Общение и механизмы взаимопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, непрерывность общения - необходимое условие жизнедеятельности. "Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира – это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того - как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на нашей планете." (А.И. Берг) Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования и развития личности.

Содержание работы

Введение;
Общение и механизмы взаимопонимания:
О взаимопонимании в общении:
Понятие взаимопонимания;
Психологическая структура взаимопонимания;
Возможности и границы взаимопонимания;
Уровни взаимопонимания;
Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.
Механизмы взаимопонимания в общении:
Идентификация:
Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания;
Ограниченность идентификации;
Стереотип восприятия, как барьер на пути понимания другого.
Эмпатия:
Уровни эмпатии;
Концепции, объясняющие феномен эмпатии;
Механизм эмпатии.
Аттракция:
Средства достижения аттракции;
Что препятствует аттракции?
Рефлексия.
Заключение;
Список литературы.

Файлы: 1 файл

соц псих.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)
  • В соответствии с другой концепцией эмпатия основана на способности с помощью воображения прочувствовать жизненную ситуацию другого человека и те роли, которые он исполняет.

Каким образом формируется эта  способность? Чтобы лучше понять это, необходимо проанализировать развитие эмпатии у детей. В раннем младенчестве ребенок не умеет отличать себя от других. Чтобы у него сформировался образ себя, ребенок должен научиться смотреть на себя со стороны как он воздействует на других людей и предметы. Конечно, каждый из вас обращал внимание на то, что маленькие дети своими действиями часто копируют взрослых, в том числе поступки, адресованные им самим.

Ребенок имитирует мимику матери, звуки ее голоса, нимало не заботясь о том, чтобы понимать их значение. Со временем количество и разнообразие копируемых ребенком действий или слов взрослых увеличивается. Ребенок все чаще адресует свои поступки самому себе, так, как это делали другие по отношению к нему. Он овладевает речью и значением различных действий, начинает понимать, чего хотят от него другие и что они думают о нем. То есть в своем воображении ребенок пытается поставить себя на место другого человека, чтобы посмотреть на себя его глазами.

Нередко можно наблюдать, как маленький  ребенок разговаривает сам с  собой, отчитывает себя, запугивает или хвалит словами своей матери или отца. Он как бы исполняет роли другого, одновременно пытаясь понять его. По мере развития мышления и речи такое «влезание в шкуру других» все чаще осуществляется про

                                                                                                                                        - 10 -

себя, молча, ребенок проигрывает  различные роли и ситуации в своем  воображении. Материал для этих внутренних инсценировок ребенок заимствует, подражая конкретным людям, прислушиваясь к тому, что ему читают или рассказывают, вспоминая виденные фильмы или спектакли и т.д.

Каждый из нас располагает более  или менее разнообразным репертуаром  ролей, позиций и ситуаций, которые  мы можем воспроизвести в воображении, и понятно, что у двух разных людей не может быть двух одинаковых репертуаров. Все эти представления о возможных формах поведения, мыслях и чувствах других как бы прячутся за кулисами нашего сознания. Но вот наступает момент, когда нам надо представить себе, что происходит во внутреннем мире какого-то человека, и мы обращаемся к уже готовым образам, пытаясь выбрать среди них те, которые кажутся нам подходящими для данного человека.

Хотя такое внутреннее представительство  мира других является частью нашей личности, иногда возникает чувство, будто мы действительно проникаем во внутренний мир другого человека. Это чувство сопровождается уверенностью: «Я знаю наверняка, что с ним происходит». Конечно, такая уверенность иллюзорна, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно представляешь себе состояние чувств и мыслей другого.

 Из всего, что говорилось, выше становится ясно, что понимание  других людей тесно связано  с пониманием себя. Стараясь познать себя, причины своих поступков и потребностей, человек прибегает к тем же самым способам, которыми он пользуется для познания других. Конечно, образ «Я» может значительно влиять на понимание других, но эта связь является двусторонней.

Если человек способен представить  себе, как одно и тоже событие или явление будет воспринято разными людьми и если он способен допустить существование разных точек зрения, то он сумеет достаточно адекватно отражать окружающую действительность. Возрастут и его шансы установления хороших отношений с другими людьми. Его образ самого себя станет более богатым и зрелым. Важно помнить, что контакты между конкретными людьми всегда осуществляются на основе воображаемых связей между образом себя и образом партнера. Поэтому когда Павел и Петр общаются между собой, можно выделить, по меньшей мере, шесть фигур, принимающих участие в контакте:

  • реальный Павел;
  • представление Павла о самом себе;
  • представление Павла о Петре;
  • реальный Петр;
  • представление Петра о самом себе;
  • представление Петра о Павле.

