Определение понятия и основные направления психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

В литературе имеется много определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что психотерапия до сих пор еще не сложилась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией. Существует много психотерапевтических направлений, методов, поэтому многие определения основываются на тех или иных теоретических концепциях, исключая подходы иного рода. S. Kratochvil (1978), например, советует ограничиться менее точным, но достаточно широким определением, которое не исключает a priori ни одной из существующих концепций. Одним из таких общепринятых у нас определений является следующее: «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».

Содержание работы

Введение 3
Общие сведения о психотерапии 4
Основные направления психотерапии 8
2.1. Психодинамический подход 8
2.2. Поведенческий подход (когнитивно-поведенческий) 11
2.3. Гуманистический подход 19
3. Основные принципы психотерапии 24
4. Основные правила психотерапии 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Мой Реферат по психотерапии.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

Один  из основателей гуманистической  психологии Маслоу разработал иерархическую  модель потребностей:

1-й уровень  — физиологические потребности  (потребности в пище, сне, сексе  и пр.).

2-й уровень  — потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии  страха и тревоги).

3-й уровень  — потребность в любви и  принадлежности (потребность в любви  и чувстве общности, принадлежности  к определенной общности, семья,  дружба).

4-й уровень  — потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и  уважении и признании другими  людьми).

5-й уровень  — потребность в самоактуализации ( потребность в развитии и  реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно  этой концепции, высшие (вышележащие) потребности  могут направлять поведение человека лишь в той степени, в какой  удовлетворены более низшие. Продвижение  к высшей цели — самоактуализации, психологическому росту, не может осуществляться, пока индивид не удовлетворит более  низшие потребности, не избавится от их доминирования, которое может  быть обусловлено ранней фрустрацией  той или иной потребности и  фиксацией индивида на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной  потребности, уровне функционирования. Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности может оказывать достаточно существенное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуализация, психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличивать тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.

Роджерс также рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал  как процесс реализации человеком  своего потенциала с целью стать  полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытие личности, «полное  функционирование» (и психическое  здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим: открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью, способность прислушиваться в большей степени к собственной  интуиции и потребностям, чем к  рассудку и мнению окружающих, чувство  свободы, высокий уровень творчества. Жизненный опыт человека рассматривается  им с точки зрения того, в какой  мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как  положительный, если нет — то как  негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращаясь  к его субъективному опыту.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода  в качестве основной человеческой потребности, в качестве детерминанты поведения  и развития человеческой личности рассматривается  потребность в самоактуализации, стремление к развитию и осуществлению  своих потенциальных возможностей, к осуществлению определенных жизненных целей. Важным условием для успешной реализации этой потребности выступает наличие адекватного и целостного образа Я, отражающего истинные переживания и потребности, свойства и стремления человека. Такая Я-концепция формируется в процессе принятия и осознания всего многообразия своего собственного опыта, чему способствуют определенные условия воспитания и социализации индивида.

Рассматриваемое психотерапевтическое направление  очень неоднородно. Оно включает разнообразные подходы, школы и  методы, которые в самом общем  виде объединяет личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности. Эта цель может  быть достигнута за счет переживания, осознания (осознавания), принятия и  интеграции нового опыта, полученного  в ходе психотерапевтического процесса. Но представления о том, каким  путем, за счет чего человек в ходе психотерапии может получить новый  уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, у представителей этого  направления различаются. Обычно в  «опытном» направлении выделяют три основных подхода или три  разновидности . Основанием для отнесения  той или иной конкретной школы  к одной из ветвей «опытного направления», по существу, является представление  о том, за счет чего пациент приобретает  новый опыт. Следует иметь в  виду, что обозначения этих подходов весьма условные.

 

3. Основные принципы психотерапии

 

Все подходы  в психотерапии объединяет единый круг проблем, связанных с общими правилами  поведения психотерапевта в процессе работы, его подготовленности, с  закономерностями построения психотерапевтической сессии, этическими нормами взаимоотношений  с клиентами. Вне зависимости  от подхода психотерапевт должен владеть навыками грамотного выслушивания клиента, совместного формулирования (или переформулирования) проблемы, установления эмоционального контакта, доверия, определенных временных рамок  совместной работы и т.д.

Одной из задач психотерапии, одновременно этической  и профессиональной, является помощь клиенту в достижении независимости  от терапевта и способности к  дальнейшей самостоятельной жизни. Обязательным в профессии психотерапевта является сохранение конфиденциальности, уважение пациента и его жизненных  ценностей, а также неиспользование  работы с пациентом для решения  своих собственных психологических  проблем.

Если раньше считалось, что главным  фактором лечения было понимание  клиентом причин своих проблем, то научные  исследования последнего времени показывают - основным фактором психотерапевтического  процесса и результата являются, прежде всего, отношения между терапевтом и клиентом. Чем эмоционально интенсивнее  отношения, тем эффективнее психотерапия независимо от подхода, школы, приемов  работы.

В качестве общих критериев научной обоснованности психотерапии Абабков (на основании  представлений Бунге и Пере) предложил:

1. Доказательства  эффективности психотерапии. Эффективность  психотерапии не может оцениваться  субъективно, на мнении психотерапевта  или пациента. Требуются сложные,  многофакторные научные исследования.

2. Теоретико-методологическое  обоснование психотерапии, которое  не противоречит современным  научным данным. Этот критерий  предполагает использование научных  знаний не только в области  психотерапии, но также в теориях  личности и психопатологии.

3. Применение  теорий психотерапии, научно объясняющих  эффективность психотерапевтического  метода. Такое объяснение касается, прежде всего, методологии психотерапии.

