Определение понятия и основные направления психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

В литературе имеется много определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что психотерапия до сих пор еще не сложилась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией. Существует много психотерапевтических направлений, методов, поэтому многие определения основываются на тех или иных теоретических концепциях, исключая подходы иного рода. S. Kratochvil (1978), например, советует ограничиться менее точным, но достаточно широким определением, которое не исключает a priori ни одной из существующих концепций. Одним из таких общепринятых у нас определений является следующее: «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».

Содержание работы

Введение 3
Общие сведения о психотерапии 4
Основные направления психотерапии 8
2.1. Психодинамический подход 8
2.2. Поведенческий подход (когнитивно-поведенческий) 11
2.3. Гуманистический подход 19
3. Основные принципы психотерапии 24
4. Основные правила психотерапии 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Мой Реферат по психотерапии.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

Балтийский Институт Психологии и  Менеджмента

Учебная программа высшего

профессионального образования «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  в психотерапию

Реферат

Тема: Определение понятия и основные направления психотерапии.

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Лек. Н.Щербаков

 

Екатерина Логинова 
студентка 4 курса

вечернего отд.

(неполное время обучения)

№ студ. билета JL8P015

 

___________________

   (подпись  студента)

 

 

 

 

 

 

 

Елгава, 2012

 

Содержание

 

 

Введение          3

  1. Общие сведения о психотерапии      4
  2. Основные направления психотерапии     8

2.1. Психодинамический подход      8

2.2. Поведенческий подход (когнитивно-поведенческий)  11

2.3. Гуманистический подход            19

3.  Основные принципы психотерапии     24

4.  Основные правила психотерапии      27

Заключение          30

Список  использованной литературы     31

 

Введение

 

В литературе имеется много определений понятия  «психотерапия». Это связано с  тем, что психотерапия до сих пор  еще не сложилась как единая наука  с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией. Существует много психотерапевтических направлений, методов, поэтому многие определения основываются на тех  или иных теоретических концепциях, исключая подходы иного рода. S. Kratochvil (1978), например, советует ограничиться менее точным, но достаточно широким определением, которое не исключает a priori ни одной из существующих концепций. Одним из таких общепринятых у нас определений является следующее: «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».

Нарушения деятельности могут касаться как  психических процессов и личности, так и соматических функций. Иными  словами, речь идет о состояниях, обусловленных  психогенезом или соматогенезом. К  психологическим средствам относится  прежде всего речь, но, как ни странно, и молчание, затем эмоции и эмоциональные  отношения, мимика, различные виды научения, манипуляции в окружающей среде. В зависимости от того, насколько  широк объем понятия «психологические средства», различают психотерапию в широком и узком смысле. Психотерапия в широком смысле слова включает социотерапию, лечение средой, трудотерапию; психотерапия в узком смысле ограничивается воздействием психотерапевта (или психотерапевтической группы) на пациента.

 

  1. Общие сведения о психотерапии

С научной  точки зрения, психотерапия считается  частной областью клинической психологии, и таким образом постулируется  идея об особой близости между психологией  и психотерапией. В более узком  смысле психотерапия представляет собой  частный случай клинико-психологической интервенции, которая характеризуется, прежде всего, специфичностью своих методов, а именно их исходный пункт находится в психической плоскости, то есть в эмоциях и поведении, которые и являются предметом психологии как науки.

Традиционно понятием психотерапия обозначается частное множество методов клинико-психологической интервенции, а именно те методы, которые используются в терапии функциональных нарушений и нарушений межличностных систем при психических расстройствах. В научно-медицинской литературе имеется около 400 определений психотерапии. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется прежде всего как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.

В качестве примера медицинского подхода к  пониманию психотерапии, можно привести следующие ее определения, которые  обязательно включают такие понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь.

Психотерапия, это:

  • система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека. Считается, что чем больше удельный вес психологических факторов, тем более психотерапия показана;
  • специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;
  • процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание.

В качестве определений, в большей степени  фиксирующих психологические подходы  и включающих такие понятия, как  межличностное взаимодействие, психологические  средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение - психотерапия это:

  • особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;
  • средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными;
  • длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений;
  • персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями.

