Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:52, реферат
Цель исследования: определить особенности каждого типа темперамента.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие темперамента и его типов.
2.Изучить физиологическая и психическая характеристика темперамента
3.Изучить особенности проявления каждого типа темперамента.
Введение…………………………………………..………………………3-4
1. Общие сведения о темпераменте
1. 1.Понятие темперамент…………………………………………….5-7
1.2. Свойства темперамента………………………………………..…7-10
1.3.Типы темпераментов…………………………………………..…10-14
2.Физиологическая и психическая
характеристика темперамента.
2.1 Физиологическая характеристика
темперамента………………………………………………………..…..14-20
2.2 Психическая характеристика
Темперамента…………………………………………….………...……20-24
3. Темперамент и
индивидуальный стиль деятельности.
3.1. Как проявляется темперамент в
деятельности человека?..............................................................................24-28
3.2. Что такое
индивидуальный стиль деятельности?..............................................................28-29
3.3. Как проявляется темперамент
в индивидуальном стиле деятельности?............................................................29-30
3.4. Как связан индивидуальный
стиль учебной деятельности с типом темперамента?................................30-32
Заключение…………………………………………………………….…..33-34
Список литературы………………………………………………………33
Приложение………………………………………………………………..36-37
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.
3. Темперамент
и индивидуальный стиль
3.1. Как проявляется темперамент в деятельности человека?
Центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания.
Продуктивность работы человека тесно связана с
особенностями его темперамента. Так,
особая подвижность (реактивность) сангвиника
может принести дополнительный эффект,
если работа требует он него смены объектов
общения, рода занятий, частого перехода
от одного ритма жизни к другому. Может
создаться ложное представление, что люди
инертные (флегматики) не имеют преимущества
ни в каких видах деятельности, но это
неверно: так, именно они особенно легко
осуществляют медленные и плавные движения,
у них обнаруживается стойкое предпочтение
стереотипных способов действия, пунктуальное
соблюдение однажды принятого порядка,
а несвоевременность своих реакций они
восполняют более тщательным планированием
своих действий и педантичным контролем.
Они предпочитают упражнения и операции,
включающие статические позы, медленные
и плавные элементы, и добиваются в них
наибольших успехов.[5.стр 300]
Поскольку каждая деятельность предъявляет
к психике человека и ее динамическим
особенностям определенные требования,
нет темпераментов, идеально пригодных
для всех видов деятельности.
Можно образно описать,
что люди холерического темперамента более пригодны для активной
рискованной деятельности ("воины").
Сангвиники – для организаторской деятельности
("политики").
Меланхолики – для творческой деятельности в науке
и искусстве ("мыслители").
Флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности
("созидатели").[5. стр 302]
Роль темперамента в труде и учебе заключается
в том, что от него зависит влияние на деятельность
различных факторов, определяющих уровень
нервно-психического напряжения (например,
оценка деятельности, ожидание контроля
деятельности, ускорение темпа работы,
дисциплинарные воздействия и т.п.).
Сангвиник продуктивен в деятельности, требующей оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, – меланхолики, – сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех.
Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью – сангвиники, – не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню выполняемых ими задач, т.е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще характеризуются нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.
Экспериментально показано,
что сангвиники и холерики проявляют
меньшую сопротивляемость и пониженную
продуктивность в ситуациях, когда
условия и способы деятельности строго регламентированы
и не допускают включения индивидуальных
приемов. Регламентация приводит их к
быстрому утомлению, и поэтому они предпочитают
выполнять действия, которые можно произвольно
прервать, а также стремятся к чередованию
неоднородных действий. Изменение способов
или типа работы, создавая оптимальные
условия для функционирования их нервной
системы, предохраняя ее от перегрузки,
позволяет этим людям работать эффективно
длительное время без перерыва и с малым
числом совершаемых ошибок.
Отсюда понятно, что рабочие инструкции
желательно формулировать для людей с
разными темпераментами по-разному. Для
одних предпочтительнее инструкции подробные,
детальные, для других – обобщенные и
содержащие минимальное число вспомогательных
указаний.
В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля, не определяя результативность деятельности. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности усиливается, заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными, и требуется дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма для того, чтобы справиться с неожиданными или сверхсильными воздействиями.
Для высокореактивных людей
(сангвиников и холериков) оптимальная стратегия связана
со снижением возбуждения за счет избегания
чрезмерной стимуляции. Такая предпочтительность
проявляется в выборе соответствующей
формы деятельности – профессиональной,
спортивной и т.д.
Если выбирают на руководящую должность
специалиста среди трех лиц с различными
темпераментами (холерическим, флегматическим
и сангвиническим), когда другие их качества
равноценны, то следует принять во внимание,
что холерик импульсивен, резок в общении,
повышенно возбудим – для руководителя
это не оптимальный способ взаимодействия.
Флегматик – упорный, ровный с людьми, но медленно переключающийся, малоподвижный, его лучше использовать в самостоятельной, независимой от общения работе – исследовательской, конструкторской. Из этого рассуждения следует, что на роль руководителя подходит больше сангвиник.
Для некоторых личностей ситуация экзамена может оказаться стрессовой. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение.
Излишняя поспешность сангвиника или неоправданная порывистость холерика в этой ситуации могут приводить их к недостаточно обдуманным ответам. Здесь желательно многократно уточнять, что именно они хотели сказать.
