Перенесенное в область социальной
психологии понятие «стресс» включает
в себя целый спектр состояний
личности, вызванных множеством событий:
от поражений или побед до творческих
переживаний и сомнений.
Стресс
— нервное перевозбуждение, возникающее
в результате разрешения противоречий
между природной, социальной и духовной
сущностями личности, взрыв внутреннего
противоборства эмоций и мнений, чувства
и разума, реакция на раздражители, которые
превышают некий критический уровень
и нарушают равновесие во внутренней среде
организма3.
Следует уточнить, что все экстремальные
воздействия могут вывести из
равновесия и физиологические, и
психологические функции.
Действия стресса, так же, как
и конфликта, тесно связаны с
потребностями личности, невозможностью
личности реализовать какую-либо значимую
для нее потребность, в результате
чего происходит многократное усиление
действия психологических механизмов
защиты, физиологических возможностей.
Человек в состоянии стресса
способен на невероятные (по сравнению
со спокойным состоянием) поступки:
в момент стресса в кровь выбрасывается
большое количество адреналина, мобилизуются
все резервы организма и возможности
человека резко возрастают, но на некотором
интервале времени. Продолжительность
этого интервала и последствия для организма
у каждого человека свои.
В целом считается, что небольшой
и непродолжительный стресс может
быть даже полезен для выполнения
работы и безвреден для человека,
а продолжительный и значительный
– так называемый «дистресс» – может привести к самым
разным нежелательным последствиям. По
данным директора Института нормальной
физиологии К.Судакова, если стресс продолжается
месяцы, год и стал пусковым моментом какого-то
заболевания, вернуть физиологические
функции организма в норму практически
невозможно.
В целом стресс — явление достаточно
обычное и часто встречаемое.
3 Ворожейкин
И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология:
Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с.82.
Незначительные стрессы неизбежны и
безвредны, но чрезмерный стресс создает
проблемы как для личности, так и для организаций
при выполнении поставленных задач. Психологи
считают, что человек больше и чаще страдает
от нанесенных ему оскорблений, чувства
собственной незащищенности, неопределенности
завтрашнего дня.
Разновидностей стрессов существует
достаточно большое количество, в
обобщенном виде они представлены на
рис. 2.
Рис.2. Виды
стрессов
Хронический стресс предполагает
наличие постоянной (или существующей
длительное время) значительной нагрузки
на человека, в результате которой его
психологическое или физиологическое
состояние находится в повышенно напряженном
состоянии (длительный поиск работы, постоянная
спешка, выяснения отношений).
Острый стресс — состояние личности
после события или явления, в результате
которого у нее теряется «психологическое»
равновесие (конфликт с начальником, ссора
с близкими людьми).
Физиологический стресс возникает
при физической перегрузке организма
(слишком высокая или низкая температура
в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная
освещенность, повышенный уровень шума).
Психологический стресс является
следствием нарушения психологической
устойчивости личности по целому ряду
причин: задетое самолюбие, оскорбление,
работа, несоответствующая квалификации.
Кроме того, стресс может быть результатом
психологической перегрузки личности:
выполнение слишком большого объема работ,
ответственность за качество сложной
и продолжительной работы. Вариантом психологического
стресса является эмоциональный стресс,
который появляется в ситуациях угрозы,
опасности, обиды.
Информационный стресс возникает
в ситуациях информационных перегрузок
или информационного вакуума.
Факторов, вызывающих стрессы, существует
значительное количество. Рассмотрим
основные из них, влияющие на возникновение
стресса личности в организации. Выделим: организационные, внеорганизационные, личностные
факторы4:
Организационные факторы определяются
позицией индивида в организации, в частности:
отсутствием работы
в соответствии с его квалификацией;
плохими взаимоотношениями
с окружающими;
отсутствием перспектив
роста;
наличием конкуренции
на рабочих местах и др.
Внеорганизационные факторы вызывают
возникновение стрессов в результате
действия следующих обстоятельств:
отсутствия работы
или длительного ее поиска;
конкуренции
на рынке труда;
кризисного состояния
экономики страны и региона
в частности;
семейных трудностей
и др.
Личностные факторы, вызывающие
стрессовые состояния, формируются под
воздействием:
нереализованных потребностей
личности;
эмоциональной неустойчивости;
заниженной или
завышенной самооценки и др.
4Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.
- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»,
2009.- с.95-98.
1.3.
Методы изучения конфликтных столкновений
в организации
Конфликтология как сравнительно молодая
наука объективно вынуждена использовать
для изучения конфликта методы, разработанные
в других отраслях знаний, изучающих конфликтное
взаимодействие. Впрочем, это позволяет
хорошо учитывать их достоинства и недостатки.
Рассмотрим методы работы с полученными данными
и методы
сбора данных5(рис.3).
Рис. 3. Методы
исследования в конфликтологии
Первая группа – методы с полученными данными – может
быть представлена в следующем виде:
Качественные методы являются примером методов,
используемых различными науками. Они
включают анализ, синтез, дедукцию и др.
Учитывая многомерность такого объекта
исследования, которым является социальный
конфликт, они позволяют выходить на новый
уровень знаний о нем.
5 Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология
в схемах и комментариях: Учебное пособие.
2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — с.70-71.
Анализ деятельности — метод исследования
конфликта, использующий анализ влияния
конфликтной ситуации на процесс и результаты
деятельности оппонентов;
Анализ поведения использует в качестве единицы анализа
поведенческие акты оппонентов в конфликтной
ситуации;
Математическое моделирование — исследование конфликтов
с помощью их реальных или идеальных математических
моделей. Под моделью понимается система
объектов или знаков, воспроизводящая
некоторые существенные свойства системы-оригинала;
Системно-ситуационный анализ.
