Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

неадекватна.
Целью курсовой работы является изучение самооценки младших школьников и выявление особенностей её развития в начальной школе.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику младшего школьного возраста;
2. Охарактеризовать понятие самооценки;
3. Изучить формирование самооценки в младшем школьном возрасте методом оценки и самооценки;
4. Определить роль учителя и семьи в формировании самооценки у школьников;
5. Охарактеризовать понятие самооценки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы…..................................................................................................................6
1.1 .Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………………………6
1.2 .Общее понятие самооценки………………………………………………....11
1.3 .Характеристика младшего школьного возраста и самооценки, свойственной для этого периода………………………………………………..19
1.4 .Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности
1.5 .Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе……………………………………………………………25
Глава 2. Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте……………………………………………………………..35
2.1 .Диагностика инструментария исследования………………………………35
2.2 .Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента…………37
2.3 .Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов……………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...46
Список использованной литературы………………………………………..48
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Нины.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 

Из данной таблицы  видно что:

  1. у Влада Щ. самооценка - устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников;
  2. у Андрея Щ. самооценка – неустойчивая;
  3. у Андрея К. самооценка – устойчивая, адекватная;
  4. у Лёни К. самооценка – неустойчивая;
  5. у Марины Л. самооценка – устойчивая, адекватная;
  6. у Паши К. самооценка – устойчивая, адекватная.

К 3-му классу самооценка у учащихся приобретает всё более устойчивый, адекватный характер (4 человека). Двое испытуемых имеют неустойчивую самооценку, о чём свидетельствуют результаты исследования.

 

Самооценка  учащихся 4 «б» класса

Имя ученика

Самооценка  относительно успеваемости (математика/литература)

Самооценка  относительно оценки других испытуемых (математика/литература)

Вадим Г.

Завышенная /Адекватная

Завышенная/Завышенная

Вита И.

Заниженная/ Адекватная

Адекватная/Адекватная

Владик Ж.

Заниженная/ Адекватная

Заниженная/Заниженная

Алёна А.

Адекватная/ Адекватная

Адекватная/ Заниженная

Маша А.

Адекватная /Завышенная

Завышенная/Завышенная

Настя Л.

Адекватная/ Заниженная

Адекватная/ Заниженная


 

 

Из данной таблицы  видно что:

  1. у Вадима Г. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная;
  2. у Виты И. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к занижению относительно оценки учителя;
  3. у Владика Ж. самооценка – устойчивая, неадекватная, заниженная;
  4. у Алёны А. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к занижению относительно оценки одноклассников;
  5. у Маши А. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная;
  6. у Насти Л. самооценка – неустойчивая.

В 4-м классе, наблюдается  становление устойчивой самооценки с преобладанием неадекватного типа. Выявился один человек с неустойчивой самооценкой.

Далее оценки самооценки учащихся можно охарактеризовать в  следующих таблицах:

Общее число  оценок учащихся за чтение:

Классы

Балл «5»

Балл «4»

Балл «3»

Балл «2»

при оценках

при само-оценках

при оценках

при само-оценках

при оценках

при само-оценках

при оценках

при само-оценках

II

10

3

11

2

8

1

-

-

III

24

5

6

1

-

-

-

-

IV

13

3

14

3

3

-

-

-


 

Общее число  оценок учащихся за пересказ:

Классы

Балл «5»

Балл «4»

Балл «3»

Балл «2»

при оценках

при само-оценках

при оценках

при само-оценках

при оценках

при сам-ооценках

при оценках

при сам-ооценках

II

12

3

11

3

7

-

-

-

III

17

3

12

3

1

-

-

-

IV

14

3

11

1

5

2

-

-


 

Общее число  оценок учащихся за выполнение письменной работы:

Классы

Балл «5»

Балл «4»

Балл «3»

Балл «2»

при оценках

при само-оценках

при оценках

при само-оценках

при оценках

при само-оценках

при оценках

при само-оценках

II

16

3

6

3

8

-

-

-

III

20

5

10

1

-

-

-

-

IV

10

2

14

3

6

1

-

-


 

В ходе эксперимента необходимо проследить зависимость оценок и самооценок учащихся от возрастных различий (объективность, завышение, занижение).

 

Характеристика самооценки (относительно успеваемости учеников, по двум оцениваемым предметам)

Класс

II

III

IV

Объективные

41,7%

96,3%

41,7%

Завышенные

58,3%

3,7%

41,7%

Заниженные

-

-

16,6%


 

Проанализировав таблицу  по зависимости оценок и самооценок учащихся от возрастных различий, можно  подвести итог:

  1. что во 2 классе самый большой процент завышенных самооценок;
  2. в 3 классе это соотношение сдвигается в сторону объективных самооценок и достигает почти 100% результата;
  3. в 4 классе процент завышенных и заниженных самооценок достигает одинакового уровня, но здесь можно и увидеть тот факт, что только в 4 классе начинают появляться заниженные самооценки.

 

2.3. Психолого–педагогические рекомендации учителям начальных классов

В настоящее время  перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.

