и обмена информацией.
Прямое общение – это естественный
контакт «лицом к лицу», при котором информация
передается лично одним собеседником
другому по принципу: «ты – мне, я – тебе».
Косвенное общение предполагает участие
в процессе общения «посредника», через
которого передается информация.
Межличностное общение связано
с непосредственными контактами людей
в группах или парах. Оно подразумевает
знание индивидуальных особенностей партнера
и наличие совместного опыта деятельности,
сопереживания и понимания.
Массовое общение – это множественные
связи и контакты незнакомых людей в обществе,
а также общение с помощью средств массовой
информации (телевидение, радио, журналы,
газеты и т. д.).
Специалисты в сфере торговли
и обслуживания в своей повседневной деятельности
сталкиваются с проблемами межличностного
общения.
В психологии выделяют три основных
типа межличностного общения: императивное,
манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение – это
авторитарная (директивная) форма воздействия
на партнера по общению. Его основной целью
является подчинение одним из партнеров
себе другого, достижение контроля над
его поведением, мыслями, а также принуждение
к определенным действия и решениям. В
данном случае партнер по общению рассматривается
как бездушный объект воздействия, как
механизм, которым надо управлять; он выступает
пассивной, «страдательной» стороной.
Особенность императивного общения в
том, что принуждение партнера к чему-либо
не скрывается. В качестве средств влияния
используются приказы, указания, требования,
угрозы, предписания и т. п.
Диалогическое общение является
альтернативной императивному и манипулятивному
типам межличностного общения. Оно основано
на равноправии партнеров и позволяет
перейти от фиксированной на себе установки
к установке на собеседника, реального
партнера по общению.
Диалог возможет лишь в случае
соблюдения ряда правил взаимоотношений:
психологический настрой на
эмоциональное состояние собеседника
и собственное психологическое состояние
(общение по принципу «здесь и сейчас»,
т. е. с учетом чувств, желаний, физического
состояния, которые партнеры испытывают
в данный конкретный момент);
доверие к намерениям партнера без оценки
его личности (принцип доверительности);
восприятие партнера как равного,
имеющего право на собственное мнение
и собственное решение (принцип паритетности);
общение должно быть направлено
на общие проблемы и нерешенные вопросы
(принцип проблематизации);
разговор необходимо вести
от своего имени, без ссылки на чужое мнение
и авторитеты; следует выражать свои истинные
чувства и желания (принцип персонифицирования
общения).
Диалогическое общение предполагает
внимательное отношение к собеседнику,
к его вопросам.
В процессе общения нет стремления
понять человека, не учитываются его индивидуальные
особенности, поэтому данный вид общения
принято называть формальным. В ходе общения
используется стандартный набор масок,
которые стали уже привычными (строгость,
вежливость, безразличие и т. п.), а также
соответствующий им набор выражений лица
и жестов. В ходе беседы часто применяются
«расхожие» фразы, позволяющие скрыть
эмоции и отношение к собеседнику.
Примитивное общение. Данный
вид общения характеризуется «нужностью»,
т. е. человек оценивает другого как нужный
или ненужный (мешающий) объект. Если человек
нужен, с ним активно вступают в контакт,
мешает – «отталкивают» резкими репликами.
После получения от партнера по общению
желаемого теряют дальнейший интерес
к нему и, более того, не скрывают этого.
Формально-ролевое общение.
При таком общении вместо понимания личности
собеседника обходятся знанием его социальной
роли. В жизни каждый из нас играет множество
ролей. Роль – это способ поведения, который
задается обществом, поэтому продавцу,
кассиру сберегательного банка не свойственно
вести себя как военачальнику. Бывает,
что в течение одного дня человеку приходится
«играть» несколько ролей: компетентный
специалист, коллега, руководитель, подчиненный,
пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена
и т. д.
Деловое общение. В этом виде
общения учитываются особенности личности,
возраст, настроения собеседника, но интересы
дела являются более важными.
Светское общение. Общение беспредметное,
люди говорят не то, что думают, а то, что
положено говорить в подобных случаях.
Вежливость, такт, одобрение, выражение
симпатий – основа данного вида общения.
Общение осуществляется при
помощи вербальных (словесных) и невербальных
средств.
Изучение процесса общения
показало, насколько это сложное, многообразное
явление и позволило выделить структуру
общения, состоящую из трех взаимосвязанных
сторон:
- коммуникативной, которая
проявляется во взаимном обмене
информацией между партнерами
по общению, передаче и приеме
знаний, мнений, чувств;
- интерактивной, заключающейся
в организации межличностного
взаимодействия, т. е. когда участники
общения обмениваются не только
знаниями, идеями, но и действиями;
- перцептивной, которая проявляется
через восприятие, понимание и
оценку людьми друг друга.
В ходе общения человек стремится
не просто воспринять собеседника, а познать
его, понять логику его поступков и поведения.
Познание и понимание людьми других и
себя происходит в соответствии с психологическими
механизмами восприятия.
Идентификация – это уподобление
себя другому. Чтобы понять партнера по
общению, необходимо поставить себя на
его место, так как нельзя по-настоящему
понять человека, пока не побываешь в его
«шкуре». Данный механизм позволяет понять
ценности, привычки, поведение и нормы
другого человека.
Эмпатия (сопереживание) – это
не рациональное осмысление проблем другого
человека, а эмоциональный отклик, вчувствование,
сопереживание. Эмпатияоснована на умении
правильно представлять, что происходит
внутри человека, что он переживает, как
оценивает события. Установлено, что способность
к проявлению эмпатии возрастает с приобретением
жизненного опыта. Пожилые люди, многое
повидавшие и испытавшие, лучше понимают
человека, попавшего в те или иные обстоятельства,
нежели молодые люди.
