Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:54, контрольная работа
Цель данной работы – определение системы мер для профилактики конфликтов.
Задачи:
•Освещение теоретических материалов по причинам возникновения, функциям, последствиям и методам изучения конфликтов и стрессов в социальных группах – Глава 1;
•Описание и анализ конкретного конфликта в организации с разработкой мер по предупреждению его возникновения – Глава 2;
•Разработка системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах – Глава 3.
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы предупреждения деструктивных конфликтов и стрессов в социальных группах………………………………...4
1.1. Функции конфликтов, причины и последствия деструктивных конфликтов в социальной группе……………………………………………….4
1.2. Стресс и дистресс как возможные последствия конфликта…………….9
1.3. Методы изучения конфликтных столкновений в организации………13
Глава 2. Анализ причин возникновения конфликтных ситуаций………16
2.1. Характеристика объекта с описанием конфликтной ситуации в коллективе…………………………………………………………………….…16
2.2. Разработка карты конфликта и его диагностики………………..……17
2.3. Анализ нежелательных конфликтов в конкретной социальной группе…………………………………………………………………………...27
Глава 3. Разработка системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах……………………………....28
Заключение……………………………………………………………….…..31
Список использованных источников……………………………………....32
Типология конфликта
№ п/п |
Параметр классификации |
Характеристика конфликта |
1 |
Количество участников |
1.2 Межличностный |
2 |
Направленность воздействия |
2.2. Вертикальный |
3 |
Сфера проявления |
3.1 Деловая 3.2 Эмоциональная |
4 |
Степень выраженности |
4.1 Скрытая 4.2
Подъём 4.4 Спад |
5 |
Степень длительности и напряженности |
5.2 Острый, длительный |
6 |
Затронутые потребности |
6.2 Социальные |
7 |
Причины (общие) |
7.3 Социально-психологические; 7.4 Индивидуально-психологические |
8 |
Причины (частные) |
8.1 Распределение ресурсов 8.2 Различия в целях |
9 |
Величина потерь |
9.2 Асимметричная |
10 |
Соотношение позитивных и негативных последствий |
10.2 Деструктивный |
11 |
Механизм развития |
11.2. Конфликт типа «Б» |
12 |
Тип конфликтной ситуации |
12.3 Субъективно целенаправленная |
13 |
Предмет конфликта |
13.1 Реалистичный |
14 |
Наличие инноваций |
14.2 Нет |
15 |
Возможность нормативного регулирования |
15.1 Есть |
Для обоснования варианта предупреждения, урегулирования и разрешения конфликта необходимо определить цену конфликта и цену выхода из конфликта.
Цена конфликта (Цк) для каждой из конфликтующих сторон складывается из трех величин:
1) затраты (Э) энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;
2) ущерб
(Д), наносимый недружелюбными
3) потери (С), связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела из-за плохого взаимодействия сторон, несогласованности их усилий, беспорядок, застой, утрата общественного престижа и т.д.).
Цк = Э + Д + С
Цена выхода из конфликта (Цвк) — это разность между утратами (У), с которыми сопряжен этот выход из конфликта и приобретениями (П), которые дает выход.
Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения конфликта очевидна. Однако приобретения нередко представляются неясными и гипотетическими, тогда как утраты отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. В этом случае целесообразно сопоставить Цк и Цвк. Если Цк < Цвк, т.е. выход из конфликта дается слишком дорогой ценой, то попытка продолжать конфликтную борьбу еще имеет смысл. Если же Цк > Цвк, то, наоборот, «дешевле» прекратить конфликт, чем расходовать средства на его продолжение.
Цене конфликта в ряде случаев можно дать оценку в баллах.
Таким образом,
сравнение цены конфликта и цены
выхода из конфликта позволяет
Определим
цену конфликта и цену выхода из
конфликта для субъектов
Таблица 3
Расчет цены конфликта
Наименование показателя |
Показатели цены конфликта |
Оценка для Иванова И.И. в баллах |
Оценка для Петрова П.П. в баллах |
Затраты психологической энергии, времени и сил на конфликтную деятельность «Э» |
Затраты времени, энергии и сил на поиск новой работы |
2 |
2 |
Материальные потери при отсутствии новой работы |
2 |
2 | |
Ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны «Д»; |
Большие эмоциональные затраты, которые привели к стрессу |
2 |
2 |
Затраты времени на конфликт |
1 |
1 | |
Потери, связанные с ухудшением общей ситуации «С» |
Потери производительности труда, вызванные стрессовым состоянием, в период, предшествующий увольнению |
2 |
1 |
Длительное восстановление деловых отношений, работоспособности |
2 |
1 | |
Итого Цк: |
11 |
9 | |
Наименование показателя |
Показатели цены выхода из конфликта |
Оценка для Иванова И.И. в баллах |
Оценка для Петрова П.П. в баллах |
Утраты |
Возможные материальные потери в будущем, если не найдет другую работу |
7 |
8 |
Затраты времени, энергии и сил на поиск новой работы |
2 |
2 | |
Приобретения |
Возможность найти другую работу с более высокой заработной платой и лучшими условиями труда |
3 |
3 |
Итого Цвк: |
6 |
7 |
Проанализируем результаты расчёта:
для Иванова И.И. Цк (11) > Цвк (6);
для Петрова П.П. Цк (9) > Цвк (7).
Это значит, что для каждого субъекта конфликта продолжать конфликт выходит «дороже», чем его завершить.
Это позволяет сделать вывод: конфликт продолжать не следует.
Конкуренция «Пан или пропал». Иванов И.И. и Петров П.П. продолжают борьбу за свои интересы при помощи: власти, принуждения, давления, привлечения на свою сторону коллег и образования коалиций. Этот тип поведения не желателен, так как существует угроза увольнения конфликтующих (что на самом деле и произошло). |
Сотрудничество «Активный поиск решения» Все участники конфликта в ходе открытого обсуждения вырабатывают решение, которое устроило бы всех. Наиболее приемлемый тип поведения. |
| |
Уклонение «Все остается, как есть». Каждый продолжает выполнять свою работу. Такое поведение маловероятно, так как исход конфликта важен для каждой стороны. Организация так же нуждается в его быстром и конструктивном разрешении конфликта. |
Приспособление «Сглаживание острых углов» Иванов И.И отказывается от своих притязаний на новую должность. Данное поведение маловероятно, поскольку предмет конфликта является очень существенным для Иванова И.И. |
Рис. 5. Стили поведения и результаты разрешения конфликта
2.3. Анализ нежелательных конфликтов в конкретной социальной группе
Глава 3. Разработка системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах
7Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — с.203