В учебной деятельности у младшего школьника осуществляется самопознание. Результаты учёбы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего завися его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности ребёнок познаёт себя, у него складываются представления о себе и самооценка (схема):

 

Самооценка

Представления о себе

Младший школьник

Отношение

Умеет анализировать  свои поступки.

Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализировать  свои поступки.

Не стремиться заглянуть  в свой внутренний мир.

Больше ориентированы  на знание о себе, чем на оценку взрослых.

Число осознаваемых качеств  относительно невелико.

Представление о себе неустойчивое. Самооценка неадекватная.

Быстро учится навыкам  самоконтроля.

Необходимо руководство  по формированию навыкам самоконтроля.

В практической деятельности с трудом ориентируется на свои возможности.

Формируется

В оценке деятельности самим  ребёнком

В общении с другими  людьми


 

Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает  у них умение учиться. Здоровая самооценка это:

  1. спокойная уверенность в себе;
  2. спокойная самокритичность.

Самооценка младшего школьника вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, очень чувствительна к учительским  оценкам. Поэтому учитель должен учитывать, что:

  1. конкретная самооценка ученика развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);
  2. конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной.
  3. сформировать адекватное детское самооценивание помогает возможность самим учащимся оценивать свои работы.
  4. помимо, развития самооценки неотъемлемой частью работы педагогов является оценка знаний, умений и навыков учащихся. Наполняя балл содержанием, учитель должен опираться на три основных принципа:

- каждое усилие ученика  должно оцениваться отдельно;

- выработка четких критериев отметки, где каждая из ее составляющих оговаривается с детьми, вырабатываются либо общие критерии оценивания, либо учитель оговаривает и объясняет детям критерии, выработанные им самим для проверки работы;

- детская самооценка  предшествует оценке взрослого.

5. необходимость использования прогностической самооценки:

- когда ребёнок оценивает  себя до выполнения задания,  затем соглашается или не соглашается  сам с собой после его выполнения;

- когда ребёнок оценивает  себя до выполнения задания,  а затем ещё раз – после учительской проверки.

Необходимость и важность проводимой в этом направлении работы должна разъясняться и на родительских собраниях. В тех случаях, когда  ученики не получали отметки по итогам полугодия, родителям необходимо выдавать характеристики учащихся. По ним родители могут получить точное представление о личностном росте ребенка в плане его работоспособности, активности на уроке, мотивации к учебе, прилежания, уровня овладения материалом по предметам (с четкой градацией ЗУН внутри каждого предмета). Также определяется общий уровень интеллектуального развития (начитанность, кругозор, способность к анализу и синтезу полученных ранее представлений), уровень соблюдения дисциплинарных требований школы, взаимоотношений с одноклассниками, способности к общению со взрослыми и т.д. Характеристика позволит родителям оценить успехи ребенка, а при необходимости вместе с педагогом определить пути преодоления возникающих проблем.

Проведя обработку данных полученных в ходе эксперимента, необходимо подвести итог о проделанной работе. Итак, обнаружилось, что у учащихся начальной школы преобладает устойчивая, адекватная самооценка. В ходе работы, были даны психолого-педагогические рекомендации, которые помогут учителям контролировать развитие здоровой личности ребёнка и формировать у него адекватную самооценку.

 

 

Заключение

Нельзя говорить о  прочных чертах характера и твердо сложившихся взглядах на жизнь у  детей младшего школьного возраста. Но все же во многих случаях довольно четко можно проследить, в каком направлении развивается личность, насколько устойчивы ее положительные качества. Точно так же можно проследить появившиеся недостатки в поведении.

При правильном направлении  развития личности учебная деятельность учащихся основывается на широких социальных мотивах и на познавательных интересах. Процесс учения вызывает у ребят положительные чувства. Добросовестное отношение к учению, как правило, сопровождается дисциплинированностью поведения. Успехи в учебной деятельности создают у школьника устойчивое хорошее настроение, рождают бодрость, активность, уверенность в собственных силах.

По итогам курсовой работы можно сказать, что цель, поставленная в работе, достигнута. Была изучена  самооценка младших школьников и выявлены особенности её развития в начальной школе. По результатам исследования, можно сказать, что развитие самооценки младших школьников характеризуется наличием разнонаправленных тенденций.

По итогам экспериментального исследования видно, что во 2 классе наблюдается устойчивая адекватная самооценка, но есть тенденция к завышению и занижению.

К 3-му классу происходит стабилизация возрастного развития, что ведет к нарастанию гармонии становления составляющих самооценки. У учащихся накапливается опыт реальной деятельности, изменяющий характеристики частных самооценок, которые, в свою очередь, ведут к изменению общей самооценки. В результате общая самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.

К 4-му классу, заканчивается  начальный этап формирования самооценки у школьников. Здесь можно увидеть  преобладание устойчивой адекватной самооценки, которая так же не отвергает наличие  устойчивой неадекватной.

Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась частично. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, неустойчивая, устойчивая в сторону  неадекватного завышения или  занижения. Но всё же по результатам  эксперимента можно увидеть преобладание в начальной школе устойчивой, адекватной самооценки.

Информация о работе Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки