Общение как восприятие людьми друг друга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Умеете ли вы общаться? Все скажут: «Да, конечно.» Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие общение много обширнее, чем наше обычное: – «Привет!» – «Пока». Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI – XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

Содержание работы

Введение 3
1. Общение: сущность, содержание и структура 5
1.1 Определение общения 5
1.2 Виды общения 6
1.3 Уровни общения 7
2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 12
2.1 Знаки внимания в общении 25
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

практикум по психологии_1.docx

— 61.76 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Пензенский государственный технологический университет»

(ПензГТУ)

Кафедра «Педагогика и психология»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Психология профессионального  образования»

На тему: «Общение как восприятие людьми друг друга»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 11оэ1бз

Каракуца Н.Х.       

Контактный телефон89022056680

 

 

Проверил: доцент кафедры Пед/п

Плахина Л.Н.

 

 

 

 

Пенза 2013

 

Введение                3

1. Общение: сущность, содержание  и структура         5

1.1 Определение общения            5

1.2 Виды общения             6

1.3 Уровни общения             7

2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)                12

2.1 Знаки внимания в общении           25

Заключение              28

Список литературы             30

 

 

Введение

 

Умеете ли вы общаться? Все  скажут: «Да, конечно.» Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие общение много обширнее, чем наше обычное: – «Привет!» – «Пока». Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI – XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне. Предполагая, что умею общаться означает «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Толстого «Анна Каренина» в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

Также, огромное значение в  общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам  самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.

Ко всему выше указанному нужно еще не только говорить с собеседником (жестикулировать, произносить слова, писать начальные буквы слов), но и понимать его жесты, взгляды. Если у Вас и это получилось, то Вам осталась совсем немного: чтобы собеседник понимал Вас. Казалось бы, если отвечает – значит понимает. При всей простоте это не всегда так.

Когда ученые пытаются объяснить  какое-то явление или факт, они  раскладывают его на составляющие части, а затем подробно описывают каждую из них. Получается довольно подробное  описание, разложенное «по полочкам». Так и мы попробуем разложить  общение на части и, разобравшись, описать их.

 

 

  1. Общение: сущность, содержание и структура

 

    1. Определение общения

 

Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информацией, а также  в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и  средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет  место тот же принцип, что уже  упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения  не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я  являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения –  способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.

 

    1. Виды общения

 

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно  может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен  действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение  делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое  для поддержания, сохранения и  развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение  может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое  с помощью естественных органов,  данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки  и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные  контакты и непосредственное  восприятие друг другом общающихся  людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется  через посредников, которыми могут  выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

 

    1. Уровни общения

 

Общение может происходить  на различных уровнях:

  1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
  2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
  3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Функции общения

1. Социальные функции  общения

  1. Организация совместной деятельности
  2. Управление поведением и деятельностью
  3. Контроль

2. Психологические функции  общения

  1. Функция обеспечения психологического комфорта личности
  2. Удовлетворение потребности в общении

3. Функция самоутверждения. 

Структура общения

К структуре общения можно  подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура  путем выделения в общении  трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом, схематически структуру общения мы представим так:

 


 




 

 

 

Коммуникативная сторона  общения (или коммуникация в узком  смысле слова) состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в более или менее в логичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Рассмотрим эти три  стороны общения поподробнее.

а) Коммуникативная сторона  общения.

Во время акта общения  имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S -S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда  человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации  и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

б) Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом  закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление  коммуникации – на вербальную и  невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации «говорение» и «слушание»

«Говорящий» сначала имеет  определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его  в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) –  Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции  коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет  себя сторонником излагаемой точки  зрения), отстраненная (держится подчеркнуто  нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические  (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико-кинетические (это  то, что человек «прочитывает»  на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

  • коммуникативные (заменяющие речь)
  • описательные (их смысл понятен только при словах)
  • жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

Информация о работе Общение как восприятие людьми друг друга