Общение. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Общение – это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..……….….3
Понятие об общении…………………………………………………………….……… ..4
Коммуникативная сторона общения……………………………….………….….9
Интерактивная сторона общения………………………………………….…...…12
Перцептивная сторона общения…………………………………………….… ….17
Заключение……………………………………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 44.45 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………..……….….3

  1. Понятие об общении…………………………………………………………….……… ..4
  2. Коммуникативная сторона общения……………………………….………….….9
  3. Интерактивная сторона общения………………………………………….…...…12
  4. Перцептивная сторона общения…………………………………………….… ….17

Заключение……………………………………………………………………………………………… 20

Список использованной литературы………………………………………….……….… .21

 

 

Введение

 

        Общение – это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.

В общении выделяются три взаимосвязанных  стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать  действия, распределить функции, или  повлиять на настроение, поведение, убеждения  собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс  восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Данная работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы – осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения  не только просто возможен, но и насыщен  эмоциями, чувствами. Без таких характеристик  повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес. 

1.Понятие   об  общении.

 

        Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Категория «общение» является одной  из центральных в психологической  науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

Общение - реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.                             

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

         Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя  ,из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение  рассматриваются как две стороны  социального бытия человека; в  других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается  как условие общения. И наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности1.

Необходимо отметить, что в подавляющем  большинстве психологических трактовок  деятельности основу ее определений  и категориально - понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону  социального бытия человека. В  связи с этим возникает необходимость  разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону  социального бытия человека, а  именно — отношений «субъект-субъект(ы)».

По мнению В.В. Знакова , которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о коммуникации, общение -  такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними.

Под совместной деятельностью далее  будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение  людей подчинено общей цели - решению  конкретной задачи.

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание  деятельности лишь как субъект -объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект -субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат - не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и экспериментальная  разработка принципа общения в отечественной  социальной психологии представлена в  ряде коллективных работ, цитированных выше.

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

 По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них :

  • Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир,
  • Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
  • Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
  • Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют так же межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью. В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным  и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо  значимая информация.   Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и  опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники)

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его  структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К  структуре общения можно подойти  по-разному, как и к определению  его функций. Мы предлагаем характеризовать  структуру общения путем выделения  в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и  перцептивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Коммуникативная сторона общения

 

        Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Поэтому  в коммуникативном процессе и  происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен  ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается  в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения  значимость информации, потому, что  люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при  условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому  в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и  взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.

Во время акта общения имеет  место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S------S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации  и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных  системах).

Коммуникативная сторона общения  связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных  действий (не вербально).

К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории  вербальных. Однако если учесть, что подобные особенности могут не только дополнять, но и полностью отменять прямой смысл сказанного, мы считаем невербальными средствами все, не являющиеся, собственно, словами.

Информация о работе Общение. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения