Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 10:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности общения как формы социального взаимодействия.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Рассмотреть сущность общения и его структуру.
2. Изучить основные функции общения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общение и его общая характеристика………………………………5
1.1 Сущность общения и его структура…………………………………………5
1.2 Основные функции общения………………………………………………….7
ГЛАВА 2. Анализ общения как формы социального взаимодействия……….9
2.1 Сущность социального взаимодействия…………………………………….9
2.2 Место взаимодействия в процессе общения………………………………..10
ГЛАВА 3. Характеристика основных механизмов взаимодействия в
процессе общения…………………………………………………………………16
3.1 Типы взаимодействий в процессе общения…………………………………16
3.2 Межличностные отношения как составная часть взаимодействия………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Новосибирский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология |
Тема |
Общение как форма социального взаимодействия |
Фамилия студента |
Василевская |
Имя студента |
Лариса |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
0601511400401001 |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Общение и его общая характеристика………………………………5
1.1 Сущность общения и его структура…………………………………………5
1.2 Основные функции общения………………………………………………….7
ГЛАВА 2. Анализ общения как формы социального взаимодействия……….9
2.1 Сущность социального взаимодействия…………………………………….9
2.2 Место взаимодействия
в процессе общения………………………………
ГЛАВА 3. Характеристика основных механизмов взаимодействия в
процессе общения……………………………………………………………
3.1 Типы взаимодействий
в процессе общения………………………………
3.2 Межличностные отношения
как составная часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Человек – это, прежде всего, социальное существо, его жизнь невозможно представить без общения с другими людьми. Общение является внутренним механизмом совместной деятельности людей, основой межличностных отношений. Именно этим и объясняется возрастающий интерес к проблемам его эффективности.
Объектом курсовой работы является процесс общения.
В качестве предмета выступает общение как форма социального взаимодействия.
Цель курсовой работы: изучить особенности общения как формы социального взаимодействия.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Рассмотреть сущность общения и его структуру.
2. Изучить основные функции общения.
3. Проанализировать место взаимодействия в процессе общения.
4. Рассмотреть основные виды и механизмы взаимодействия в процессе общения.
Курсовая работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, включающая в себя три главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования.
В первой главе работы рассматриваются сущность процесса общения, его структура, а также анализируются основные функции общения. Вторая глава посвящена анализу места взаимодействия в процессе общения. В третьей главе рассматриваются основные виды и механизмы взаимодействий в общении, анализируются особенности межличностных отношений как формы социального взаимодействия. В заключении приведены основные выводы, которые можно сделать в результате анализа, проведенного в рамках курсовой работы.
ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Сущность общения и его структура
Проблема общения является одной из наиболее популярных проблем, которые рассматриваются в рамках социальной психологии. Она привлекает интерес многих ученых и исследователей, которые по-разному трактуют данный процесс.
Можно выделить несколько точек зрения на общение. Б.Ф. Ломов, например, рассматривает общение как самостоятельную сторону бытия, которая не сводится к деятельности. А.А. Леонтьев понимает общение именно как один из видов деятельности1.
Д.Б. Эльконин, М.Н. Лисина рассматривают его как специфический вид деятельности, который возникает в онтогенезе. Активность одной личности в процессе общения встречается с активностью другой личности, а чаще всего нескольких человек одновременно. Для успешного общения необходимо не только понимать себя, но и понимать других, а также то, как другие понимают тебя2.
Таким образом, можно говорить о том, что общение рассматривается как процесс взаимодействия двух или более людей, который состоит в обмене между ними информацией различного рода. Общение – это достаточно сложный и многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий в себя различные аспекты (обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание других людей и т.д.). Специфика общения заключается именно в том, что в его результате складываются отношения между людьми определенного рода.
Каждая ситуация межличностного взаимодействия диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному подает себя. Если эта самоподача неадекватна, то общение, как правило, затруднено и не является эффективным, не способствует достижению поставленных целей.
Общепринятым при рассмотрении общения является выделение в нем трех сторон, которые взаимосвязаны между собой3:
Перцептивная сторона – это процесс восприятия партнерами друг друга, а также их взаимного познания как основа взаимопонимания. Перцептивные навыки человека находят проявление в следующих умениях:
Коммуникативная (информационная) сторона – это использование средств общения, которые можно подразделить на вербальные и невербальные средства. Хорошим коммуникатором является тот человек, который обладает богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на различных уровнях общения4.
