Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:05, контрольная работа
Умеете ли вы общаться? Все скажут: «Да, конечно.» Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие общение много обширнее, чем наше обычное: – «Привет!» – «Пока». Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI – XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.
Введение 3
1. Общение: сущность, содержание и структура 5
1.1 Определение общения 5
1.2 Виды общения 6
1.3 Уровни общения 7
2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 12
2.1 Знаки внимания в общении 25
Заключение 28
Список литературы 30
Знак внимания – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.
Среди них выделяют комплименты, похвалы и поддержку. Комплимент – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент. Означает ли это, что не надо говорить комплименты? Конечно, нет. Это просто значит, что их недостаточно, иногда они бывают не к месту, и, видимо, потому мы немного недоверчиво относимся к людям, которые расточают комплименты налево и направо. Мы подозреваем, что они не видят нас, не видят нашего состояния, наших чувств и желаний, и потому мы, наверное, подозреваем таких людей в некоторой неискренности. Нам хочется чего-то другого от близких, значимых для нас людей.
Похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Хвалят обычно человека всегда «к месту». Но бывает, вас хвалят, а вам от этого становилось тошно, Как правило, такие неадекватные эмоции возникают в двух случаях: либо когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения, либо вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы оценивать вас, либо когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого. Похвала, или, другими словами, положительная оценка, всегда включает в себя и оценку отрицательную, хотя это относится и не к вам, а к кому-то другому. «Вы лучше кого-то» всегда означает, что «кто-то хуже вас», и возводит вас таким образом «на пьедестал», в позицию «над другим». Что происходит при этом с вашей самоценностью? Повышается она? Внешне – да, но позиция «на пьедестале» на самом деле — позиция слабого человека, часто она выступает как защита в ситуации, когда все другие способы воздействия на ситуацию уже не работают, да и стоять «на пьедестале» неудобно, тяжело и несвободно.
Часто родители, желая воспитать своего ребенка «без комплексов», считают, что его надо побольше хвалить и делают это довольно часто, т.е. постоянно сравнивают результаты его деятельности с результатами других. Вроде бы такие высказывания должны повышать уверенность ребенка в себе, но на самом деле получается, что родители воспитывают человека, постоянно нуждающегося в одобрении и внешних положительных оценках, человека, очень неуверенного и страшно зависимого – от родителей, от друзей, от всех, кто хвалит его. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя и перестает слышать свой внутренний голос. Поэтому каждый из нас больше нуждается не в похвалах, а в поддержке. В толковом словаре написано: «поддержка – придержать, не дать упасть». Под поддержкой мы понимаем знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда, он объективно неуспешен, сделанный в виде прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого (для того чтобы не дать упасть, вовсе не нужно оценивать человека).
Если похвала, положительная
оценка обращена не к самому человеку,
а к результатам его
Заключение
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество, чтобы правильно общаться, надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Нужно еще не только говорить с собеседником, но и понимать его жесты, взгляды. При неудовлетворительной степени взаимо-соответствия уместно констатировать: «говорят на разных языках». Хотя имеют при этом в виду вовсе не разные национальные языки, а, например, совершенно несовмещающиеся пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом. Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить. Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. В более чем 3,5 тысячах языков мира многогранно отражаются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом.
Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: «волшебными словами» пожалуйста, благодарю вас и др. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Все это если не универсальные способы общения, которые раскрыты в данной работе, по крайней мере, помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Общение как восприятие людьми друг друга