Вторая группа предоставляет нам возможность сбора
данных. В ее составе следующие методы:
Анализ документов используется социологией
и психологией для разностороннего анализа
конфликтов на основе имеющихся документов;
Наблюдение — метод исследования
конфликта путем целенаправленного, организованного,
непосредственного восприятия и фиксирования
конфликтных событий. Применяется для
изучения конфликтов различного уровня
– от внутриличностного до межгосударственного;
Эксперимент — метод научного познания,
отличающийся активным вмешательством
в ситуацию со стороны исследователя –
конфликтолога, осуществляющего планомерный
и активный контроль за одной или несколькими
переменными и регистрацию происходящих
изменений в изучаемом явлении;
Опрос предлагает испытуемым согласиться
или не согласиться с содержанием определенного
набора предложений, подготовленных в
виде стандартизированной анкеты. Используются
анкетирование, беседы, массовые и экспертные
опросы;
Социометрия, ставшая достаточно
самостоятельным методом, применяется
для оценки коммуникации и межличностных
эмоциональных связей, в том числе степени
их напряженности. Модульный социотест оценки межличностных взаимоотношений и конфликтов разработан на основе идей социометрии,
однако более эффективен при изучении
конфликтных явлений и позволяет оценить
взаимоотношения персонала комплексно;
Тесты, в основном предоставляемые
психологией, направлены на определение
межличностной конфликтности, фиксацию
степени выраженности качеств, свойств
и состояний, свидетельствующих о повышенной
конфликтности личности.
Глава
2. Анализ причин возникновения конфликтных
ситуаций
2.1.
Характеристика объекта с описанием конфликтной
ситуации в коллективе
Специалист Иванов И.И., много лет
проработав в одном отделе, решил
перейти в другой, где он видит
возможность профессионального
роста. Должность и зарплата, о
которых он договорился с руководителем
того отдела, предполагались прежними.
Однако его нынешний начальник
Петров П.П. категорически отказался
завизировать заявление, прекрасно
зная, что по установившемуся в
организации порядку без его
согласия специалист не сможет уйти из
отдела.
Главным аргументом начальника был
тот, что специалист при переходе
«ничего не выигрывает». На слова
подчиненного о возможности профессионального
роста он никак не отреагировал.
Работник понимает, что такой "за6отой"
о нем руководитель лишь прикрывает
желание не потерять нужного специалиста.
Пришлось обращаться к вышестоящему
руководству. Но и для того причина
перехода показалась несерьезной, в
ходатайстве было отказано,
Новое обращение к непосредственному
руководителю привело к разговору
на повышенных тонах, взаимным оскорблениям...
Через некоторое время специалист
уволился.
Составим карту описанного конфликта
с учётом предмета конфликта, а также
потребностей и опасений каждого из участников
конфликта (рис.5).
2.2.
Разработка карты конфликта и его диагностики
Участник №1. Специалист
Иванов И.И.
Потребности:
Самореализация;
Профессиональный рост;
Новизна работы.
Опасения:
«Застаивание» на одном рабочем
месте;
Потеря интереса к работе;
|
|
Переход Иванова
И.И. в другой отдел |
|
Участник №2. Непосредственный начальник
Петров П.П.
Потребности:
Сохранение ценного работника;
Сохранение своей власти
и авторитета;
Нормальная работа в отделе.
Опасения:
Уход нужного работника
из его отдела;
Снижение эффективности
работы отдела;
|
Рис. 4. Карта
конфликта
Для дальнейшего разбора конфликта
необходимо провести сравнение личностных
характеристик участников конфликта
(таб.1).
Таблица
1
Личностная
характеристика субъектов конфликта
Параметр сравнения |
Участники конфликта |
Иванов И.И. |
Петров
П.П. |
Должность |
Специалист |
Непосредственный
начальник |
Социальный статус в коллективе |
Сотрудник
с большим опытом работы, высоко оцениваемый
по профессиональным качествам своим
начальством |
Авторитарный
начальник, берегущий своих лучших сотрудников,
но не пекущийся об их профессиональном
продвижении |
Конфликтная ситуация |
Безразличие
руководства к профессиональному росту
работников, к заинтересованности их своей
работой, к возможности самореализации. |
Мотивация |
Возможность
самореализовать себя на новом интересном
месте работы |
Нежелание
терять опытного сотрудника |
Интересы |
Новое
место работы |
Любыми
способами сохранить ценного сотрудника |
Цели |
Устроится
на новое место работы |
Оставить
у себя нужного сотрудника |
Соответствие интересов
и целей |
Соответствуют |
Соответствуют |
Инцидент |
Появление вакантной должности
в другом отделе |
Конфликто-
гены |
Ситуативная
агрессивность |
Категоричность,
проявление эгоизма, ситуативная агрессивность |
Образ конфликтной ситуации |
«Начальник
с моим мнением по этому вопросу абсолютно
не считается» |
«От перехода
в другой отдела он ничего не выигрывает» |
Ранг оппонента |
1 |
1 |
Предмет конфликта |
Переход специалиста Иванова
И.И. в другой отдел |
Установка конфликтую-
щих
сторон |
«Или
уйду в другой отдел, или совсем уйду!» |
«Пусть
делает, что хочет, но я его не отпущу!» |
Составим типологию конфликта
для полного его описания на основании
различных классификаций и видов
конфликтов (таб.2)6.
6 Агапова Е.Г., Михеева М.А. Конфликтология:
Учеб. пособие / Самара: Изд-во Самарск.гос.экон
ун-та., 2012. – с.53.
Таблица
2