поэтому если у людей возникают какие-то проблемы в отношениях и во взаимопонимании, им следует попытаться осознать образ каждой из этих фигур и роли, которые они исполняют.

Хотя большая часть этих фигур  вызвана к жизни нашим воображением, существование их, тем не менее, реально, поскольку реальны наши усилия провести самих себя и окружающих в соответствие с этими образами.[7; стр. 196-199]

Механизм эмпатии.

Механизм эмпатии включает два  этапа:

  1. Вначале личность, опираясь на выразительные движения, мимику партнера, как бы «вживается в него». Знание о том, что он переживает, достигается постановкой на его место.
  2. Затем, на втором этапе, производится анализ переживаний партнера. Если второго

этапа нет, эмпатия неполная. При  этом наблюдается «заражение» чужим  состоянием, но не происходит ясного осознания переживаний собеседника. [11; стр.149]

- 11-

Установлено, что  эмпатическая способность индивидов  возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче  реализуется в случае сходства поведенческих  и эмоциональных реакций субъектов.

Чем более высока у человека способность  к эмпатии тем более он будет  стремится к общению, и, таким  образом эти способности станут еще большими и наоборот.

Эмпатийный человек учитывает  побуждения и состояния партнера по общению. С ним легко и приятно контактировать. И наоборот, человека с низкой эмпатийностью считают злым, бездушным, бесчувственным. Он не в состоянии нормально контактировать с окружающими. Его не любят. У него много врагов. Нехороша и слишком высокая эмпатийность. Она может привести к высокой зависимости настроения и поведения от психических состояний окружающих. Неприятны и противоположные эмпатийные переживания. Некоторые люди на неудачу близкого отвечают …радостью, а на радость…огорчением. Причина такой реакции – зависть, неприязненное, разрушающее интеллект, наносящее вред психическому здоровью человека чувство. [11; стр.150]

Эмпатия облегчает общение, вносит в него теплоту.

Аттракция.

Еще одним механизмом понимания  в общении является межличностная  аттракция. 
     Аттракция (от англ. attract - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. [10; стр.115]

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Долгое время считалось, что  сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может  быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. Однако логика углубления в изучение межличностного восприятия заставила социальную психологию «принять» и эту проблематику, и в настоящее время

- 12-

насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

«Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства».[1, стр. 205]

Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, любви, дружбы и т.д. между людьми возникают  определенные отношения, позволяющие  более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя  гуманистической психологии А.Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», то есть увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть.

 Аттракция как механизм социальной  перцепции рассматривается обычно  в трех аспектах: процесс формирования  привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше человек нам нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности).

Аттракция значима также и в  деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие – отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой.

Средства достижения аттракции.

Улыбка. Улыбнитесь не просто сами по себе, а именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Все мы слышали про улыбки в миллион долларов и про людей, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.

Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно первым. Улыбка - это действие, означающее: "Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь, мне хорошо с вами, я рад(а) вам". Все это очень приятно сознавать, и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное расположение.

Улыбка - это синоним хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее  настроение, ибо надеются, что оно  передастся и им.

 

 

 

 

- 13-

Имя как средство аттракции. Известно, что человеку приятно слышать свое имя и отчество. Когда мы хотим убедить кого-то, то непроизвольно и довольно часто упоминаем его имя. Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор. Уважительно произносимое имя - важный шаг в достижении аттракции.

 Из истории известно, что  многие выдающиеся люди помнили  огромное количество имен. То, что  запомнил имя (особенно после  давнишнего и непродолжительного  разговора), - это своеобразный комплимент. Лев Толстой, например, долгие годы помнил имена и отчества множества посетителей - всех тех, кто хоть раз навещал его в Ясной Поляне. Цезарь знал имя каждого из тысяч своих легионеров. Не случайно эти люди обладали огромной притягательной силой.

Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знакомстве имя (отчество). Чтобы этого не произошло, рекомендуется:

  • Сразу же, как услышали, повторить его вслух, например: "Очень приятно, Иван Васильевич".
  • Ассоциировать с именами и отчествами известных вам людей или исторических личностей.
  • Проговорить имя-отчество несколько раз про себя, если вслух не удается.
  • Сделать себе установку на запоминание имени и отчества.

Визуальный контакт  и аттракция. Взгляд является исключительно важным для аттракции. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует взаимопониманию.  
Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или смутить. Особенно это касается людей неуверенных или стеснительных (а их около 40%).

Информация о работе Общение и механизмы взаимопонимания