Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа
При написании данной работы использовались эмпирические методы исследования, такие как, анализ научно-методической литературы по проблемам брака и семьи, фактических браков, внебрачных рождений и т.д. Обобщение материала, классификация, систематизация полученной информации. А также сравнение (сравнение психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие и анкетирование (общества вцелом и людей, проживающих в незарегистрированном сожительстве).
Введение..............................................................................................................4-8
Глава 1.Уровень и качество жизни молодой семьи вне брака как объект исследования......................................................................................................9-26
1.1. Внебрачная семья как социальное явление: модели и причины формирования.....................................................................................9-18
1.2. Социальное благополучие семьи: сущностные характеристики, показатели и критерии оценки........................................................19-26
Глава 2. Социальная защищенность внебрачной семьи с несовершеннолетним ребенком......................................................................27-42
2.1 Правовое регулирование семейных отношений и охрана прав детей в ситуации внебрачного сожительства.............................................................27-34
2.2 Система защиты и социальной поддержки молодой семьи в браке и вне брака: сравнительный анализ....................................................35-42
Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования..........................................43-58
3.1 Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки.....................................43-49
3.2 Исследование удовлетворенности женщины брачным статусом и семейным положением, характером взаимоотношений с отцом ребенка.................................................................................................50-53
3.3 Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)......................................................................................54-58
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи..................................................................................................................59-72
4.1 Сравнительный анализ психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие)...........................................................................................................59-67
4.2. Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуации в брачной и внебрачной семье..........................................................................................68-72
Заключение..................................................................................................73-76
Литература...........................................................
Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные "подсистемы". Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Наиболее важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органичного слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Им в большей мере, чем другим, присущи глубоко личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге. Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.
Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей.
В
системе внутрисемейных отношений
главенствующими выступают
Существенное влияние на
ребенка оказывает также согласованность
либо наоборот дезорганизованность супружеских
отношений. Имеются данные, согласно которым
неблагополучная семья негативно влияет
на познавательную деятельность ребенка,
на его речевое, интеллектуальное, личностное
развитие.
У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций.70
Духовное развитие ребенка во
многом зависит от контактов,
которые устанавливаются между
родителями и детьми. Влияние
отношений родителей к детям
на особенности их развития
носит многообразный характер. В
семьях с прочными, теплыми контактами,
уважительным отношением к детям активнее
формируются такие качества, как доброжелательность,
способность к сопереживанию, умение разрешать
конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно
более адекватное осознание образа "Я",
его целостность, а следовательно, и более
развитое чувство человеческого достоинства.
Все это делает их коммуникабельными,
обеспечивая высокий престиж в группе
сверстников.
Отношение родителей, которое характеризуется
отрицательной эмоциональной окрашенностью,
ранит и ожесточает ребенка. Поскольку
детское сознание склонно к односторонним
выводам и обобщениям в силу ограниченности
жизненного опыта, постольку у ребенка
возникают искаженные суждения о людях,
ошибочные критерии их взаимоотношений.
На здоровье ребенка и
В настоящее время большое
количество детей появляется
на свет в результате
То же относится и к
Третий круг психических потребностей относится к области эмоциональных связей ребенка с окружающим миром – потребность в эмоциональном самоутверждении. Эмоциональная привязанность только к матери может в последующем привести к нежеланию ребенка контактировать с другими, чужими людьми, т.к. он привык к проявлению повышенного внимания одного человека (матери) по причине отсутствия других членов семьи.72
Во второй половине первого года жизни ребенка начинает остро ощущаться нехватка других лиц в его близком окружении, что приводит к затруднениям в удовлетворении потребности в социальной ориентации. По мере взросления ребенка эта потребность становится все более актуальной: ребенок и его мать нуждаются в особом внимании не только друг к другу, но и со стороны. К этому прибавляется еще одно обстоятельство, осложняющее положение одинокой матери – пол ребенка. Мальчики реагируют на отсутствие отца более болезненно и становятся более уязвимыми, чем девочки. По мере взросления мальчики одиноких матерей все острей сталкиваются с проблемой нехватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а так же с проблемой найти себе образец мужчины, способного удовлетворить его спортивные, технические, естественнонаучные и прочие интересы.
Таким образом, ребенок уже
изначально ограничен в своих
возможностях полноценного
Здоровье и воспитание тесным образом взаимосвязаны. Насколько сильно здоровье влияет на психологическое состояние человека, настолько же сильна и обратная зависимость. Особенно это касается семьи матери - одиночки, где воспитание осуществляет единственный взрослый человек. Нездоровой физически или психически одинокой матери трудно воспитать здорового ребенка.
Исследования, проводившиеся с целью выявления состояния здоровья детей из семей матерей - одиночек, показали, что негативное воздействие такой семьи сказывается еще до рождения ребенка. Согласно статистике, в таких семьях в 3 раза чаще рождаются недоношенные дети (14% против 7% детей из полных семей); каждый второй – третий ребенок рождается с аномалией развития, с наличием внутричерепной родовой травмы или другими проявлениями перинатальной патологии. По мнению медиков, такое положение в значительной мере обусловлено большим распространением вредных привычек среди будущих матерей: удельный вес курящих, употребляющих алкоголь. Поскольку статистика внебрачных рождений до последнего времени показывала два пика – 15-19 лет и 40-44 года, то можно предположить, что юные мамы из первой группы просто не задумывались о здоровье своего ребенка, а матери, относящиеся ко второй, уже имели проблемы с собственным здоровьем.74
Медики, как и психологи, указывают на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки. Дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, чем дети из обычных семей. Отмечая подобное явление, характерное для детей из неполных семей такого типа, в качестве главной причины выделяется эгоизм взрослых и их легкомысленное отношение к жизни, связанное с удовлетворением своих желаний, жертвами чего становятся дети.
Влияет состав семьи и на такую ключевую, по нашим данным, составляющую самочувствия, как раздражительность. Исследования подтверждают: раздражительность детей зависит от состава семьи как в количественном, так и в качественном отношении. Наименее раздражительными являются дети из полных семей; на втором месте те, кто живет в неполной семье с матерью; и замыкают список дети, проживающие с отцом или другими родственниками.
Такое же соотношение отмечено
при выявлении уровня
Отечественный исследователь И.
Психологи считают, что внебрачные
дети больше, чем другие, подвержены риску
недополучить в сензитивные периоды своего
развития тот социальный опыт, который
в дальнейшем служит основой формирования
интеллектуальной, эмоционально зрелой
и нравственно устойчивой личности, воспитание
в семье матери-одиночки связано с рядом
психологических трудностей. Но это не
значит, что ребенок в такой семье обязательно
вырастет личностно и социально незрелым.
Многое зависит от того, какую стратегию
воспитательного воздействия изберет
мать, как она будет строить отношения
с ребенком и учить его устанавливать
взаимоотношения с окружающими людьми.
Воспитание в семье матери-одиночки не
всегда влечет за собой негативные последствия
для ребенка. Материнство одинокой женщины
может быть настолько успешным, насколько
желанным стал для нее ребенок.
4.2 Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуаций в брачной и внебрачной семье
Защищенность – относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидуальной возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации и при возникновении обстоятельств, могущих блокировать или затруднять их реализацию. Один из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую безопасность – психологическая защита, необходимое условие формирования адекватного чувства защищенности; в противном случае закономерно возникает чувство психологической незащищенности.
Формирование у ребенка
Важность влияния семьи и
Семейное воспитание более
Влияние семьи осуществляется
и проявляется следующим
Для того чтобы формирование
детей правильно