Общие сведения о темпераменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Цель исследования: определить особенности каждого типа темперамента.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие темперамента и его типов.
2.Изучить физиологическая и психическая характеристика темперамента
3.Изучить особенности проявления каждого типа темперамента.

Содержание работы

Введение…………………………………………..………………………3-4
1. Общие сведения о темпераменте
1. 1.Понятие темперамент…………………………………………….5-7
1.2. Свойства темперамента………………………………………..…7-10
1.3.Типы темпераментов…………………………………………..…10-14
2.Физиологическая и психическая
характеристика темперамента.
2.1 Физиологическая характеристика
темперамента………………………………………………………..…..14-20
2.2 Психическая характеристика
Темперамента…………………………………………….………...……20-24
3. Темперамент и
индивидуальный стиль деятельности.
3.1. Как проявляется темперамент в
деятельности человека?..............................................................................24-28
3.2. Что такое
индивидуальный стиль деятельности?..............................................................28-29
3.3. Как проявляется темперамент
в индивидуальном стиле деятельности?............................................................29-30
3.4. Как связан индивидуальный
стиль учебной деятельности с типом темперамента?................................30-32
Заключение…………………………………………………………….…..33-34
Список литературы………………………………………………………33
Приложение………………………………………………………………..36-37

Файлы: 1 файл

психология и педогогика.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………..………………………3-4

1. Общие  сведения о темпераменте

   1. 1.Понятие темперамент…………………………………………….5-7

   1.2. Свойства темперамента………………………………………..…7-10

  1.3.Типы темпераментов…………………………………………..…10-14

2.Физиологическая  и психическая

характеристика  темперамента.

 2.1 Физиологическая характеристика

темперамента………………………………………………………..…..14-20

 2.2 Психическая характеристика

Темперамента…………………………………………….………...……20-24

3. Темперамент  и 

индивидуальный  стиль деятельности.

    3.1. Как проявляется темперамент в

 деятельности  человека?..............................................................................24-28

   3.2. Что такое

индивидуальный  стиль деятельности?..............................................................28-29

   3.3. Как проявляется темперамент

в индивидуальном стиле деятельности?............................................................29-30

  3.4. Как связан индивидуальный

стиль учебной деятельности с типом  темперамента?................................30-32

Заключение…………………………………………………………….…..33-34

Список  литературы………………………………………………………33

Приложение………………………………………………………………..36-37

 

 

Введение

Каждый человек рождается  с определенным набором биологических  особенностей его личности, проявляющихся  в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок обок. Темпераменты различаются у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

Несмотря на то, что  предпринимались неоднократные  и постоянные попытки исследовать  проблему темперамента, до сих пор  эта проблема относится к разряду  спорных и до конца не решенных проблем современной психологии. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Прежде чем прейти к рассмотрению различных видов темперамента, следует уточнить, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет  не  только

удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области  необходимы  для

профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода

к процессу обучения,  для руководителей всех уровней  при  построении  тактики

деловых взаимоотношений  с подчиненными, при выборе профессии,  а  также

при профессиональном отборе, при общении людей  друг  с  другом,  при выработке профессиональных навыков и т.д.

Вопрос о темпераменте и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов психологи признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный.

Объект исследования – виды и свойства различных типов  темперамента.

Цель исследования: определить особенности каждого типа темперамента.

Задачи исследования:

1.Раскрыть понятие темперамента и его типов.

2.Изучить физиологическая и психическая характеристика темперамента

3.Изучить особенности  проявления каждого типа темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие  сведения о темпераменте

1. 1.Понятие темперамент.   

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.  

Анализ внутренней структуры  темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.   

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет  тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.  

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, — его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.   

Третьим основным компонентом  темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств  качеств, характеризующих  особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого  поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. [2.стр 394] Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

1.2. Свойства темперамента.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог  В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию  свойств нервной системы, предложил  на ее основе более современную трактовку  свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.[4]

Темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью  ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств». [4]

В соответствии с двумя  основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов  может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где заодно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней  движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у  менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Информация о работе Общие сведения о темпераменте