Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:52, реферат
Цель исследования: определить особенности каждого типа темперамента.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие темперамента и его типов.
2.Изучить физиологическая и психическая характеристика темперамента
3.Изучить особенности проявления каждого типа темперамента.
Введение…………………………………………..………………………3-4
1. Общие сведения о темпераменте
1. 1.Понятие темперамент…………………………………………….5-7
1.2. Свойства темперамента………………………………………..…7-10
1.3.Типы темпераментов…………………………………………..…10-14
2.Физиологическая и психическая
характеристика темперамента.
2.1 Физиологическая характеристика
темперамента………………………………………………………..…..14-20
2.2 Психическая характеристика
Темперамента…………………………………………….………...……20-24
3. Темперамент и
индивидуальный стиль деятельности.
3.1. Как проявляется темперамент в
деятельности человека?..............................................................................24-28
3.2. Что такое
индивидуальный стиль деятельности?..............................................................28-29
3.3. Как проявляется темперамент
в индивидуальном стиле деятельности?............................................................29-30
3.4. Как связан индивидуальный
стиль учебной деятельности с типом темперамента?................................30-32
Заключение…………………………………………………………….…..33-34
Список литературы………………………………………………………33
Приложение………………………………………………………………..36-37
Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам. Если холерику прощать его вспыльчивость и часто хвалить его за успехи в учении, то у такого школьника помимо желания воспитателей укрепится эффективность, разовьются честолюбие и зазнайство. Бурную энергию холерика надо направлять на труд, учение, общественно полезные дела и неуклонно воспитывать у него сдержанность, самообладание, самоконтроль, организаторские умения.
Если ученика-меланхолика освобождать от преодоления трудностей, то это, значит, способствовать более глубокому укоренению слабых сторон его темперамента. Нельзя также оправдывать импульсивность, излишнюю подвижность, нетерпеливость сангвиника и неповоротливость флегматика. Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны.
Излишняя поспешность сангвиника или неоправданная порывистость холерика могут приводить их к недостаточно обдуманным ответам. Здесь желательно многократно уточнять, что именно они хотели сказать.
В формировании индивидуального стиля деятельности важную роль играет физическое воспитание. Под воздействием физкультурных занятий движения холерика становятся менее резкими, флегматик преодолевает медлительность и неуклюжесть, меланхолик избавляется от суетливости, сангвиник научается двигательной сдержанности.
Заключение
Таким образом, всё сказанное позволяет сделать следующие выводы:
Темперамент - это прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности. Они характеризуются скоростью возникновения, устойчивостью и силой протекания психических процессов.
Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические процессы: познавательные, эмоции и чувства, волю. Они обнаруживаются в особенностях общения и деятельности.
Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам - сенситивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, экстраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.
Различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов в различных сферах деятельности.
Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.
Включаясь в развитие
характера, свойства темперамента претерпевают
изменения, в силу чего одни и те
же исходные свойства могут привести
к различным свойствам
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
Список литературы.
1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-
методическое пособие. М.: «Флинта». 1998. – С. 167-169.
2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. –
М.: Владос, 1999. – С.394-402.
3. Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций).. М.: «Владос». –
1995. – С.379-392.
4.Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов
5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и
ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. –
1999. – С.307-324.
6. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. Психология. – М.: Проспект. – 2000. –
С.287-311.
7. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой,
А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. Общая психология. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.:
Просвещение, 1973. – С.306-316.
8. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.
Приложение.
Таблица №1
Холерик |
Флегматик |
быстрый, чрезмерно подвижный |
медлителен, спокоен, нетороплив, инертный |
неуравновешенный |
уравновешенный |
психические процессы протекают быстро и интенсивно |
психические процессы протекают замедленно |
легко вывести из себя и задеть эмоционально |
нелегко вывести из себя и задеть эмоционально |
в общении с людьми резкий, раздражительный, несдержан и может создавать конфликтные ситуации |
в общении с людьми всегда ровен, спокоен, общителен, выдержан, хладнокровен |
проявляется влечение, возбудимость, активность и стресс |
проявляется безразличность, скука и вялость |
Меланхолик |
Сангвиник |
психические процессы протекают очень медленно и инертно |
психические процессы протекают очень быстро |
легко уязвим, тяжело переносит обиды и огорчения, хотя внешне переживания выражены слабо |
трудно уязвим, быстро переносит обиды и огорчения, что внешне выражается ярко (мимика, жестикуляция, быстрая речь, подвижность и др.) |
чувства и эмоциональные состояния глубокие, сильные и длительные |
эмоциональная живость, быстрая смена чувств |
склонен к замкнутости и одиночеству |
общителен в коллективе, жизнерадостный |
преобладание торможения над возбуждением |
преобладание возбуждения над торможением |
Рисунок №1
Рисунок №2
Ст.- стабильность
Акт.-активность