Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:01, контрольная работа
Коммуникация– процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.
Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.
Введение……………………………………………………………………3
1. Общение, как коммуникация…………………………………………...4
2. Средства, структура коммуникации…………………………………....6
3. Коммуникативные барьеры………………………………………….....11
Заключение…………………………………………………………………16
Литература………………………………………………………………….17
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Факультет психологии и педагогики
Контрольная работа
По дисциплине «Социальная психология»
На тему:
«Общение, как коммуникация»
Выполнила:
Студентка 4 курса,
Группа ПОЗ-401
Иванова Мария
Проверил:
Доктор педагогических наук, профессор
Мартынова Е. А.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общение, как коммуникация……………
2. Средства, структура коммуникации…………………………………....6
3. Коммуникативные барьеры…………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Коммуникация– процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.
Общение – социально-
Различать эти два
понятия можно следующим
Следовательно, общение может происходить только между двумя людьми (субъектами), а коммуникация между живыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятия выражают разные стороны одного явления.
Прогресс коммуникации заключается в возрастающей мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей, более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников.
Практически человечество еще не успело как следует адаптироваться к новой ситуации, возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрыто и эффективно манипулировать общественным мнением. Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолируют его от нормальной жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они снижают потребность в живом, непосредственном общении.
1. Общение и коммуникация
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:
Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.
Передача информации
возможна с помощью знаков, знаковых
систем. В коммуникативном процессе
обычно выделяют вербальную и невербал
Вербальная коммуникация общени
Невербальная коммуникация:
Цели общения отражают
потребности совместной деятельности
людей. Деловое общение почти
всегда предполагает некоторый результат
– изменение поведения и
Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.
Выделяют следующие виды взаимодействия:
Для того чтобы общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:
Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.
Р.Бейлз объединил
наблюдаемые образцы взаимодейс
Области взаимодействия |
Основные поведенческие проявления |
Позитивные эмоции |
Выражение солидарности Снятие напряжения Выражение согласия |
Решение проблем |
Предложения, указания Выражение мнений Выдача ориентаций |
Постановка проблем |
Просьбы об информации Просьбы высказать мнение Просьбы об указаниях |
Негативные эмоции |
Выражение несогласия Создание напряженности Демонстрация антагонизма |
2. Средства, структура коммуникации
Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона
общения состоит в обмене информацией
между людьми. Понимание человека
человеком связано с
Источники информации в общении:
В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.
Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.
Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.
Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.
Существует целая группа приемов привлечения внимания:
Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).
Вторая группа приемов
связана с “навязыванием ритма”
И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на ...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.
Для правильного понимания
процесса общения важно представлять
себе действия своего партнера, которые
осуществляются в определенных ситуациях.
Второй стороной общения является интерактивная,
которая заключается в
Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.