Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:04, реферат
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, непрерывность общения - необходимое условие жизнедеятельности. "Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира – это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того - как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на нашей планете." (А.И. Берг) Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования и развития личности.
Введение;
Общение и механизмы взаимопонимания:
О взаимопонимании в общении:
Понятие взаимопонимания;
Психологическая структура взаимопонимания;
Возможности и границы взаимопонимания;
Уровни взаимопонимания;
Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.
Механизмы взаимопонимания в общении:
Идентификация:
Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания;
Ограниченность идентификации;
Стереотип восприятия, как барьер на пути понимания другого.
Эмпатия:
Уровни эмпатии;
Концепции, объясняющие феномен эмпатии;
Механизм эмпатии.
Аттракция:
Средства достижения аттракции;
Что препятствует аттракции?
Рефлексия.
Заключение;
Список литературы.
Дело в том, что восприятие человека человеком строится на основе фиксирования чисто внешних характеристик воспринимаемого (его лицо, одежда, манера вести себя и т.д.), вместе с тем оно выходит за рамки оценки только внешнего облика человека. Полученный на основе впечатления о внешнем облике воспринимаемого материал призван послужить почвой для того, чтобы воображение и жизненный опыт воспринимающего осуществили реконструкцию и внутреннего мира впервые увиденного человека, предполагающую оценку его характера, духовного потенциала, его отношения к миру и т.д. [8; стр. 318] На это обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев: «Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создает систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определенной социально-групповой принадлежности и т.п.»
Оценка и реконструкция
- 5 -
Механизмы взаимопонимания в общении.
Мой секрет успеха заключается
в умении понять точку зрения
другого человека и смотреть на вещи
с его и со своей точек зрения.
Г. Форд.
Знание механизмов взаимопонимания помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способствует эффективности общения.
Основными механизмами взаимопонимания являются:
Идентификация.
Термин "идентификация" имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. [10; стр.114]
Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания.
Свое восприятие и понимание другого человек, как правило, строит на базе своего собственного жизненного опыта, в основе которого лежит механизм идентификации (от лат. identificare – отождествлять), или приравнивания, уподобления людей друг другу.
Человек испытывает симпатии к другому, сочувствует ему, если он способен почувствовать или представить себя на его месте, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека, с которым он общается.
Иными словами, внутренней основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга оказывается механизм их психологической идентификации, или взаимного уподобления.
Здесь же наложена предпосылка и формирования самосознания индивида. К. Маркс писал - "…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себя подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».
Из приведенного высказывания
видно, что идентификация включает в себя
два различных элемента:
Существует две модели идентификации:
Однако, независимо от порядка и последовательности своего осуществления, идентификация позволяет людям добиваться относительного понимания других людей, несмотря на недостаток предварительной информации о них, когда первое впечатление является, чуть ли не единственным источником знания. Она оказывается тем зеркалом, которое позволяет людям лучше понять как себя, так и других.
На значение идентификации как психологической основы взаимопонимания обращают внимание и зарубежные психологи Т. Шибутани, например, связывает процесс установления взаимопонимания с механизмом идентификации, ибо, как он отмечает «только вообразив себя на месте другого, человек может догадаться о его внутреннем состоянии». [8; стр. 320]
Ограниченность идентификации.
Но механизму идентификации свойственна и определенная ограниченность. Его действие ограничено уровнем действительного соответствия или несоответствия людей друг другу. Он эффективен лишь при условии относительного соответствия общающихся. За пределами этого соответствия он превращается в инструмент искажения реальности. Полное же уподобление одной неповторимой индивидуальности невозможно.
Кроме того, идентификация осуществляется, как правило, на уровне обыденного сознания и должна неизбежно облекаться в форму стереотипа или определенным образом шаблонизированного представления о другом лице. Ведь жизненный опыт каждого человека достаточно ограничен по сравнению со всем многообразием встречаемых им людей с их разнообразным внутренним миром и характером.
Известный стереотип восприятия выполняет функцию способа защиты психики человека от перегрузки информацией, впечатлениями в процессе общения. Только подгоняя поток новых впечатлений под уже сложившийся на основе старых впечатлениях стереотип (в данном случае под сложившееся у человека представление о типах личности), можно справиться с процессом интенсификации человеческого общения даже в условиях дефицита времени. Но стереотип восприятия человека человеком функционирует на не вполне надежной основе обыденного сознания, на базе внешнего и часто первого (при этом поверхностного) впечатления о другом лице.
Основанием для построения образа
и оценки человека при этом служит
восприятие его внешности и манеры
держаться. Те или иные черты лица
(нос, рот, глаза, уши, лоб и т.д.) дают
пищу для воображения
Очевидно, что в таком случае стереотип или определенная установка восприятия человека человеком выступает уже в качестве психологического барьера на пути к пониманию духовного мира личности. [8; стр.321]
- 7 -
Стереотип восприятия, как барьер на пути понимания другого.
