Общение, как коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Коммуникация– процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.
Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Общение, как коммуникация…………………………………………...4
2. Средства, структура коммуникации…………………………………....6
3. Коммуникативные барьеры………………………………………….....11
Заключение…………………………………………………………………16
Литература………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

соц псих.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  университет»

Факультет психологии и  педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Социальная  психология»

 

На тему:

 

 

«Общение, как  коммуникация»

 

    

 

 

 

Выполнила:

                      Студентка 4 курса,

Группа ПОЗ-401                                                                       

Иванова Мария

 

 

Проверил:

Доктор педагогических наук, профессор

Мартынова Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013 г.

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Общение, как коммуникация…………………………………………...4

2. Средства, структура  коммуникации…………………………………....6

3. Коммуникативные барьеры………………………………………….....11

Заключение…………………………………………………………………16

Литература………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Коммуникация– процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.

Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.

Различать эти два  понятия можно следующим образом: коммуникацию следует понимать как  технико-информационный аспект общения, а само общение можно трактовать как социально-психологический аспект коммуникации.

Следовательно, общение может происходить только между двумя людьми (субъектами), а коммуникация между живыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятия выражают разные стороны одного явления.

Прогресс коммуникации заключается в возрастающей мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей, более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников.

Практически человечество еще не успело как следует адаптироваться к новой ситуации, возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрыто и эффективно манипулировать общественным мнением. Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолируют его от нормальной жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они снижают потребность в живом, непосредственном общении.

 

 

 

 

 

1. Общение и коммуникация

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

  • коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
  • интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
  • перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация:

  • Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.
  • Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
  • Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
  • Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти  всегда предполагает некоторый результат  – изменение поведения и деятельности других людей.

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

  • групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
  • конкуренция (соперничество),
  • конфликт.

Для того чтобы общение  было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
  2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
  3. равенство в психологической взаимоподдержке.

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может  обеспечивать саморегуляцию своих  коммуникативных действий.

Р.Бейлз объединил  наблюдаемые образцы взаимодействия в четыре глобальных категории, которые фиксируют форму взаимодействия:

Области взаимодействия

Основные поведенческие  проявления

Позитивные эмоции

Выражение солидарности

Снятие напряжения

Выражение согласия

Решение проблем

Предложения, указания

Выражение мнений

Выдача ориентаций

Постановка проблем

Просьбы об информации

Просьбы высказать мнение

Просьбы об указаниях

Негативные эмоции

Выражение несогласия

Создание напряженности

Демонстрация антагонизма


 

 

 

 

2. Средства, структура коммуникации

 

Структура общения


Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической  литературе при характеристике структуры  общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона  общения состоит в обмене информацией  между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением  и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

  • сигналы непосредственно от другого человека;
  • сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;
  • информация об итогах деятельности;
  • информация от внутреннего опыта;
  • информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают  разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь  каким-то образом отличать “хорошую”  информацию от “плохой”. Каким образом  это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали  и слышали. Для всех, кто заинтересован  в эффективной коммуникации важно  уметь преследовать психологические  барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

  • прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.
  • прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.
  • прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов  поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних  факторов — шума, освещения, разговора  или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов  связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности  собеседнику расслабляться и  пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на ...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или  за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания  процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые  осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания  ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости  от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Информация о работе Общение, как коммуникация