Одаренные дети и способы педагогической работы с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью этого исследования является изучение проявления одаренности у детей , а так же способы педагогической работы с ними. Задачи:
— раскрыть понятие одаренности и особенности личности одаренного ребенка;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть методы диагностики одаренности;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Понятие одаренности
1.1.Понятие одаренности
1.2. Особенности личности одаренного ребенка
1.3. Виды одаренности
1.4.Сложности психического развития одаренных детей
Глава 2.Методы диагностики умственной одаренности
2.1.Тестовые методы
2.2.Неформализованные методы
Глава 3. Воспитание и обучение одаренных детей
3.1. Система работы с одаренными и талантливыми детьми
3.2.Обучение одаренных детей
3.3.Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Считается, что ускорение  — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существуют некоторые  формы ускорения, например, раннее поступление  в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные  стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной  программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что  учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных  детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.

Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться  тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может  по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.

Также применима форма  перевода учащихся через класс. Благодаря  такому переводу ребенок оказывается  в окружении интеллектуально  стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет  социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.

Оптимальный результат  эффективной формы ускорения  достигается при одновременном  соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух   основных стратегий — ускорения и обогащения.

Сопоставление стратегий  ускорения и обогащения могут  переходить одна в другую в зависимости  от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

 

 

 

 

 

 

3.3. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

 

 

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных  программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить  специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем”  учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность учителя является ведущим  фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов  и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно  эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных  детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных  — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий  свой предмет. В дополнение к этому он  должен  обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Учителям можно помочь развить  указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов — в  достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах  обучения, развития и особенностях  разных видов одаренности; 

3) тренировкой умений, необходимых  для того, чтобы обучать эффективно  и создавать индивидуальные программы. 

Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом  и меньше зависят от учителя.


Информация о работе Одаренные дети и способы педагогической работы с ними