Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 00:40, курсовая работа
неадекватна.
Целью курсовой работы является изучение самооценки младших школьников и выявление особенностей её развития в начальной школе.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику младшего школьного возраста;
2. Охарактеризовать понятие самооценки;
3. Изучить формирование самооценки в младшем школьном возрасте методом оценки и самооценки;
4. Определить роль учителя и семьи в формировании самооценки у школьников;
5. Охарактеризовать понятие самооценки.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы…..................................................................................................................6
1.1 .Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………6
1.2 .Общее понятие самооценки………………………………………………....11
1.3 .Характеристика младшего школьного возраста и самооценки, свойственной для этого периода………………………………………………..19
1.4 .Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности
1.5 .Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе……………………………………………………………25
Глава 2. Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте……………………………………………………………..35
2.1 .Диагностика инструментария исследования………………………………35
2.2 .Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента…………37
2.3 .Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов……………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...46
Список использованной литературы………………………………………..48
Приложения
Из данной таблицы видно что:
К 3-му классу самооценка у учащихся приобретает всё более устойчивый, адекватный характер (4 человека). Двое испытуемых имеют неустойчивую самооценку, о чём свидетельствуют результаты исследования.
Самооценка учащихся 4 «б» класса
Имя ученика |
Самооценка относительно успеваемости (математика/литература) |
Самооценка относительно оценки других испытуемых (математика/литература) |
Вадим Г. |
Завышенная /Адекватная |
Завышенная/Завышенная |
Вита И. |
Заниженная/ Адекватная |
Адекватная/Адекватная |
Владик Ж. |
Заниженная/ Адекватная |
Заниженная/Заниженная |
Алёна А. |
Адекватная/ Адекватная |
Адекватная/ Заниженная |
Маша А. |
Адекватная /Завышенная |
Завышенная/Завышенная |
Настя Л. |
Адекватная/ Заниженная |
Адекватная/ Заниженная |
Из данной таблицы видно что:
В 4-м классе, наблюдается становление устойчивой самооценки с преобладанием неадекватного типа. Выявился один человек с неустойчивой самооценкой.
Далее оценки самооценки учащихся можно охарактеризовать в следующих таблицах:
Общее число оценок учащихся за чтение:
Классы |
Балл «5» |
Балл «4» |
Балл «3» |
Балл «2» | ||||
при оценках |
при само-оценках |
при оценках |
при само-оценках |
при оценках |
при само-оценках |
при оценках |
при само-оценках | |
II |
10 |
3 |
11 |
2 |
8 |
1 |
- |
- |
III |
24 |
5 |
6 |
1 |
- |
- |
- |
- |
IV |
13 |
3 |
14 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
Общее число оценок учащихся за пересказ:
Классы |
Балл «5» |
Балл «4» |
Балл «3» |
Балл «2» | ||||
при оценках |
при само-оценках |
при оценках |
при само-оценках |
при оценках |
при сам-ооценках |
при оценках |
при сам-ооценках | |
II |
12 |
3 |
11 |
3 |
7 |
- |
- |
- |
III |
17 |
3 |
12 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
IV |
14 |
3 |
11 |
1 |
5 |
2 |
- |
- |
Общее число оценок учащихся за выполнение письменной работы:
Классы |
Балл «5» |
Балл «4» |
Балл «3» |
Балл «2» | ||||
при оценках |
при само-оценках |
при оценках |
при само-оценках |
при оценках |
при само-оценках |
при оценках |
при само-оценках | |
II |
16 |
3 |
6 |
3 |
8 |
- |
- |
- |
III |
20 |
5 |
10 |
1 |
- |
- |
- |
- |
IV |
10 |
2 |
14 |
3 |
6 |
1 |
- |
- |
В ходе эксперимента необходимо проследить зависимость оценок и самооценок учащихся от возрастных различий (объективность, завышение, занижение).
Характеристика самооценки (относительно успеваемости учеников, по двум оцениваемым предметам) |
Класс | ||
II |
III |
IV | |
Объективные |
41,7% |
96,3% |
41,7% |
Завышенные |
58,3% |
3,7% |
41,7% |
Заниженные |
- |
- |
16,6% |
Проанализировав таблицу по зависимости оценок и самооценок учащихся от возрастных различий, можно подвести итог:
2.3. Психолого–педагогические рекомендации учителям начальных классов
В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.
