Одаренные дети и способы педагогической работы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью этого исследования является изучение проявления одаренности у детей , а так же способы педагогической работы с ними. Задачи:
— раскрыть понятие одаренности и особенности личности одаренного ребенка;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть методы диагностики одаренности;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие одаренности
1.1.Понятие одаренности
1.2. Особенности личности одаренного ребенка
1.3. Виды одаренности
1.4.Сложности психического развития одаренных детей
Глава 2.Методы диагностики умственной одаренности
2.1.Тестовые методы
2.2.Неформализованные методы
Глава 3. Воспитание и обучение одаренных детей
3.1. Система работы с одаренными и талантливыми детьми
3.2.Обучение одаренных детей
3.3.Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт  педагогики и психологии образования

педагогический  факультет

общеинститутская  кафедра психологии образования

 

 

 

 

 

Курочкина Виктория Евгеньевна

 

Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Направление: «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Психология образования»

(2 курс, очная форма обучения)

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат психологических  наук,

доцент

 

 Литвинова

 Светлана  Николаевна

Заведующий  кафедрой:

доктор психологических  наук,

доктор педагогических наук,

профессор

 

 

Савенков 

Александр Ильич


 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

 

 

Введение

Глава 1.Понятие  одаренности

1.1.Понятие одаренности

1.2. Особенности  личности одаренного ребенка

1.3. Виды одаренности

1.4.Сложности  психического развития одаренных  детей

Глава 2.Методы диагностики умственной одаренности

2.1.Тестовые  методы

2.2.Неформализованные  методы

Глава 3. Воспитание и обучение одаренных детей

3.1. Система работы с одаренными и талантливыми детьми

3.2.Обучение одаренных детей

3.3.Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

Заключение

Используемая  литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Детская одаренность  среди многих психологических исследования занимает по праву одно из первых мест. Изучение, диагностика и развитие этого вопроса волнует ученых на протяжении многих столетий,  начиная от Френсиса Гальтона до современных ученых. В настоящее время  проблемой одаренности интересуются очень многие ученные и это объяснимо тем ,  что общество нуждается в личности творческой и неординарно мыслящей.  Современному обществу требуется не только активный человек ,но и способной нестандартно мыслить и приспосабливать себя в этой жизни. И именно одаренный человек сможет удовлетворить потребности нашего времени.

О том, что умственные возможности неравны не было секретом ни для науки , ни для обыденного сознания. Еще в древности люди понимали разницу между обычным человеком и выдающимся гением, творцом. Так же уже давно известно,  что разница проявляется в раннем детстве.

В связи с  этим главной проблемой оставалось обучение и выявление одаренности  у детей, для совершенствования системы образования. Бытует мнение , что одаренный ребенок не нуждается в особом внимании. Но при этом следует помнить что в силу личностных особенностей такой ребенок наиболее чувствителен к похвале , к оценке его деятельности и т.д. Такие дети наиболее восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношение и связи.

Как бы ни была высока одаренность у ребенка  следует помнить , что его надо учить. Очень важно научить ребенка  трудиться, быть самостоятельным и  самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, нареканий , притеснений, давления. Но воспитывать таких детей трудно. Поэтому следует как можно больше приобщать детей к творчеству и создавать обстановку для этого.

Для полноценного развития развития своих способностей и умений, одаренный ребенок должен свободно распоряжаться своим временем, обучаться по индивидуальному расширенному плану, должен чувствовать индивидуальное отношение, внимание и заботу  со стороны учителя. Большие временные рамки помогают развивать у таких детей проблемно-поисковый аспект. Важно не то , что изучает ребенок, а то как изучает.   Поэтому , предоставляя ребенку свободу и время мы помогаем ему наиболее точно изучить что-то или сделать,  а  позже применить полученные знания на практике. Давая ребенку возможность как можно больше анализировать, вникать в материал  и высказывать свои собственные мысли , мы помогаем ему развивать в себе природную пытливость и любознательность, интерес, критическое и аналитическое мышление.

В настоящий момент появляется все больше изданий по вопросу одаренности у ребенка. Но,  к сожалению, в этих статьях не затрагиваются все проблемы возникающие у учителей и родителей такого ребенка.

Целью этого  исследования является изучение проявления одаренности у детей , а так же способы педагогической работы с ними.

Задачи:

— раскрыть понятие  одаренности и особенности личности одаренного ребенка;

— показать сложности  психического развития одаренных детей;

— рассмотреть  методы диагностики одаренности;

— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Объект исследования: одаренность.

Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.

Вывод: Проблема одаренности как комплексная  проблема состоящая из проблемы выявления, обучения, воспитания и развития одаренных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1:Понятие одаренности

 

 

1.1. Понятие одаренности

 

 Понятие одаренности было сформулировано в середине XIX века английским ученым-психологом Френсисом Гальтоном. Он, безусловно, занимает особое место в истории психологии гениальности. Главная причина высоких достижений лежит, по его мнению, в самом человеке и передается из поколения в поколение. Гениальный человек — продукт гениального рода.