4. Законность  психотерапевтических целей, с  помощью которых предполагается  достижение успеха. Определение  цели психотерапии зависит от  возможностей психотерапевта, особенностей  пациента и условий проведения  психотерапии. Выбор наиболее этичной,  может быть более сложной или  менее финансируемой, цели психотерапии, определяется признанием психотерапевтом  данного критерия. Следует учитывать  возможность использования психотерапии  с политическими или идеологическими  целями.

5. Приемлемость  психотерапевтического метода. Важность  соблюдения этого критерия особенно  актуальна в настоящее время  в условиях систематической рекламы  и применения разнообразных нетрадиционных  экстрасенсорных, магических и  пр. (по сути психологических)  «лечебных» методов воздействия  на человека. Экзотические и малоэффективные  виды психотерапии остаются в  арсенале и дипломированных специалистов.

6. Затраты  на метод, необходимые для достижения  успеха. В настоящее время здравоохранение  даже экономически наиболее развитых  стран не может полностью оплачивать  порой необходимую долговременную  психотерапию. Проблемой является выбор длительности психотерапии в зависимости от ее эффективности, что часто связано с экономическими возможностями. Финансовая сторона психотерапии может рассматриваться и с этических позиций.

7. Вероятность  и характер ожидаемых побочных  эффектов. Данный критерий особенно  важен для клинической психотерапии. Научно обоснованная психотерапия, ясно представляющая механизмы  влияния, его цели, задачи и  возможности, должна учитывать  результаты воздействия и избегать  нежелательных или вредных последствий,  которые еще не являются редкостью  в психотерапевтической практике.

Что же касается целей, задач, выбора методов психотерапии, то они определяются конкретными  клиническими характеристиками больного и болезни:

  • личностными особенностями пациента и реакциями его на болезнь;
  • психологическими факторами этиопатогенеза заболевания;
  • нозологической принадлежностью болезни и ее этапами;
  • структурно-организационными рамками, в которых проводится психотерапия.

 

4.Основные правила психотерапии

 

Чтобы стать  выдающимся психотерапевтом и обладать совершенным сознанием, нельзя допускать  ошибок, то есть нельзя совершать действия, ослабляющие собственный потенциал, потому что каждая ошибка наносит  ущерб сознанию. Серьезный психолог знает, что его разум, его проницательность, его слово - это как скальпель  хирурга: отсюда первое правило —  научиться глубоко уважать свою науку.

Другое  правило психотерапии - для того, чтобы она осуществлялась на профессиональном уровне, необходимо, чтобы клиент осознавал, что с ним не все в порядке, и сам выбрал психотерапевта для  получения квалифицированной помощи, причем обязательно платной, т.к. оплата услуг психотерапевта исключает  возможность инфантильной зависимости  клиента от психотерапевта.

Психотерапия  начинается, когда клиент нуждается  в профессионализме терапевта, которому он дает право работать с собой. Психотерапия заканчивается, когда клиент считает, что пора остановиться на достигнутом  уровне.

Каждый  человек имеет определенные жизненные  ценности и установки. Ценности - это  система убеждений и приоритетов, которые выражаются в предрасположенности  людей действовать определенным образом.

Психотерапевт должен хорошо осознавать собственные  установки и с уважением относиться к ценностям своих клиентов.

Психотерапевт должен уметь устанавливать имеющие  различия в собственных представлениях и взглядах клиента и признавать право последнего на личные убеждения  и верования.

Вместе  с тем, одна из задач психотерапии - помочь клиенту переосмыслить свои установки и представления: сохранить  те, которые ему дороги и отбросить  те, которые устарели и создают  ему сложности. Это трудная задача для клиента, требующая доверия  специалисту. Первая составляющая этого  доверия - его абсолютная вера в то, что информация доверенная специалисту  никогда не будет безответственно  передана кому-то другому.

Конфиденциальность  является важнейшим условием оказания психотерапевтической помощи. Это значит, что любая информация, которую  вы сообщили психологу, не может быть кому-либо передана без вашего согласия. Из этого правила существует некоторые  исключения. Таким исключением можно  считать ситуации, когда существует реальная угроза здоровью или жизни  человека.

Одна  из серьезных этических проблем  связана с неравенством позиций, которое имеет место в отношениях между психотерапевтом и клиентом. Эта же проблема существует в отношениях учителя и ученика, врача и  пациента, адвоката и его подопечного - в любых отношениях, где есть неравное распределение власти и  когда один может предоставить другому  то, в чем он нуждается. Ни в одной  профессии специалистам не разрешается  намеренно или ненамеренно эксплуатировать  свое влияние на клиента в личных целях. Использование психотерапевтом  информации и возможностей клиента  с личной выгодой также считается  неэтичным.

Психотерапевт также не имеет права поменяться с клиентом ролями и начать рассказывать ему о своих жизненных переживаниях и проблемах. Время контакта с  психотерапевтом - это время, которое  принадлежит клиенту; оно предназначено  для обеспечения профессиональной помощи последнему.

В любых  человеческих отношениях могут возникать  симпатии и желания сделать отношения  более близкими. Несмотря на то, что  доверие и эмоциональная близость является важным условием психологической  помощи (особенно в ходе длительной психотерапии) отношения между психотерапевтом  и клиентом изначально ограничены профессиональными  рамками, делающими невозможным  вступление в личные или двойные  отношения (т.е. иметь какие-либо взаимоотношения  помимо взаимодействия в рамках психотерапии).

Психотерапия  может быть только клинической. Врач, практикующий психотерапию, прежде всего, должен правильно поставить диагноз  и оценить динамику заболевания, которое он лечит.

Психотерапия  в комплексном подходе к лечению  заболевания должна быть только предметом  выбора, как и любой другой метод  лечения.

Информация о работе Определение понятия и основные направления психотерапии