Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:52, реферат
Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора реформистской церкви Иоганна Юнга и Эмилии Юнг, урожденной Прайсверк. Отец увлекался классическими науками и изучением Востока, а дед и прадед Юнга по отцовской линии были врачами. До девяти лет Карл Юнг был единственным ребенком, одиноким и нелюдимым. Впоследствии, уже будучи взрослым, он придавал большое значение сновидениям и событиям своего детства.
Карл Густав Юнг………………………….…………………..……. 3
Определение термина "архетип"……………….……………..……5
Архетипы и мифология………………………………………..……8
Архетипы и юнговская типология………………………….……..15
Онтология архетипов………………………………………………20
Список литературы……………………………………………..…. 23
Поскольку Юнг, по
всей видимости, придерживался
релятивистской позиции, то он
не дал четкого ответа: или
архетипы потенциально
Сам Юнг различал варваров и первобытных людей: «Сознательная способность к односторонности есть признак высшей культуры. Но непроизвольная односторонность, т.е. неспособность быть иным, чем односторонним, - есть признак варварства. Варвару даже всегда грозит опасность пасть жертвой какой-нибудь односторонности и тем самым упустить из вида свою личность в целом. С такого конфликта начинается, например и эпос Гилъгамеш. Варварская односторонность всегда предполагает известную степень искалеченности инстинкта, чего нет у первобытного человека; поэтому первобытный человек в общем еще свободен от варварской односторонности». II еще: «Но так как мы все еще такие варвары, то доверие к законам человеческой природы и человеческого пути представляется нам опасным и неэтическим натурализмом... чтобы получить доступ к свободе, необходимо сначала преодолеть варварство. В принципе это достигается тем, что основание и мотивирующая сила нравственности ощущаются и воспринимаются индивидом как составные части его собственной природы, а не как внешние ограничения». Любая функция, подавленная в бессознательное, остается неразвитой, сплавленной вместе с элементами, ей, по сути, не принадлежащими, в архаическом состоянии. У первобытного человека все функции еще не дифференцированы, слиты в одно целое, оттого он и жил в состоянии гармонии с природой. Всякий архетип может жить лишь благодаря относительному обесценению объекта, тем самым преодолевается тождество объекта и субъекта, характерное для первобытною человека. Это тождество может быть опасным, делая субъект подверженным действиям аффектов: «Однажды бушмен, раздраженный тем, что ничего не поймал на рыбалке, возвратился домой. Его малыш, по обыкновению, радостно бежит ему навстречу. Но отец хватает его и свертывает ему шею. Естественно, что потом он оплакивает мертвого ребенка с тою же безудержностью, с какою он раньше убил его». Интересно так же, как Юнг трактует «душу» в связи с палеопсихологией: душа есть психологическое содержание, имеющее самостоятельность в пределах сознания, но и частично бессознательное, что имеет место для каждого автономного комплекса. Юнг отмечает, что у первобытного человека имеется несколько душ, т.е. несколько автономных комплексов, так что они импонируют, как обособленные существа (как у некоторых душевнобольных). Затем он делает ироническое замечание о психоанализе: «И если мы уже устанавливаем учение о единстве эго, согласно которому не может быть самостоятельных комплексов, а их проявление - архетипы, то ведь природа не обращает никакого внимания на подобные умственные теории».
Юнг был знаком с работами Леви-Брюдя, который ввел термин "мистическое соучастие" (Participation mystique) для обозначения психологического состояния древних как тождеству объекта и субъекта. Конкретизм первобытного мышления и чувства удерживает эти две рациональные функции в сфере ощущения, т.е. в сфере иррациональных функций. Самое большое, куда подымается первобытное мышление - это смутные аналогии, самое большое, куда подымается первобытное чувство- это фетишизм. Бессознательное индивида с крайне односторонне развитой функцией обладает всеми признаками participation mystique. Гипертрофированно развитое интровертное мышление приводит, например, к тому, что любой незнакомый внешний объект кажется враждебным, а это как раз характерно для дикарей.
В чем польза архетипов? Дело
в том, что в сложной ситуации,
которую индивид сразу не в
состоянии оценить, всплывают изначальные
образы, наиболее подходящие для аналогичных
ситуаций. Соответствующее состояние
бессознательного ведет, во-первых, к
проявлению архетипа, во-вторых, к соответствующему
поведению. Таково эвристическое значение
архетипов. В простых ситуациях
их значение для психики аналогично
значению инстинктов для физиологии.
Установлено, что при нарушениях
работы мозжечка человек вынужден сознательно
контролировать каждый элемент сравнительно
простых движений, которые раньше
осуществлял автоматически, не задумываясь.
Подобным образом приходилось бы
действовать человеку при оценке
жизненной ситуации, если бы его
лишили архетипов. Заметим также, что,
по Юнгу, нельзя в принципе познать
форму архетипов в
Список литературы:
1. Философский словарь, под редакцией И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1991г.
2. Юнг К.Г. «Психологические типы». - М.: «Университетская книга», АСТ, 1996г.
3. Архетип и символ: Сборник работ Юнга. - М., 1991г.
4. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. "Общие основы психологии". - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.
5. Алексеев В.П. «Становление человечества». - М.: Политиздат, 1984г.