Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 10:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности общения как формы социального взаимодействия.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Рассмотреть сущность общения и его структуру.
2. Изучить основные функции общения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общение и его общая характеристика………………………………5
1.1 Сущность общения и его структура…………………………………………5
1.2 Основные функции общения………………………………………………….7
ГЛАВА 2. Анализ общения как формы социального взаимодействия……….9
2.1 Сущность социального взаимодействия…………………………………….9
2.2 Место взаимодействия в процессе общения………………………………..10
ГЛАВА 3. Характеристика основных механизмов взаимодействия в
процессе общения…………………………………………………………………16
3.1 Типы взаимодействий в процессе общения…………………………………16
3.2 Межличностные отношения как составная часть взаимодействия………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………24
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
Несмотря на специфику и многообразие конфликтов, все они имеют общие стадии протекания:
Возникновению конфликта всегда предшествует субъективное отражение людьми характеристик взаимодействия. Для возникновения конфликта необходимо, прежде всего, чтобы его участники осознавали сложившуюся ситуацию как конфликтную. Конфликт относится к тому типу ситуаций, к которому полностью применимо следующее положение: в том случае, если человек определяет ситуацию как действительную, она становится такой по своим последствиям. Если человек определяет какую-либо ситуацию как конфликтную, то она становится конфликтом, так как человек в своих дальнейших действиях основывается именно на том значении, которое он придал ситуации. Объективная ситуация может содержать в себе определенные противоречия. Противоречие, однако, не является тождественным конфликту. Противоречивая ситуация существует объективно, в то время как конфликт – это результат ее восприятия и интерпретации участниками.
В том случае, когда человек интерпретирует ситуацию как конфликтную, он начинает вести себя соответствующим образом, то есть по правилам конфликтного взаимодействия. При этом большое значение имеют два аспекта: какие факторы обусловили восприятие данной ситуации как конфликтной и как осуществляется переход к конфликтному взаимодействию. Конфликт важно рассматривать как угрожающую противоречивость (несовместимость) целей сторон21.
Кроме того, люди реагируют на определенную ситуацию не в терминах объективных черт, а в терминах чувств и эмоций, возникающих по поводу определенного события22. То есть отмечается, что они скорее «чувствуют», что ситуация конфликтная, чем «осознают» ее такой. Последствиями и внешними проявлениями такого осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть следующие: изменение (ухудшение) настроения, недоброжелательные высказывания в адрес своего предполагаемого противника, резкое ограничение контактов с ним и т. д.
На второй стадии (переход конфликта в реальный) один из участников социального взаимодействия, который осознал конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям, направленным на то, чтобы нанести ущерб «противнику». Другой участник при этом осознает, что все эти действия направлены именно против него, и, в свою очередь, также предпринимает конкретные активные ответные действия против инициатора конфликта.
Наступает непосредственно стадия конфликтных действий. На данном этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях, а также выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто различными методами (средствами) (стадия снятия или разрешения конфликта). Устранение, прекращение инцидента – это необходимое, но не достаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать состояние фрустрации, искать его причину. В этом случае, угаснувший конфликт вспыхивает снова. Разрешение социального конфликта возможно только при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, которое позволяет погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Именно поэтому большое значение имеет заключительная пост конфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия.
3.2 Межличностные отношения как составная часть взаимодействия
Межличностные отношения – составная часть взаимодействия людей. Это, прежде всего, объективно переживаемые и осознаваемые в различной степени взаимосвязи, которые возникают между людьми. В основе межличностных отношений лежат различные эмоциональные состояния людей, которые вступают во взаимодействие, и их психологические особенности. Межличностные связи зачастую, в отличие от деловых отношений, называют эмоциональными и экспрессивными23.
Межличностное общение – общение, которое возникает в рамках развития отношений данного рода. Процесс межличностного общения отличается направленностью на взаимное познание взаимодействующих лиц, установление и развитие взаимоотношений, а также влияние на взгляды, состояния, поведение участников определенного межличностного взаимодействия.
Выделяются определенные закономерности, которые возникают в процессе межличностного общения:
При встрече с человеком, который по какому-то важному параметру нас превосходит, мы оцениваем его положительно. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы, как правило, недооцениваем его. Сущность фактора привлекательности при восприятии человека состоит в том, что под его влиянием определенные качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно склонны считать его более умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать его личностные характеристики. Если же человек непривлекателен, тогда и остальные его качества недооцениваются.
Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека;
Для того чтобы процесс межличностного общения был конструктивным, необходимо стремиться к пониманию целей и надежд, а также психологического состояния другого человека. Важно уметь поставить себя на место другого человека, создать атмосферу доверительного общения. Для этого очень важно проявлять доброжелательность, убедительные манеры, открытость.
Таким образом, межличностные отношения являются важнейшей частью взаимодействия людей, которая основывается на определенных закономерностях. Учет этих закономерностей в процессе взаимодействия в существенной мере способствует эффективности общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ, проведенный в рамках курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы. Общение – это сложный процесс, сущность которого необходимо рассматривать во взаимодействии трех его сторон: интерактивной стороны, коммуникативной и перцептивной. В соответствии с выделенными сторонами можно проанализировать также основные функции общения. Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности.
Рассматривая общение как
форму социального
В качестве основных видов социального взаимодействия, как правило, выделяют два вида. Первый вид предполагает взаимодействие, направленное на кооперацию и сотрудничество, а второй основывается на соперничестве и нередко ведет к конфликтному взаимодействию.
Таким образом, общение как форма социального взаимодействия – это очень важный аспект анализа общения в целом. Общение как взаимодействие подчиняется ряду закономерностей, правил и т.д., которые необходимо учитывать для обеспечения его эффективности.
ГЛОССАРИЙ
Интерактивная сторона общения – проявляется во взаимодействии людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности.
Коммуникативная (информационная) сторона общения – это использование средств общения (вербальные и невербальные средства).
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Кооперация (кооперативное взаимодействие) – координация единичных сил участников (комбинирование, упорядочивание, суммирование этих сил), необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.
Межличностные отношения – составная часть взаимодействия людей, объективно переживаемые и осознаваемые в различной степени взаимосвязи, которые возникают между людьми.
Общение – процесс взаимодействия двух или более людей, который состоит в обмене между ними информацией различного рода.
Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия партнерами друг друга, а также их взаимного познания как основа взаимопонимания.
Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Социальное взаимодействие – это процесс обмена социальными действиями между его участниками.
Социальное действие – это любое проявление социальной активности, которое ориентировано на других людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
2 Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.
3 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
4 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2008. – 581с.
5 Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.
6 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2009. – 592с.
7 Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576с.
8 Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2001. – 208с.
9 Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.
10 Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. – М.: Эксмо, 2006. – 496с.
11 Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 463с.
Информация о работе Общение как форма социального взаимодействия