Б. М. Теплов определил  одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость  можно понимать не как совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся в совокупности компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

 

1.3. Особенности личности одаренного ребенка

 

  Начнем же  говорить о личности одаренного  ребенка. О ребенке, который  превосходит  по своим способностям и достижениям остальных, мы должны говорить, как о ребенке с особой одаренностью. Успешность выполняемой деятельности таким ребенком может быть очень высокой. И тем не менее такой ребенок чаще других детей  может иметь серьезные проблемы,  требующие пристального внимания и соответствующей помощи в первую очередь со стороны учителя и психолога.

Таким образом, необходимо разделять одаренность  с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

 Одаренность   с гармоничным типом развития  можно назвать как "идеальный" вариант  жизни ребенка. Такой ребенок отличается физической зрелостью, соответствующей своему возрасту. Его высокие  достижения в определенной предметной области очень сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Дети с одаренностью гармоничного типа, став взрослыми, добиваются больших успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

 Что же  касается  детей  с дисгармоничным  типом развития. Различие заключаются  не только в очень высоком  уровне отдельных способностей и достижений (нередко эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В таком варианте одаренности в основе лежат , возможно, другие механизмы возрастного развития. Так же, основу этого типа может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

 Формирования  такого типа одаренности у   детей почти всегда сопровождается  сложными и неоднозначными  психологическими проблемами, психосоматическими расстройствами и психическими расстройствами, такие дети могут быть введены в "группе риска".

 Процесс  становления одаренности таких  детей почти всегда сопровождается  сложным и неоднозначным  набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

 

 

1.3.Виды одаренности

 

Основываясь на концепции одаренности люди могут  отличаться возможностями в академической, интеллектуальной, психомоторной , творческой, художественной и в сфере общения (руководство).

Есть авторы которые рассматривают  отдельные виды деятельности в, которых  проявляются способности ребенка. Это может быть математика, искусство, музыка. Соответственно этому принципу можно различать  музыкальную, математическую и другие виды  одаренности. Другие же ученые рассматривают способности более общего вида,  то есть не конкретные виды деятельности в которых проявляется способность. Разделяют психомоторную, интеллектуальную, творческую, социальную, научную и духовную одаренности.

Психомоторная одаренность  – это одаренность связанная  с  точностью, ловкостью, скоростью, а так же с зрительно-моторной и моторной координацией . Существуют  стандартизированные тесты для оценки различных параметров моторного развития. Такие, как ритм, темп, скорость реакции и координацию.

Интеллектуальная одаренность  – одаренность  связанная  с  уровнем интеллектуального развития. В этом случае  применяются различные  тесты, предназначенные для измерения интеллекта.

Академическая одаренность  определяется с помощью успешности обучения ребенка Для определения  детей с высокими способностями  в овладении общих дисциплин  используют стандартные тесты достижений.

Социальная одаренность- это  одаренность определяемая  успешностью ребенка в общении. Для определения такой одаренности использует тесты оценки  уровня социального  развития. Например такие методики как: «Шкалы социальной компетенции», «Шкалы социальной зрелости», а так же тесты на выявление лидерских способностей.

Духовная одаренность  связанна с проявлением нравственных качеств ребенка, альтруизма. Эта  одаренность в настоящее время  мало изучена. Известны лишь отдельные  попытки использовать методы диагностики , направленные на оценку морального уровня развития.

Творческая одаренность  определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание  творчество. Помимо этих видов одаренностей Роберт Стенберг, психолог из Йельского  университета, обсуждает «практическую  одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще.

 

1.4. Сложности психического развития одаренных детей

 

 

Проблема гармоничного психического развития одаренных детей не раз  подвергалось пересмотру на протяжении всего психолого-педагогического опыта изучения такого феномена как детская одаренность. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии психики одаренного человека является относительной редкостью. Все чаще и чаще можно столкнуться с неравномерностью  развития, которая нередко не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и усугубляется, приводя к ряду психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и подростки  очень часто страдают от так называемой диссинхронии; под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого.

Для Ж.Ш. Терасье диссинхрония психического развития - явление целостное. Поэтому он предлагает разделить два основных связанных с диссинхронией аспекта:

1) интернальный, т.е. связанный  с неоднородностью темпов развития  различных психических процессов  ,а также с неравномерностью  в развитии отдельного психического процесса ;

2) экстернальный - отражающий  особенности взаимодействия одаренного  ребенка с его социальным окружением (учителями, родителями и родственниками, другими детьми). Предполагается, что  диссинхрония может выступать  в качестве причины неадаптации  одаренного ребенка в обществе. Важно понимать, что от особенностей обучения может , как усиливаться, так и ослабляться диссинхрония.

Известно, что высокий  уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку ,взрослому  успешность в общении с другими людьми, но и  нередко сочетается с большими трудностями в установлении контакта и осуществлении коммуникации. В этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии.  

Информация о работе Одаренные дети и способы педагогической работы с ними