Эти два  подхода в какой-то мере объединяет определение Кратохвила: «Психотерапия  представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

Обращает  на себя внимание, что в определениях, которые условно можно назвать  медицинскими, психотерапия рассматривается  как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), то есть подчеркивается объект воздействия. Психологический же подход акцентирует  внимание не столько на объекте или  предмете, сколько на средствах воздействия. И одна, и другая позиции являются объяснимыми. С одной стороны, психотерапия дословно означает лечение души (от греч. psyche — душа, therapeia — лечение), то есть указывает на объект воздействия. С другой стороны, указывают на средства воздействия.

Теоретическая психотерапия опирается на основные принципы психологии:

принцип отражения – адекватное отражение  окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических  явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

принцип диалектической связи сущности и  явления – позволяет увидеть  взаимное обуславливание этих философских  категорий на материале психической  реальности при условии их нетождественности;

принцип единства сознания и деятельности –  сознание и психика формируются  в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием  и психикой.

личностный  принцип – требует от психолога  анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной  ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу психотерапевтических методик.

 

2. Основные направления в психотерапии

 

Основными направлениями, или подходами, в  психотерапии является три: психодинамический, гуманистический, поведенческий (когнитивно-поведенческий).

 

2.1. Психодинамический подход

 

Психодинамическое направление в психотерапии основано на глубинной психологии — психоанализе. В настоящее время в рамках динамического направления существует много различных школ, однако общим, объединяющим взгляды представителей этого подхода, являются представления  о бессознательных психических  процессах и психотерапевтических методах, используемых для их анализа  и осознания.

Основоположником  психоанализа является Фрейд. Психологическая  концепция, концепция личности в  психоанализе представляет собой реализацию психодинамического подхода. Термин «психодинамический»  предполагает рассмотрение психической  жизни человека, психики с точки  зрения динамики, с точки зрения взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих (различных психических  феноменов, различных аспектов личности) и их влияния на психическую жизнь  и поведение человека.

Центральными  в психоанализе являются представления  о бессознательных психических  процессах, которые рассматриваются  как основные детерминанты личностного  развития, как основные факторы, движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и функционирование человеческой личности. В целом, психическая жизнь  человека рассматривается как выражение  бессознательных психических процессов. Содержание бессознательного составляют инстинктивные побуждения, первичные, врожденные, биологические влечения и потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются в область бессознательного.

Инстинкты, с точки зрения Фрейда, это не врожденные рефлексы, а побудительные, мотивационные силы личности, это  — психическое выражение импульсов  и стимулов, идущих от организма (и, в этом смысле, биологических), психическое  выражение состояния организма  или потребности, вызвавшей это  состояние. Целью инстинкта является ослабление или устранение возбуждения, устранение стимулов, связанных с  потребностью организма, иными словами, удовлетворение потребности за счет определенного соответствующего поведения (например, голод или жажда побуждают  человека искать питье или еду, есть и пить). Именно эта внутренняя стимуляция, внутреннее возбуждение, связанное  с состоянием и потребностями  организма, с точки зрения Фрейда, является источником психической энергии, которая обеспечивает психическую  активность человека (в частности, поведенческую  активность). Поэтому инстинктивные  побуждения рассматриваются как  мотивационные силы, следовательно, мотивация человека направлена на удовлетворение потребностей организма, на редукцию напряжения и возбуждения, вызванного этими  потребностями. Инстинкты же представляют собой психические образы этого  возбуждения, представленные как желания. Фрейд выделял две группы инстинктов: инстинкты жизни (Эрос), направленные на самосохранение, на поддержание  жизненно важных процессов (голод, жажда, секс) и инстинкты смерти (Танатос), разрушительные силы, направленные либо вовнутрь, на самого себя, либо вовне (агрессия, садизм, мазохизм, ненависть, суициды