Установлено, что в
некоторых видах монотонной работы
лица с относительной слабостью
нервной системы имеют
Но в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за своих психофизиологических особенностей могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.
Показательны данные
психологических наблюдений в области
спорта. Изучались на школьниках индивидуальные
различия в успехах, достигаемых
в условиях тренировочных занятий
на уроках, а затем – в условиях
публичных выступлений. Оказалось, что ученики с сильной
нервной системой во время ответственных
соревнований показывают более высокие
результаты, чем на тренировках, тогда
как ученики слабого типа более успешно
проявляют себя на тренировке, а во время
спортивных соревнований их результаты
ухудшаются, утрачивают свою стабильность.
Это объясняется различиями между темпераментами
по возбудимости, по нервной выносливости,
по тому, как переживается состояние, вызываемое
повышенной ответственностью, риском.
3.2. Что такое индивидуальный стиль деятельности?
Одна из важных научных
проблем в исследовании темперамента
– проблема учета и овладения
психодинамическими характеристиками
поведения человека в различных
видах деятельности. Существование
в психике человека устойчивых динамических, энергетических характеристик,
формирующихся на основе биологических
факторов, позволяет человеку наиболее
оптимально расходовать свои энергетические
возможности. Зная свои энергетические
особенности, человек может осознанно
регулировать режим, ритм, интенсивность
различных видов деятельности. В психологических
исследованиях Мерлина В.С., Климова Е.А.
проблема учета и овладения индивидом
своими психодинамическими особенностями
связывается с выработкой им индивидуального
стиля деятельности.
Индивидуальные особенности человека
обусловливают индивидуальный стиль деятельности
(Е.А.Климов), который представляет собой:
-устойчивую систему приемов и способов деятельности;
-эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами;
-эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям;
-это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека. [5. стр. 308]
Индивидуальный
стиль деятельности – устойчивая
индивидуально-специфическая система
психологических средств, приемов, навыков,
методов, способов выполнения той или
иной деятельности. Возможность разных индивидуальных
стилей деятельности заключена в существовании
"зоны операциональной неопределенности",
допускающей выбор разных способов осуществления
деятельности. Интенсивность мотивации
какой-либо деятельности определяет наличие
и степень выраженности индивидуального
стиля деятельности. Он позволяет людям
с разными индивидуально-типологическими
особенностями нервной системы, разной
структурой способностей, темперамента,
характера добиваться равной эффективности
при выполнении одной и той же деятельности
разными способами, компенсируя при этом
индивидуальные особенности, препятствующие
достижению успеха.
В то же время индивидуальный стиль деятельности
может быть неоптимальным с точки зрения
эффективности деятельности.
3.3. Как проявляется темперамент в индивидуальном стиле деятельности?
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Взять, например, деятельность операторов энергосистем, химкомбинатов и деятельность рабочего на конвейере. Если в первой люди с высокой тревожностью, малой помехоустойчивостью не могут работать, то во второй специальных высоких требований к данным психологическим особенностям человека нет. Желательно лишь, чтобы он относительно безболезненно переносил монотонную работу.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
Деятельность осуществляется
не темпераментом, а личностью.
Особенности темперамента выступают,
прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности.
Лица с противоположными по подвижности
темпераментами прибегают в одной и той
же трудовой ситуации и к различным тактикам
действий. Так, подвижные быстрее выполняют
срочные операции (например, по Е.А.Климову,
устранение обрыва нити ткачихой), но уже
тогда, когда возникает необходимость
в этом; в то время как инертные отличаются
более пристальным вниманием к подготовительным
работам, предупреждающим необходимость
срочных действий. Выдающихся производственных
успехов достигают те работницы, у которых
приемы, стиль работы соответствуют их
индивидуальным особенностям. Таким образом,
темперамент обусловливает индивидуальный
стиль деятельности.[5. стр. 310]
3.4. Как связан индивидуальный стиль учебной деятельности с типом темперамента?
В одном исследовании велись наблюдения за учебной работой наиболее успешно занимающихся старшеклассников. Среди них были обладатели и сильной и слабой нервной системы.
Выяснилось, что процесс учебных занятий протекал у них по-разному, в зависимости от их темперамента.
Сильные мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления и добавления в сочинениях делались ими в ходе самой работы), тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий (в частности, большинство исправлений и добавлений в сочинениях вносились ими уже в дополнительное время – при самопроверке).
Другое отличие: сильные достаточно длительно могли выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения во времени, тогда как слабые предпочитали браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для заданий, полученных на длительный срок, старались заранее составить календарные планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтения учащимся того или иного темперамента.
Такие свойства темперамента, как уровень подвижности, могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность нередко компенсируется повышенной тщательностью работы.
Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется самый способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных успехов.
При организации учебной работы школьников надо иметь в виду и темп работы. Сангвиники и холерики, обладающие подвижной нервной системой, выполняют учебные задания в классе и дома значительно быстрее флегматиков и меланхоликов, нервная система которых менее подвижна. Флегматики и меланхолики тратят много времени на переключение с одного вида работы на другой.
Проводились, например, такие опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решать простейшие арифметические примеры в течение всего урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступили такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решали большее количество примеров (сказывалась присущая им повышенная отзывчивость на окружающее, повышенная реактивность), но зато, они же быстрее уставали; а ученикам с сильной нервной системой требовалась "раскачка", чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.