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности (приспособление, согласие либо конфликт, конкуренция). Возможны различные позиции партнеров при организации и осуществлении общения («свысока», «снизу», «на равных», отстраненная позиция). Ни одна из перечисленных позиций не является однозначно хорошей либо однозначно плохой. Умение использовать различные позиции в определенных ситуациях – это один из возможных показателей зрелости личности.
1.2 Основные функции общения
Роль общения невозможно переоценить. В рамках отечественной психологии установлено, что развитие каждого ребенка, его социализация начинается именно с общения с близкими людьми. Все развитие ребенка определяется местом, которое он занимает в системе общественных отношений. Вне общения формирование личности не представляется возможным.
Общение имеет огромное значение не только в развитии отдельной личности, но и в развитии общества в целом. Человеческое общество немыслимо без общения, это фундаментальное условие связывания индивидов, а также способ их развития5.
В соответствии с выделением описанных трех сторон можно охарактеризовать и важнейшие функции общения: информационно-коммуникативная функция, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.
Информационно-коммуникативная функция проявляется в обмене информацией между индивидами, находящимися во взаимодействии. Обмен информацией всегда имеет определенную специфику. В данном процессе всегда участвуют два (несколько) индивидов, которые являются активными субъектами. Кроме того, обмен информацией в любом случае предполагает взаимодействие чувств, мыслей и поведения людей, вступающих в общение. Все это необходимо обязательно учитывать при построении процесса общения.
Сущность интерактивной или регуляционно-коммуникативной функции можно определить как регуляцию поведения и организации деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения человек может оказывать воздействие на мотивы, цели, принятие определенных решений и на все остальные составляющие деятельности партнера, включая коррекцию его поведения.
Аффективно-коммуникативная сторона общения связывается с процессом регуляции эмоциональной сферы человека. Общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека6. Все эмоции человека возникают и развиваются именно в процессе общения с окружающими людьми.
Выделяются также следующие основные функции общения:
Таким образом, общение – это сложный процесс, который проявляется во взаимодействии трех сторон и выполняет различные функции. Одной из важнейших сторон общения является интерактивная сторона, проявляющаяся во взаимодействии людей. Рассмотрим характеристику общения как взаимодействия более подробно.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2.1 Сущность социального взаимодействия
В психологической литературе понятие «социальное взаимодействие» рассматривается с различных точек зрения. Внимание акцентируется на различных аспектах: на обмене действиями, на способах осуществления социальных связей, на системе социальных действий, на отношениях между людьми и социальными группами и т.д. Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение социального взаимодействия.
Социальное взаимодействие – это процесс обмена социальными действиями между двумя (и более) участниками этого взаимодействия. При этом необходимо различать понятия «социальное взаимодействие» и «социальное действие».
Социальное действие рассматривается в социальной психологии как любое проявление социальной активности, которое ориентировано на других людей. Социальное взаимодействие, в свою очередь, – это процесс обмена социальными действиями между несколькими социальными субъектами, а также процесс непосредственного либо опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга8. При этом, социальные действия могут быть инициированы самим субъектом (индивидом, группой) или выступать в качестве реакции на социальные действия других субъектов. В первом случае социальные действия рассматриваются как «вызов», а во втором – как «ответ на вызов».
Важно отметить, что социальные взаимодействия – это основная жизненная потребность каждого человека, так как он только взаимодействуя с другими людьми способен удовлетворить большинство своих интересов и потребностей, реализовывать свои ценностные и поведенческие ориентации.
Любое социальное взаимодействие характеризуется четырьмя признаками:
Необходимо подчеркнуть, что взаимодействие – это всегда коммуникация, но не следует отождествлять его с обыкновенным обменом сообщениями. Социальное взаимодействие – намного более широкое понятие, которое предполагает не просто обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Два человека могут не сказать друг другу ни слова, но уже то факт, что одному человеку доступно наблюдение за действиями другого, а другой об этом знает, делает их активность социальным взаимодействием. Исходя из этого, можно говорить, что для социального взаимодействия характерна обратная связь.
Анализ общения как социального взаимодействия является достаточно сложной проблемой, которая широко рассматривается различными учеными и исследователями. Рассмотрим различные подходы к ее анализу.
Информация о работе Общение как форма социального взаимодействия