Главным средством идентификации является стереотип в процессе восприятия другого. Стереотип же является психологическим барьером на пути постижения и понимания уникальности партнера.
Люди, как правило, только
тогда всерьез задумываются об
особенностях характера и
На это обстоятельство обратил свое внимание С.Л. Рубинштейн: «В обычных более или менее тривиальных ситуациях, когда к тому же мы не заинтересованы в особо глубоком проникновении в истинный смысл поведения окружающих нас людей, в понимании подлинных их мотивов и целей. Но стоит нам столкнуться со сколько-нибудь для нас неожиданным поступком небезразличного для нас человека, как невольно мы задаем себе вопрос, что бы это могло означать, что этот человек так поступил: не явился в условленный час, когда мы его ждали, пошел куда-то, где, казалось бы, ему не надлежало быть, и т.п. ».
Эту же мысль подчеркивает и А.А. Бодалев: «Пока манера общения с другими, род занятий, качество труда, внешний облик, характер препровождения свободного времени, отклик на происходящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образцам, которым привык следовать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет своеобразное «равнодушие» к психологии другого. Он, так сказать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого человека «психология» такая же, как и у него. И только когда другой в образе жизни, в манере себя вести, в реагировании на происходящие события, в своем внешнем облике отходит от тех «образцов», которые в глазах общающегося с ним являются выражением «нормы», последний от регистрации внешней стороны поведения этого человека переходит к психологической классификации его поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого человека как личность».
И, наконец, о последнем чисто практическом признаке ограниченности механизма идентификации как способа взаимопонимания людьми друг друга. Идентификация, или уподобление, предполагает способность общающихся людей представить себя на месте другого, войти в его положение: испытать его внутреннее состояние, посмотреть на самого себя его глазами. В самом механизме уподобления людей друг другу заложены некоторые трудности и противоречия. Прежде всего, нельзя представить себя на месте другого человека, не побывав в «его шкуре». Самым эффективным способом снятия этого противоречия было бы, очевидно, поочередное вхождение в роли друг друга на практике.[8; стр. 323]
Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой – «может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолаживанию индивидуального». [5; стр.51]
- 8-
Эмпатия.
Эмпатия -
это мысленный процесс уподобления себя
другому человеку, но с целью "понять"
переживания и чувства познаваемого человека,
без помощи слов, не опираясь на мышление,
а с помощью ощущений, чувств, эмоций и
последующего осознания их, проявление
эмоциональной отзывчивости. Слово "понимание"
здесь используется в метафорическом
смысле - эмпатия есть "аффективное
понимание".
Эмоциональная природа эмпатии проявляется
в том, что ситуация другого человека,
партнера но общению, не столько «продумывается»,
сколько «прочувствуется».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению.
При этом, говоря о процессе эмпатии,
нужно иметь в виду и безусловно
положительное отношение к
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир. Способность смотреть на людей и воспринимать различные события их глазами имеет чрезвычайно важное значение для понимания окружающих.
Уровни эмпатии.
Эмпатия имеет несколько уровней:
- 9 -
Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Концепции, объясняющие феномен эмпатии.
Существуют две концепции, объясняющие феномен эмпатии, и, по-видимому, они указывают на два основных механизма этого явления:
Мы можем непосредственно наблюдать наши собственные действия и мысленно связывать их со своими внутренними состояниями, чувствами, желаниями, оценками и т.д. Т.о., мы интерпретируем свое поведение, наделяя его определенным значением. На основе этого мы, формируем образ себя, опираясь на собственные наблюдения и интерпретации. Общаясь с другими, наблюдая их поведение, мы уже располагаем сформированным образом «Я». Далее, пользуясь готовыми интерпретациями, с помощью которых мы объясняли собственное поведение, мы пытаемся судить о внутреннем состоянии других людей. Эти суждения мы выносим на основании сходства наших собственных поступков окружающих.
Однако, если бы эмпатия объяснялась только таким образом, человек никогда не смог бы понять состояние другого, мы не смогли бы представить себе чувства, которых у нас не было до этого, мысли, которые не приходили нам в голову, и т.д. Кроме того, представляется сомнительным допущение, что одни и те же поступки вызывают одни и те же внутренние переживания. Правда, люди часто говорят: «Чего не испытал, того никогда не поймешь», но вряд ли это является аксиомой. Предположение, что одни и те же внутренние состояния всегда тесно связаны с одними и теми же действиями у различных людей, слишком часто оказывается ложным, приводит к недопониманию между ними. Для выражения сходных чувств или желаний разные индивиды могут выбирать различные внешние формы. Т.о., хотя концепция эмпатии через вывод по аналогии помогает понять некоторые способы познания людей, она не дает исчерпывающего объяснения этого сложного феномена.