Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа
При написании данной работы использовались эмпирические методы исследования, такие как, анализ научно-методической литературы по проблемам брака и семьи, фактических браков, внебрачных рождений и т.д. Обобщение материала, классификация, систематизация полученной информации. А также сравнение (сравнение психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие и анкетирование (общества вцелом и людей, проживающих в незарегистрированном сожительстве).
Введение..............................................................................................................4-8
Глава 1.Уровень и качество жизни молодой семьи вне брака как объект исследования......................................................................................................9-26
1.1. Внебрачная семья как социальное явление: модели и причины формирования.....................................................................................9-18
1.2. Социальное благополучие семьи: сущностные характеристики, показатели и критерии оценки........................................................19-26
Глава 2. Социальная защищенность внебрачной семьи с несовершеннолетним ребенком......................................................................27-42
2.1 Правовое регулирование семейных отношений и охрана прав детей в ситуации внебрачного сожительства.............................................................27-34
2.2 Система защиты и социальной поддержки молодой семьи в браке и вне брака: сравнительный анализ....................................................35-42
Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования..........................................43-58
3.1 Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки.....................................43-49
3.2 Исследование удовлетворенности женщины брачным статусом и семейным положением, характером взаимоотношений с отцом ребенка.................................................................................................50-53
3.3 Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)......................................................................................54-58
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи..................................................................................................................59-72
4.1 Сравнительный анализ психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие)...........................................................................................................59-67
4.2. Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуации в брачной и внебрачной семье..........................................................................................68-72
Заключение..................................................................................................73-76
Литература...........................................................
Хотя не любая полная семья
является нормальной средой
Согласно мнению Р. Тамотюнене,
структура семьи влияет на
формирование ценностных
Ограниченные воспитательные возможности семей одиноких матерей порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в такой семье, которая целиком падает на плечи женщины - это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. Вполне естественно при этом, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку. Это выражается в дефиците общения, недостаточном внимании к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблении контроля за его поведением.
Рассматривая психическое
Авторы определяют ситуацию
В семье каждый отдельный член естественным, спонтанным образом выполняет определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка. Если в семье отсутствует один из родителей, то легко возникает опасность депривации для него, так как не всегда можно заметить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять.
Отец для ребенка – это объект
для идентификации, источник
Особо выделяют эмоциональные отношения матери и ребенка. Семьи с неблагополучным отношение к ребенку признаются неблагополучными. В семье одинокой матери, по сравнению с полной, существует более сильная опасность отвергающего отношения матери к ребенку, переносящей на него свои негативные чувства. Существует и другая крайность – гиперпротекция, ведь ребенок часто становится для одинокой мамы «тем единственным, что есть в ее жизни». Среди внутренних факторов, существенно влияющих на ребенка в неполной семье, выделяют: возраст, пол, индивидуальные особенности ребенка. Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, изучающие половую идентификацию, указывают, что наиболее опасна для ребенка неполная семья, образовавшаяся на самых ранних этапах его жизни, когда идет интенсивная половая социализация, освоение половых ролей.
Для мальчиков воспитание в
семье без отца, как правило,
связано с отсутствием
Для девочек отсутствие в
В.А. Юницкий, изучавший детей
из неполных семей, выявил, что
для них характерны повышенная
личностная тревожность и
Можно сделать вывод, что формирование стереотипа защищенности у детей из внебрачных семей происходит хуже, чем у детей из брачных. Им могут быть свойственны тревожность, низкая самооценка, неадекватая половая идентификация.
Заключение
Тенденция распространения семей вне брака становится все более распространенной. Внебрачная семья может быть образована вследствие различных обстоятельств и причин. Например, таких как, пробный брак, альтернатива официальному браку, рождение ребенка женщиной, не состоящей в браке и др. Постоянство, с которым воспроизводится материнская модель, несомненно, указывает на либерализацию общественного мнения по отношению к родительнице, имеющей ребенка от юридически неоформленного отца. А широкое распространение незарегистрированных сожительств так же указывает на лояльное отношение общества к данным союзам.
Согласно концепции
В настоящее время
Рождение ребенка – важное
событие в жизни мужчины и
женщины, давших ребенку жизнь.
Родители имеют одинаковые права и обязанности по отношению к детям, рожденным в браке или вне брака. Дети, рожденные в браке или вне брака, также имеют по отношению к родителям одинаковые права и обязанности.
Можно
говорить о том, что и
Государством выработана система защиты и поддержки молодой семьи. Молодая семья - семья в первые три года после заключения брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством (в случае наличия в семье ребенка - вне зависимости от продолжительности брака), в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет, а для неполных семей с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Отсюда следует, что незарегистрированный брачный союз семьей не является, и не может претендовать на поддержку государства.
Социальный смысл и культурный статус
незарегистрированных союзов неоднозначен.
С одной стороны, в обыденном смысле они
мало чем отличаются от зарегистрированных
браков: та же общность постели, крова,
хозяйства, бюджета, досуга, нередко –
та же общность долгосрочных жизненных
планов, крупных денежных вложений, общие
дети. С другой стороны, сожительство –
весьма недолговечная форма отношений
(большинство таких союзов либо распадаются,
либо "перерастают" в зарегистрированный
брак). И при всем этом мнения респондентов
«штамп в паспорте не имеет значения, главное
чувства" распространены ничуть не
меньше мнений "счастье будет только
в браке".
Полученные в исследовании
данные показывают, что незарегистрированным
союзам нельзя присвоить некий однозначный
смысл и статус: очевидно, что сожительство
20-летних юноши и девушки – совсем не то
же самое, что сожительство 45-летних мужчины
и женщины, а сожительство никогда не состоявших
в браке людей – качественно иная ситуация,
чем сожительство имеющих опыт брачных
отношений. Для молодежи сожительство
и брак в равной мере привлекательны, а
вот с возрастом брак оказывается заметно
предпочтительнее.
Согласно проведенному
Отношение общества к семьям
вне брака довольно
Относительно социализации ребенка в условиях внебрачной семьи, можно
утверждать,
что ситуация неполной семьи часто
оказывает негативное влияние на
развитие ребенка. Причем это влияние
многосторонне. В социально-экономическом
плане такие дети менее экономически
защищены и чаще предоставлены сами
себе из-за чрезмерной занятости и трудовой
перегруженности матери. В медицинском
плане такие дети более подвержены различным
заболеваниям, протекающим в тяжелой форме
и чаще страдают различными соматическими
заболеваниями во взрослом возрасте. При
рассмотрении психолого-педагогических
аспектов этого влияния можно сделать
вывод, что у детей из неполных семей чаще
возникают нервные и психические расстройства,
нарушения поведения, формируется дефектный
тип личности и наблюдается множество
трудностей психологического характера
(от неуверенности и тревожности до нарушения
полоролевой самоидентификации и снижения
самооценки).
Литература
Нормативно-правовые документы
1. Семейный кодекс РФ от 9.12.1995 №233 – ФЗ (принят ГД ФС 08.12.1995).
2. Постановление
Правительства Москвы от 13.12.2005 N
994-ПП(ред. от 19.06.2007)"О Втором
этапе московской программы "
3. Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 N 285(ред. от 27.01.2009)"Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации прдпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг."// Информационная система «КонсультантПлюс
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994. №51 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
4. Федеральный
Закон РФ «Об основных
5. Конвенция
реализации государственной
Научная литература
6. Босанац М. Внебрачная семья. М.: Прогресс, 2005.