Общение и механизмы взаимопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, непрерывность общения - необходимое условие жизнедеятельности. "Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира – это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того - как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на нашей планете." (А.И. Берг) Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования и развития личности.

Содержание работы

Введение;
Общение и механизмы взаимопонимания:
О взаимопонимании в общении:
Понятие взаимопонимания;
Психологическая структура взаимопонимания;
Возможности и границы взаимопонимания;
Уровни взаимопонимания;
Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.
Механизмы взаимопонимания в общении:
Идентификация:
Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания;
Ограниченность идентификации;
Стереотип восприятия, как барьер на пути понимания другого.
Эмпатия:
Уровни эмпатии;
Концепции, объясняющие феномен эмпатии;
Механизм эмпатии.
Аттракция:
Средства достижения аттракции;
Что препятствует аттракции?
Рефлексия.
Заключение;
Список литературы.

Файлы: 1 файл

соц псих.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение;
  2. Общение и механизмы взаимопонимания:
    1. О взаимопонимании в общении:
    2. Понятие взаимопонимания;
    3. Психологическая структура взаимопонимания;
    4. Возможности и границы взаимопонимания;
    5. Уровни взаимопонимания;
    6. Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.
    7. Механизмы взаимопонимания в общении:
    8. Идентификация:
      • Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания;
      • Ограниченность идентификации;
      • Стереотип восприятия, как барьер на пути понимания другого.
    9. Эмпатия:
      • Уровни эмпатии;
      • Концепции, объясняющие феномен эмпатии;
      • Механизм эмпатии.
    10. Аттракция:
      • Средства достижения аттракции;
      • Что препятствует аттракции?
    11. Рефлексия.
  3. Заключение;
  4. Список литературы.

 

 

 

 

- 1 -

Введение.

Ничего нет в мире драгоценнее  уз,

соединяющих человека с человеком.

Работая только ради материальных благ,

мы сами себе строим тюрьму.

                           А. Сент-Экзюпери.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность  в общении с другими людьми, непрерывность общения - необходимое  условие жизнедеятельности. "Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира – это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того - как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на нашей планете." (А.И. Берг) Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования  и развития личности.

 Уже с первых месяцев жизни  у ребенка возникает потребность  в других людях, которая постепенно  развивается и преобразуется  – от потребности в эмоциональном  контакте к потребности в глубоко  личностном общении и сотрудничестве  со взрослыми. 

Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая притягательность  общения для  человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"

Общение людей друг с другом –  одна из самых таинственных сфер жизни. Радостные и трудные взаимоотношения, переживания и конфликты, разъединенность  и соприкосновение душ испокон веков были для людей загадкой и манили своей неизведанностью. А между тем взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровится друг к другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения. [5; стр.4] Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов, поэтому мы не можем пропустить мимо себя проблемы общения, основной из которых является проблема взаимопонимания.

Общение невозможно без определенного уровня понимания, а точнее взаимопонимания, общающихся субъектов.

Без взаимопонимания невозможны совместная работа или учеба, активный, интересный отдых и радостная семейная жизнь, любовь и доброжелательность в отношениях. Нарушение взаимопонимания приводит к разрыву добрых отношений, вызывает конфликты, порождает одиночество. [11; стр.144]

Знание механизмов взаимопонимания  помогает человеку ориентироваться  в сложных жизненных ситуациях, именно об этих механизмах и пойдет речь в моем реферате.

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2 –

О взаимопонимании в  общении.

Понятие взаимопонимания.

О взаимопонимании людьми друг друга  можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или  просто созвучие их взглядов на мир, их ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя, так или иначе, в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки своих возможностей и способностей и т.д.

Есть основания предполагать, что  и этим не исчерпывается все многообразие смысловых значений, характеризующих  сам термин взаимопонимания. Я считаю, что термин взаимопонимание означает – понимание одного человека другим, т.е. оно носит взаимный, обоюдный характер.

Условием такого взаимопонимания  является не только понимание другого  человека, но и понимание его отношения  к себе или к другим людям как  к партнерам по общению, понимание самих отношений, складывающихся и развивающихся между общающимися людьми. Не менее важным условием взаимопонимания является принятие способов понимания партнерами друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание  будет достаточно глубоким и устойчивым. [8; стр. 317]

Психологическая структура взаимопонимания.

В психологической науке взаимопонимание  рассматривается как комплексный  феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов.

Во-первых, взаимопонимание — это  согласование индивидуальных точек  зрения на объект понимания — природного явления, социального события, обсуждаемой  темы и т.п. Объектом понимания всегда является и фрагмент предметного  или виртуального мира и субъективное отражение этого фрагмента.

Во-вторых, взаимопонимание обязательно  включает понимание себя. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. К. Маркс, писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

В-третьих, обсуждаемый феномен  включает понимание партнера по общению. Понимание субъектом другого  — это понимание целей, мыслей, личностных черт партнера, а также его ценностно-смысловой позиции. По мнению немецких психологов Б. Роземанна и М. Керреса: «Понимание другого должно означать, хотя и всегда частичное, представление о его мыслях и мире чувств, прослеживание мотивов поступков и объяснение ценностных представлений».

Наконец, в-четвертых, существует социально-рефлексивный компонент взаимопонимания: представления  субъекта о том, как партнер по общению понимает его. В западной психологии основательно изучены три  главных источника знаний, опираясь на которые люди формируют социально-рефлексивные представления о себе и понимании их другими:

  1. Первый источник коренится в теории социального сравнения. В ее основе лежит предположение о том, что при оценке себя, своего поведения и возможностей субъект

- 3 -

 

     сравнивает себя с другими людьми, особенно подобными себе.

  1. Второй источник знаний о себе — отраженная оценка, или «отраженное Я». В этом случае люди получают сведения о себе через прямую оценивающую обратную связь от значимых других или через ярлыки, навешиваемые на них другими.  
  2. Третий источник самопознания — поведенческое самовосприятие. Люди иногда ведут себя как внешние наблюдатели и используют смысл собственных действий для заключений о себе. Более того, люди нередко выступают как наблюдатели своего внутреннего мира (например, мыслей и чувств) и используют содержание наблюдений для выводов о себе.

Возможности и границы взаимопонимания.

В представлении о возможностях и границах взаимопонимания можно  различать несколько подходов. В одних случаях социологи и психологи исходят из представления о неограниченных возможностях взаимопонимания между людьми, нередко даже отождествляя его с процессом информационного общения.

Так, Т.Шибутани склонен  к отождествлению взаимопонимания  с коммуникацией. Коммуникацию он характеризует как обмен информацией, благодаря которому согласие развивается или разрушается. При этом уровень взаимопонимания рассматривается как важнейший критерий коммуникабельности общающихся индивидов.

В какой-то мере близка к этому и точка зрения профессора Мичиганского университета Т. Ньюкома, который, хотя и различает понятия коммуникации и согласия, однако вместе с тем рассматривает коммуникацию как связь, имеющую своим следствием возрастание степени согласия общающихся между собой индивидов.

Но если, с точки зрения Т. Шибутани и Т. Ньюкома, согласие и  взаимопонимание заложены уже в  самом акте информационного общения  людей, то с точки зрения экзистенциализма как философского течения, взаимопонимание  или коммуникабельность в процессе общения скорее редкое исключение, чем правило в человеческом общении.

Экзистенциализм исходит  от романтического идеала «тотальной»  или «непосредственной» коммуникации, которая может быть истолкована  как абсолютное взаимопонимание  или родство душ.

Утверждая принципиальную герметичность и некоммуникабельность человека, экзистенциалисты абсолютизируют такие реальные явления, как":

  1. уникальность, неповторимость индивидуальных переживаний;
  2. внутреннюю расчлененность жизненного опыта и множественность образов рефлексивного "Я" субъекта;
  3. рефлексивно-игровой характер общения, при котором поведение лица зависит от особенностей партнеров и ситуации, а в его самосознании разграничиваются "фасад" и "кулисы", различные "представляемые" и "ложные" "Я" и т.п. (И.С. Кон).

Конечно, уникальность и неповторимость индивидуальных переживаний человека, равно как и сложность, структурная  многогранность его самосознания являются весьма существенными, но отнюдь не непреодолимыми барьерами на пути взаимного понимания  людьми друг друга. [8; стр. 324-325]

Уровни взаимопонимания.

Можно различать три уровня взаимопонимания  в зависимости от того:

    1. совпадает ли система социальных и индивидуальных значений у общающихся, с одной стороны, и нет совпадений в уровне взаимооценки личностных качеств – с другой;
    2. когда совпадает не только система значений (социальных и индивидуальных), но и уровень взаимной оценки личностных качеств; это тот случай, когда

                                                                                                                                            - 4 -

наблюдается взаимная удовлетворенность  людей их эмоциональным отношением друг к другу, когда они «уважают друг друга», что исключает необходимость  прибегать к суррогатным средствам  достижения согласия и взаимопонимания;

    1. когда имеет место высокая степень взаимного доверия и открытости общающихся; это предполагает, в свою очередь, отсутствие каких-либо тайн друг от друга, которые бы существенно затрагивали интересы партнеров. [8; стр. 326-327]

Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.

В условиях дефицита времени люди вынуждены во все большей мере восполнять недостаток сведений и знаний о другом человеке той информацией, которую дает им о нем первое впечатление. Действительно, жизненный опыт позволяет человеку во многом без серьезных ошибок, а нередко и достаточно точно судить о другом человеке даже при первом знакомстве. За этим стоит способность на основе опыта общения – видеть за внешними проявлениями, манерой поведения более глубокие, социально-типологические и личностные особенности.

Однако при всех своих достоинствах первое впечатление о другом лице далеко не всегда гарантирует надежный результат. Зачастую, даже наоборот, результат  первого впечатления может полностью  разойтись с последующим представлением о человеке.

Информация о работе Общение и механизмы взаимопонимания