Высшей формой эмпатии является
действенная, характеризующая нравственную
сущность человека. Например, можно просто
сопереживать сокурснику, который «завалил»
экзамен, а можно помочь подготовиться
к пересдаче.
Аттракция (привлекать, притягивать)
представляет собой форму познания другого
человека, основанную на возникновении
к нему положительных чувств: от симпатии
до любви. Причиной появления положительного
эмоционального отношения партнеров по
общению нередко бывает их внутреннее
сходство. Например, молодые люди (юноши,
девушки) гораздо лучше понимают друг
друга, чем взрослых, которые их окружают
(родителей, преподавателей и т.п.).
Чтобы правильно понять партнера
по общению, важно знать его отношение
к нам, как он воспринимает и понимает
нас. В этом случае «работает» механизм,
который в психологии называют рефлексия.
Рефлексия (обращение назад)
– это способность человека представить,
как он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание другого, но и
знание того, как другой понимает нас:
наши умственные способности, индивидуально-личностные
особенности и эмоциональные реакции.
При этом наше внимание переносится с
партнера по общению на нас самих и происходит
как бы своеобразное удвоение зеркальных
отражений друг друга.
Понимание другого человека
очень важно для успешного общения с ним.
Нередко нас интересует, что заставляет
собеседника действовать так, а не иначе,
т. е. каковы причины его поступков. Ведь
зная их, можно спрогнозировать дальнейшее
поведение партнера по общению. Если бы
человек всегда располагал полной информацией
об окружающих людях, с которыми он вступает
в общение, то он мог бы безошибочно строить
тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной
жизни мы, как правило, находимся в условиях
дефицита информации, не зная истинных
причин поведения другого человека. Это
незнание вынуждает нас приписывать другим
самые разнообразные причины их поведения
и поступков. В их основе лежит сходство
поведения собеседника с каким-то известным
образом или анализ наших собственных
причин, которые обнаруживаются в аналогичной
ситуации. Приписывание причин поведения
другому человеку называется каузальной
атрибуцией (то есть причина и придаю,
наделяю). Исследования показывают, что
у каждого человека есть привычные объяснения
чужого поведения. Одни люди всегда находят
виновника случившегося и приписывают
причину произошедшего конкретному человеку,
но не себе.
Фазы и средства общения
Из всех фаз общения наиболее
ответственная фаза подготовки, если она
оказывается возможной. Общение нужно
планировать, правильно выбрать место
и время, определить для себя установки
на результаты общения. Первая фаза общения
– вхождение в контакт. Здесь важна самонастройка,
важно почувствовать состояние, настройку
партнера, освоиться самому. Важно расположить
партнера к себе и обеспечить ровное начало.
Этот период завершается установлением
психологического контакта.
Далее идет фаза концентрации
внимания на чем-то, какой-то проблеме,
задаче сторон и разработке тем, затем
– мотивационный зондаж. Цель его – понять
мотивы собеседника и его интересы. Потом
следует фаза аргументации и убеждения,
если есть расхождения во мнениях. И, наконец,
фаза фиксации результата. Это всегда
критический момент в отношениях. В противоположность
перерыву, разрыв отношений – это конец
контактов. И ошибка в этой фазе иногда
может полностью изменить результат многочасовой
беседы. Надо всегда завершать общение
так, чтобы была перспектива продолжения.
В психологии категория «общение»
определяется как взаимодействия двух
или более людей, состоящее в обмене между
ними информацией познавательного или
аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного)
характера.
В деловом общении именно обмен
значимой для участников коммуникативного
акта информацией является самой важной
стороной. Средства, позволяющие делать
это наиболее эффективно, делятся на вербальные
(речевые) и невербальные.
Казалось бы, невербальные средства
не так важны, как речевые. На самом деле
это не так: более 65% информации мы получаем
и передаем как раз с помощью невербальных
средств. С их помощью раскрывается внутренний
мир человека. Информация, полученная
или переданная в словесной форме, может
оказаться не всегда достоверной. И именно
правильно понять невербальные сигналы,
которые намного меньше поддаются сознательному
контролю, позволяют нам установить степень
откровенности нашего собеседника.
Все невербальные средства
общения делятся на следующие группы:
- кинетические, т.е. зрительно
воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка,
взгляд);
- просодические, т.е. ритмико-интонационные
стороны речи (высота тона, громкость,
тембр, сила ударения) и экстралингвистические
– включение в речь пауз, вздохов,
смеха, плача и т.д.;
- такесенические, т.е. динамические
прикосновения в форме рукопожатия,
похлопывания, поцелуя;
- проксемические, т.е. ориентация
партнеров в момент общения
и дистанция между ними (дистанцирование).
Использование целого ряда
невербальных средств общения довольно
жестко ограничено национальными, культурными
и религиозными традициями того или иного
народа. Если мимика, дающая ясное и четкое
представление об эмоциональном состоянии
человека, интерпретируется одинаково
вне зависимости от национальности и культуры,
то конкретный смысл таких невербальных
знаков, как поза, жесты, дистанции или
нормы приближения, различен в разных
культурах.
Невербальные средства общения
помогают в создании образа партнера по
общению, служат для уточнения, а иногда
и изменения смысла вербального сообщения,
для придания или усиления эмоциональной
окраски сказанного.