В учебной деятельности у младшего школьника осуществляется самопознание. Результаты учёбы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего завися его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности ребёнок познаёт себя, у него складываются представления о себе и самооценка (схема):
Самооценка | |||
Представления о себе |
Младший школьник |
Отношение | |
Умеет анализировать свои поступки. |
Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализировать свои поступки. |
Не стремиться заглянуть в свой внутренний мир. | |
Больше ориентированы на знание о себе, чем на оценку взрослых. |
Число осознаваемых качеств относительно невелико. |
Представление о себе неустойчивое. Самооценка неадекватная. | |
Быстро учится навыкам самоконтроля. |
Необходимо руководство по формированию навыкам самоконтроля. |
В практической деятельности с трудом ориентируется на свои возможности. | |
Формируется | |||
В оценке деятельности самим ребёнком |
В общении с другими людьми |
Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться. Здоровая самооценка это:
Самооценка младшего
школьника вырабатывается на основе
критерия оценивания учебных работ,
очень чувствительна к
- каждое усилие ученика должно оцениваться отдельно;
- выработка четких критериев отметки, где каждая из ее составляющих оговаривается с детьми, вырабатываются либо общие критерии оценивания, либо учитель оговаривает и объясняет детям критерии, выработанные им самим для проверки работы;
- детская самооценка предшествует оценке взрослого.
5. необходимость использования прогностической самооценки:
- когда ребёнок оценивает
себя до выполнения задания,
затем соглашается или не
- когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, а затем ещё раз – после учительской проверки.
Необходимость и важность проводимой в этом направлении работы должна разъясняться и на родительских собраниях. В тех случаях, когда ученики не получали отметки по итогам полугодия, родителям необходимо выдавать характеристики учащихся. По ним родители могут получить точное представление о личностном росте ребенка в плане его работоспособности, активности на уроке, мотивации к учебе, прилежания, уровня овладения материалом по предметам (с четкой градацией ЗУН внутри каждого предмета). Также определяется общий уровень интеллектуального развития (начитанность, кругозор, способность к анализу и синтезу полученных ранее представлений), уровень соблюдения дисциплинарных требований школы, взаимоотношений с одноклассниками, способности к общению со взрослыми и т.д. Характеристика позволит родителям оценить успехи ребенка, а при необходимости вместе с педагогом определить пути преодоления возникающих проблем.
Проведя обработку данных полученных в ходе эксперимента, необходимо подвести итог о проделанной работе. Итак, обнаружилось, что у учащихся начальной школы преобладает устойчивая, адекватная самооценка. В ходе работы, были даны психолого-педагогические рекомендации, которые помогут учителям контролировать развитие здоровой личности ребёнка и формировать у него адекватную самооценку.
Заключение
Нельзя говорить о прочных чертах характера и твердо сложившихся взглядах на жизнь у детей младшего школьного возраста. Но все же во многих случаях довольно четко можно проследить, в каком направлении развивается личность, насколько устойчивы ее положительные качества. Точно так же можно проследить появившиеся недостатки в поведении.
При правильном направлении развития личности учебная деятельность учащихся основывается на широких социальных мотивах и на познавательных интересах. Процесс учения вызывает у ребят положительные чувства. Добросовестное отношение к учению, как правило, сопровождается дисциплинированностью поведения. Успехи в учебной деятельности создают у школьника устойчивое хорошее настроение, рождают бодрость, активность, уверенность в собственных силах.
По итогам курсовой работы можно сказать, что цель, поставленная в работе, достигнута. Была изучена самооценка младших школьников и выявлены особенности её развития в начальной школе. По результатам исследования, можно сказать, что развитие самооценки младших школьников характеризуется наличием разнонаправленных тенденций.
По итогам экспериментального исследования видно, что во 2 классе наблюдается устойчивая адекватная самооценка, но есть тенденция к завышению и занижению.
К 3-му классу происходит стабилизация возрастного развития, что ведет к нарастанию гармонии становления составляющих самооценки. У учащихся накапливается опыт реальной деятельности, изменяющий характеристики частных самооценок, которые, в свою очередь, ведут к изменению общей самооценки. В результате общая самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.
К 4-му классу, заканчивается начальный этап формирования самооценки у школьников. Здесь можно увидеть преобладание устойчивой адекватной самооценки, которая так же не отвергает наличие устойчивой неадекватной.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась частично. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, неустойчивая, устойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Но всё же по результатам эксперимента можно увидеть преобладание в начальной школе устойчивой, адекватной самооценки.
Информация о работе Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки