Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа
Целью этого исследования является изучение проявления одаренности у детей , а так же способы педагогической работы с ними. Задачи:
— раскрыть понятие одаренности и особенности личности одаренного ребенка;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть методы диагностики одаренности;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.
Введение
Глава 1.Понятие одаренности
1.1.Понятие одаренности
1.2. Особенности личности одаренного ребенка
1.3. Виды одаренности
1.4.Сложности психического развития одаренных детей
Глава 2.Методы диагностики умственной одаренности
2.1.Тестовые методы
2.2.Неформализованные методы
Глава 3. Воспитание и обучение одаренных детей
3.1. Система работы с одаренными и талантливыми детьми
3.2.Обучение одаренных детей
3.3.Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Заключение
Используемая литература
Хотя одаренные дети у которых есть трудности в общении нередко очень даже успешно взаимодействуют с другими посредством Интернета. Поэтому следует помнить о том , что процессы общения существенно измененяются по сравнению с традиционной формой общения. Первое, меняется содержание коммуникативных целей, и исключаются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных (перцепция: восприятие; непосредственное отражение объективной действительности органами чувств), эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции. Второе, изменяются способы практической реализации коммуникативных целей. Другой распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью развития интеллектуальной и двигательной активности человека. Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на ее основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и т.д. Хорошо известно, и из бытовых наблюдений, что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Продолжительные, многочасовые занятия и тренировки, недостаток свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Так же хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда лучший «математик» класса или одаренный юный поэт на уроках физической культуры оказываются среди отстающих учащихся. Это вызывает насмешки, а то и преследование со стороны одноклассников. Ранний опыт подобных проблем со сверстниками негативным образом влияет на становление и развитие характера одаренных детей и подростков. Более того, часто они не умеют поставить себя нужным образом в группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобы постоять за себя в конфликтах, им не свойственна агрессивность, так что они избегают столкновений. В результате многие одаренные дети и подростки приобретают репутацию трусливых , зажатых, неуверенных в себе «маменькиных сынков или дочек». И как мы понимаем- это также не способствует гармоничному развитию их характера.
Весьма распространенной разновидностью интеллектуально-психомоторной диссинхронии является плохое владение навыками письма детьми. По мнению многих исследователей, это связано с различиями в скорости протекания интеллектуальных и психомоторных процессов у ребенка. И такая недостаточно сформированная письменная речь входит в противоречие с быстрым темпом познавательной деятельности. Усилия ребенка, направленные на избавление от данного вида дисгармонии, могут обернуться, с одной стороны, резким снижением темпа интеллектуальных действий, а с другой стороны, заметным ухудшением качества письма – неразборчивостью, неаккуратностью, многочисленными описками и пропусками значимых элементов сообщения.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. У одаренных детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в совместных играх со сверстниками, которые им не интересны. Детки подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учеников и отрицательно оценивают их способности. Сложность этого положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности
2.1.Тестовые методы
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями-это сложная проблема. В настоящее время существует очень много тестов на выявление одаренности. Многие специалисты говорят о том , что множественные ошибки в интерпретации результатов тестов объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью самого аспекта одаренности .В настоящее время существует два взгляда на выявление одаренности. Первый основан на системе единой оценки , (например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов, превышающее некоторое пороговое значение заложенное в тесте), а второй подход основан на комплексной оценке, включающей много процедур оценивания (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.). Однако и такой подход не исключает ошибок. Этим объясняются результаты детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.
Существует ряд требования к построению и проверке методик: стандартизация, то есть одинаковость процедуры проведения и оценки результатов; надежность; валидность — пригодность для измерения именно того, на что направлена методика.
Однако даже при качественном использовании даже лучшие тесты не застраховывают от ошибок.
2.2. Неформализованные методы
Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Для того , чтобы говорить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, необходима целостная характеристика, полученная путем разносторонних наблюдений.
Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и он может даже не узнать, что за ним специально наблюдают. Так же применяют так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего. Некоторые современные исследователи очень охотно разрабатывают такие формы эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям.
Существует лонгитюдное исследование- это наблюдение ребенка и его развития на протяжении достаточно длительного времени при переходе от одного возрастного периода к другому.
Имеется
в виду систематическое
Попова Л.В. указывает,
что среди новых
Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей
3.1.Система
работы с одаренными и
Основной идеей работы с одаренным ребенком являются совместные действия учителей, родителей, руководителей образования, руководителей служб управления города, творческие сообщества, для получения более благоприятного развития творческого потенциала детей.
Сама система деятельности по организации работы с детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
1.Выявление одаренных и талантливых детей:
- Анализ особых успеха и достижений учащихся;
- Создание базы данных по одаренным и талантливым;
- Диагностические возможности
детей с помощью использования
ресурсов психологических
- Преемственность между дошкольным и начальным образованием на основе создания подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;
2.Оказание
помощи одаренным учащимся в
реализации их творческой
- Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
- Включение в школьную
программу дополнительных
- Формирование и развитие
сети дополнительного
- Организация научно-исследовате
- Организация и участие
в интеллектуальных играх,
3.Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных детей:
- Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
-Контроль за обязательным
участием одаренных и
различных уровнях;
4.Поощрение одаренных детей:
- Публикация в средствах массовой информации;;
- Стенд "Лучшие студенты";
- Сопровождение системы одаренных и талантливых детей на муниципальном уровне;
5.Работа с родителями одаренных детей:
- Психологическая поддержка родителей одаренных детей;
- Совместная практическая
деятельность одаренного
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на муниципальном уровне;
6.Работа с учителями:
Обучающие семинары по работе
с одаренными детьми "Школа научно-
- Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
- Создание уникальной
программы по развитию
3.2. Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.
Способность быстро схватывать
смысл принципов, понятий положений.
Такая особенность требует
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
Способность подмечать,
рассуждать и выдвигать объяснения.
Целенаправленное развитие высших познавательных
процессов в специальных
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:
1) учащиеся должны
быть заинтересованы в
2) дети должны быть
достаточно зрелыми в
3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
Информация о работе Одаренные дети и способы педагогической работы с ними