Рассматривая  проблему организации психики, проблему личности, Фрейд создал две модели: топографическую (уровни сознания) и  структурную (личностные структуры). Согласно топографической (более ранней) модели, в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание (то, что осознается человеком в  данный момент), предсознательное (то, что не осознается в данный момент, но достаточно легко может быть осознано) и бессознательное (то, что не осознается в данный момент, и практически  не может быть осознано человеком  самостоятельно; оно включает инстинктивные  импульсы, переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное  как угрожающие сознанию). Более  поздняя модель личностной организации  — структурная. Согласно этой модели личность включает три структуры, три  инстанции: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид является источником психической  энергии, действует в бессознательном  и включает базальные инстинкты, первичные потребности и импульсы. Ид действует согласно принципу удовольствия, стремится к немедленной разрядке напряжения, которое вызывается первичными (биологическими, идущими от организма) побуждениями, не учитывая никаких  социальных норм, правил, требований, запретов. Эго (разум) направляет и контролирует инстинкты. Эго функционирует на всех трех уровнях сознания, является связующим звеном, посредником между  Ид и внешним миром, осуществляет анализ внутренних состояний и внешних  событий и стремится удовлетворить  потребности Ид, достигнуть разрядки напряжения (вызванного первичными потребностями) с учетом требований внешнего мира, с учетом норм и правил (например, отсрочить удовлетворение потребностей до подходящего момента). Эго действует  согласно принципу реальности, стремится  обеспечить удовлетворение инстинктивных  потребностей, познавая и анализируя внутренний и внешний мир и выбирая наиболее разумные и безопасные способы и пути для удовлетворения потребностей. Супер-Эго — это моральный аспект личности, совесть и идеальное Я. Супер-Эго также функционирует на всех трех уровнях сознания. Оно формируется в процессе воспитания и социализации индивида за счет интернализации (усвоения) социальных норм, ценностей, стереотипов поведения. Супер-Эго действует согласно морально-этическому принципу, осуществляя контроль над поведением человека (самоконтроль) и препятствует проявлению внутренних импульсов, которые не соответствуют социальным нормам и стандартам. Таким образом, Ид стремится к немедленной разрядке напряжения и не соотносится с реальностью. Супер-Эго препятствует реализации этих желаний и стремится подавить их. Эго, напротив, способствует осуществлению желаний Ид, но стремится соотнести их с реальностью, с требованиями и ограничениями социальной среды, становясь, тем самым, ареной борьбы между Ид и Супер-Эго, между первичными потребностями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами. Если давление на Эго является чрезвычайно сильным, то возникает тревога.

 

2.2. Поведенческий подход

(Когнитивно- поведенческий)

 

Поведенческая терапия как систематический  подход к диагностике и лечению  психологических расстройств возникла относительно недавно — в конце 50-х годов. На ранних стадия развития поведенческая терапия определялась как приложение «современной теории научения» к лечению клинических  проблем. Понятие «современные теории научения» относилось тогда к принципам и процедурам классического и оперантного обусловливания.

Теоретическим источником поведенческой терапии  являлась концепция бихевиоризма американского  зоопсихолога Watson (1913) и его последователей, которые поняли огромное научное значение павловского учения об условных рефлексах, но истолковали и использовали их механистически. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения и исчерпываться установлением соотношения между стимулами и реакциями организма независимо от влияния личности. В попытках смягчить явно механистические положения своих учителей необихевиористы (Tolman, (18:) 1932, Hull, 1943 и др.) позднее стали учитывать между стимулами и ответными реакциями так называемые «промежуточные переменные» — влияния среды, потребностей, навыков, наследственности, возраста, прошлого опыта и др. , но по-прежнему оставляли без внимания личность. По сути, бихевиоризм следовал давнему учению Декарта о «животных машинах» и концепции французского материалиста XVIII века Ламетри о «человеке-машине».

Основываясь на теориях научения, поведенческие  терапевты рассматривали неврозы  человека и аномалии личности как  выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Wolpe (1969) определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются» (цит. по Р. А. Зачепицкому, 1975). При этом выяснение сложных психических причин развития психогенных расстройств считалось излишним. Frank (1971) заявлял даже, что вскрытие таких причин мало помогает лечению. Сосредоточение внимания на их последствиях, то есть на симптомах болезни, по мнению автора, имеет то преимущество, что последние можно непосредственно наблюдать, в то время как их психогенное происхождение улавливается лишь сквозь избирательную и искажающую память больного и предвзятых представлений врача. Более того, Eysenck (1960) утверждал, что достаточно избавить больного от симптомов, и тем самым будет устранен невроз.

Информация о работе Определение понятия и основные направления психотерапии