Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа
При написании данной работы использовались эмпирические методы исследования, такие как, анализ научно-методической литературы по проблемам брака и семьи, фактических браков, внебрачных рождений и т.д. Обобщение материала, классификация, систематизация полученной информации. А также сравнение (сравнение психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие и анкетирование (общества вцелом и людей, проживающих в незарегистрированном сожительстве).
Введение..............................................................................................................4-8
Глава 1.Уровень и качество жизни молодой семьи вне брака как объект исследования......................................................................................................9-26
1.1. Внебрачная семья как социальное явление: модели и причины формирования.....................................................................................9-18
1.2. Социальное благополучие семьи: сущностные характеристики, показатели и критерии оценки........................................................19-26
Глава 2. Социальная защищенность внебрачной семьи с несовершеннолетним ребенком......................................................................27-42
2.1 Правовое регулирование семейных отношений и охрана прав детей в ситуации внебрачного сожительства.............................................................27-34
2.2 Система защиты и социальной поддержки молодой семьи в браке и вне брака: сравнительный анализ....................................................35-42
Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования..........................................43-58
3.1 Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки.....................................43-49
3.2 Исследование удовлетворенности женщины брачным статусом и семейным положением, характером взаимоотношений с отцом ребенка.................................................................................................50-53
3.3 Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)......................................................................................54-58
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи..................................................................................................................59-72
4.1 Сравнительный анализ психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие)...........................................................................................................59-67
4.2. Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуации в брачной и внебрачной семье..........................................................................................68-72
Заключение..................................................................................................73-76
Литература...........................................................
У каждого человека свои причины вступления в неофициальный брак и свои ожидания от данного союза. И большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно совместной жизни. Из ответов респонденток следует, что большинство из них 61% предполагали, что могут быть различные ситуации и были к ним готовы. 38% опрошенных, сказали, что их надежды относительно совместной жизни оправданы.
На вопрос: «Если бы вернуть
то время когда Вы начали
встречаться и жить с этим
человеком, Вы бы снова
Совместные с фактическим
На вопрос «Хотелось бы Вам прожить свою жизнь именно с вашим супругом?» большинство респонденток ответили, что да, это именно тот человек. И лишь 23% сомневаются, не знают ответа на данный вопрос.
Таким образом, можно сделать
вывод, что большинство
3.3. Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)
В свете проблем современного
общества, смены системы ценностей
большое распространение
брак. Существование незарегистрированного
брака вызывает противоречивые взгляды
и мнения. Было проведено социологическое
исследование, посвященное изучению отношения
общества к семьям вне брака. В исследовании
приняло участие 67 человек различных возрастов
(21% опрошенных в возрасте от 16 до 20 лет;
53% 12-25 лет; 7% 26-30 лет; 3% 31-40 лет; 7% 41-50 лет
и 6% старше 50 лет) и с различным семейным
положением (в зарегистрированном браке
состоят 28% опрошенных; в незарегистрированном
– 15%; и 57% не состоят в браке), из них 36 мужчин
и 31 женщина.
Согласно результатам
Более половины опрошенных
В большинстве и женщины и
мужчины считают, что
в наше время вполне приемлемая форма
семейных отношений, но только на
определённый срок. 15% опрошенных считают,
что незарегистрированное сожительство
это полноценная замена официальной семье,
при чем 70% из них мужчины. Не считают такой
союз семейными отношениями 22% респондентов,
остальные же затрудняются ответить на
данный вопрос.
На вопрос, почему многие люди
не регистрируют свои
Существует мнение, что к фактическому браку более склонны мужчины. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов 58% не согласны с этим утверждением, считая, что женщины, так же как и мужчины склонны вступать в такой брак.
Несмотря, на довольно лояльное
отношение к внебрачным семьям
преобладающее число
К преимуществам
К недостаткам неофициального супружеского союза 54% опрошенных относят юридическую незащищенность таких семей. Все имущественные и неимущественные права и обязанности возникают у супругов только с момента вступления в официальный брак в органах ЗАГС. Например, право на наследование по закону, когда муж или жена в случае смерти одного из супругов являются наследниками первой очереди, или право на раздел совместно нажитого имущества в равных долях вне зависимости от того, кто из супругов работал, а кто занимался домашним хозяйством. Что касается детей, то мать может записать своего супруга отцом ребенка только на основании того, что ребенок рожден в официальном браке. В гражданском браке отец должен написать заявление в органы ЗАГС. К недостаткам неофициального брака 25% опрошенных отнесли тот факт , что данный союз может вообще не привести к официальной регистрации брака. Так же выделялись такие недостатки как неуверенность людей друг в друге; то, что в таких семьях каждый сам за себя; не всегда поднимаются вопросы верности; негативное отношение общества к таким семьям и не желание таких семей иметь детей. Кроме того, выделялся такой аспект, как падение авторитета традиционного брака, падение уровня ценности семьи и брака: уважения, верности и как следствие нравственный упадок общества.
Как бы толерантно современное общество не относилось к фактическим семьям, все же официальный брак остается более преимущественной формой семьи. Выделяются такие преимущества как: юридическая защищенность семьи, ее отметили 55% опрошенных, то, что дети растут в полноценной семье – отметили 53% респондентов, уверенность супругов друг в друге – 30%. Также выделялись такие преимущества как крепость семьи, большая взаимопомощь и взаимовыручка. И только 4% опрошенных не видят преимуществ в официальном браке.
К недостаткам официального
О том, что общество лояльно
относится к внебрачным семьям,
свидетельствует и то, что большинство
респондентов одобрили бы
В современном обществе
Считается, что фактические
Незапланированная беременность является основной причиной для заключения брака. В случае рождения ребенка нужно официально зарегистрировать свои отношения, считают 57% опрошенных; в зависимости от ситуации – 39%, остальные не считают, что необходимо оформить отношения в данной ситуации. Для себя рождение ребенка вне брака допускают 28% респондентов, 37% исключают такую возможность и 24% опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос.
Можно сделать вывод, что
Традиционный брак как
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи
4.1 Сравнительный
анализ психолого-
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в
В семье закладывается
Ведущим компонентом
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности страдает не только его психическое, но и физическое развитие. Психологические наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей.69