Общие сведения о темпераменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Цель исследования: определить особенности каждого типа темперамента.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие темперамента и его типов.
2.Изучить физиологическая и психическая характеристика темперамента
3.Изучить особенности проявления каждого типа темперамента.

Содержание работы

Введение…………………………………………..………………………3-4
1. Общие сведения о темпераменте
1. 1.Понятие темперамент…………………………………………….5-7
1.2. Свойства темперамента………………………………………..…7-10
1.3.Типы темпераментов…………………………………………..…10-14
2.Физиологическая и психическая
характеристика темперамента.
2.1 Физиологическая характеристика
темперамента………………………………………………………..…..14-20
2.2 Психическая характеристика
Темперамента…………………………………………….………...……20-24
3. Темперамент и
индивидуальный стиль деятельности.
3.1. Как проявляется темперамент в
деятельности человека?..............................................................................24-28
3.2. Что такое
индивидуальный стиль деятельности?..............................................................28-29
3.3. Как проявляется темперамент
в индивидуальном стиле деятельности?............................................................29-30
3.4. Как связан индивидуальный
стиль учебной деятельности с типом темперамента?................................30-32
Заключение…………………………………………………………….…..33-34
Список литературы………………………………………………………33
Приложение………………………………………………………………..36-37

Файлы: 1 файл

психология и педогогика.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к  его слабым сторонам. Если холерику прощать его вспыльчивость и  часто хвалить его за успехи в учении, то у такого школьника помимо желания воспитателей укрепится эффективность, разовьются честолюбие и зазнайство. Бурную энергию холерика надо направлять на труд, учение, общественно полезные дела и неуклонно воспитывать у него сдержанность, самообладание, самоконтроль, организаторские умения.

Если ученика-меланхолика  освобождать от преодоления трудностей, то это, значит, способствовать более  глубокому укоренению слабых сторон его темперамента. Нельзя также оправдывать  импульсивность, излишнюю подвижность, нетерпеливость сангвиника и неповоротливость флегматика. Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны.

Излишняя поспешность  сангвиника или неоправданная порывистость холерика могут приводить их к недостаточно обдуманным ответам. Здесь желательно многократно уточнять, что именно они хотели сказать.

В формировании индивидуального  стиля деятельности важную роль играет физическое воспитание. Под воздействием физкультурных занятий движения холерика становятся менее резкими, флегматик преодолевает медлительность и неуклюжесть, меланхолик избавляется от суетливости, сангвиник научается двигательной сдержанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, всё сказанное позволяет сделать следующие выводы:

Темперамент - это прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической  деятельности. Они характеризуются  скоростью возникновения, устойчивостью  и силой протекания психических процессов.

Особенности динамики психической  деятельности распространяются на все  психические процессы: познавательные, эмоции и чувства, волю. Они обнаруживаются в особенностях общения и деятельности.

Темперамент характеризует  динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам - сенситивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, экстраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.

Различие людей по темпераменту определенным образом  проявляется в их деятельности. Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов  в различных сферах деятельности.

Для достижения успехов  в деятельности важно, чтобы человек  владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям  деятельности, опираясь на его сильные  свойства и компенсируя слабые. Такое  приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.   

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера  в зависимости от условий жизни  и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатков. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.   

Бесспорно, что при  любом темпераменте можно развить  все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят  от темперамента. Поэтому темперамент  — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах  и  комментариях  к  ним.  Учебно-

   методическое  пособие. М.: «Флинта». 1998. – С. 167-169.

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. –

   М.: Владос, 1999. –  С.394-402.

3. Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций)..  М.:  «Владос».  –

   1995. – С.379-392.

4.Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов

5. Столяренко Л.Д., Самыгин   С.И.  Психология  и  педагогика  в  вопросах  и

   ответах (для  студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на  Дону:  Феникс.  –

   1999. – С.307-324.

6. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. Психология.  – М.: Проспект.  –  2000.  –

   С.287-311.

7.   /Под   ред.   В.В.Богословского,   А.Г.Ковалевой,

   А.А.Степановой,  С.Н.Шабалиной.  Общая   психология.   – 2-у изд.,  перераб.  и доп.  – М.:

   Просвещение, 1973. – С.306-316.

8. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Таблица №1

Холерик

Флегматик

быстрый, чрезмерно подвижный

медлителен, спокоен, нетороплив, инертный

неуравновешенный

уравновешенный

психические процессы протекают  быстро и интенсивно

психические процессы протекают  замедленно

легко вывести из себя и задеть эмоционально

нелегко вывести из себя и задеть эмоционально

в общении с людьми резкий, раздражительный, несдержан  и может создавать конфликтные

ситуации

в общении с людьми всегда ровен, спокоен, общителен, выдержан, хладнокровен

проявляется влечение, возбудимость, активность и стресс

проявляется безразличность, скука и вялость

Меланхолик

Сангвиник

психические процессы протекают  очень медленно и инертно

психические процессы протекают  очень быстро

легко уязвим, тяжело переносит  обиды и огорчения, хотя внешне переживания  выражены слабо

трудно уязвим, быстро переносит обиды и огорчения, что внешне выражается ярко (мимика, жестикуляция, быстрая  речь, подвижность и др.)

чувства и эмоциональные  состояния глубокие, сильные и  длительные

эмоциональная живость, быстрая смена чувств

склонен к замкнутости  и одиночеству

общителен в  коллективе, жизнерадостный

преобладание торможения над возбуждением

преобладание возбуждения  над торможением


Рисунок  №1 

Рисунок №2

Ст.- стабильность

Акт.-активность                                                                                                        Рисунок №3

 




Информация о работе Общие сведения о темпераменте