Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:35, реферат
Цель: выявление акцентуации характера.
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.
Обработка результатов
Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.
Индекс искренности ("И") представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ "Да" по вопросам №6, 24, 36; Ответ "Нет" на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.
Показатель экстраверсии ("Э") равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ "Да" по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
Ответ "Нет" на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель невротизма – это величина совпадений ответов "Да" с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.
Темперамент и его основные
свойства можно представить в
виде точки проекции величины экстраверсии
и эмоциональной устойчивости, полученной
путем пересечения
Анализ результатов
Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса "И" не превышает 4 балла.
По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип.
Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.
Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии "Э" 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.
0_________6__________12_______
интроверсия
Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы.
Индекс экстраверсии "Э" |
Уровень |
0-6 |
высокая интроверсия |
Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии.
В общем смысле экстраверсия – это направленности личности на окружающих людей и события, интроверсия направленность личности на ее внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.
Так, экстраверт, по сравнению
с интровертом, быстрее вырабатывает
условные рефлексы, обладает большей
терпимостью к боли, но меньшей
терпимостью к сенсорной
Интроверта можно узнать
по ряду особенностей поведения. Он часто
погружен в себя, испытывает трудности,
устанавливая контакты с людьми и
адаптируясь к реальности. В большинстве
случаев интроверт спокоен, уравновешен,
миролюбив, его действия продуманны
и рациональны. Круг друзей у него
невелик. Интроверт любит планировать
будущее, задумываясь над тем, что
и как будет делать, не склонен
поддаваться моментным
На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.
Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.
Вслед за характеристикой вышеприведенных пар свойств темперамента можно приступить к характеристике типов темперамента. Типы темперамента представлены на схеме (рис. 3).
На рис. №3 тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика – экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика – интроверсия и невротизм.
Если точка пересечения перпендикуляров попала в площадь малого круга радиусом в 6 единиц, то тип темперамента у испытуемого слабо выражен, а если она находится в пределах разности площадей большого и малого кругов – то тип темперамента ярко выражен.
Темперамент во многом определяет
особенности характера
Понимая значение темперамента в регуляции динамики психической деятельности и в сохранении жизненных констант организма, можно продумать рекомендации для развития ряда свойств темперамента испытуемого посредством коррекции некоторых черт характера.
Например, в сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.
Холерикам с их выраженными лидерскими качествами желательно следить за позитивностью отношений с окружающими, не "выяснять отношений" в моменты конфликтов, а обсуждать возникшие проблемы позже в спокойной ситуации, контролировать стремление подчинять себе других людей, направить усилия на собственное эстетическое воспитание.
Трудолюбивым флегматикам
стоит порекомендовать
Меланхоликам с их вдумчивостью и повышенной сензитивностью не стоит спешить включаться в виды деятельности и общения, где жесткая субординация. Им тоже нужно контролировать и рефлексировать свое отношение к другим (особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет), настраиваться на успех в работе, а для этого рассчитывать сроки выполнения ее отдельных звеньев или частей. Для развития контактности и общительности желательно брать общественные нагрузки, позволяющие вступать в разные взаимоотношения с другими людьми, стараться участвовать в разных мероприятиях, выступать с докладами на конференциях.
«ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ А.М. ПРИХОЖАН»
Цель: выявление уровня тревожности (школьной, самооценочной, межличностной)
Разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.
Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, страх.
Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее, и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
Текст методики | ||
1. |
Отвечать у доски |
1 2 3 4 |
2. |
Пойти в дом к незнакомым людям |
1 2 3 4 |
3. |
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах |
1 2 3 4 |
4. |
Разговаривать с директором школы |
1 2 3 4 |
5. |
Думать о своем будущем |
1 2 3 4 |
6. |
Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить |
1 2 3 4 |
7. |
Тебя критикуют, в чем-то упрекают |
1 2 3 4 |
8. |
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) |
1 2 3 4 |
9. |
Пишешь контрольную работу |
1 2 3 4 |
10. |
После контрольной учитель называет отметки |
1 2 3 4 |
11. |
На тебя не обращают внимания |
1 2 3 4 |
12. |
У тебя что-то не получается |
1 2 3 4 |
13. |
Ждешь родителей с родительского собрания |
1 2 3 4 |
14. |
Тебе грозит неудача, провал |
1 2 3 4 |
15. |
Слышишь за своей спиной смех |
1 2 3 4 |
16. |
Сдаешь экзамены в школе |
1 2 3 4 |
17. |
На тебя сердятся (непонятно почему) |
1 2 3 4 |
18. |
Выступать перед большой аудиторией |
1 2 3 4 |
19. |
Предстоит важное, решающее дело |
1 2 3 4 |
20. |
Не понимаешь объяснений учителя |
1 2 3 4 |
21. |
С тобой не согласны, противоречат тебе |
1 2 3 4 |
22. |
Сравниваешь себя с другими |
1 2 3 4 |
23. |
Проверяются твои способности |
1 2 3 4 |
24. |
На тебя смотрят, как на маленького |
1 2 3 4 |
25. |
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос |
1 2 3 4 |
26. |
Замолчали, когда ты подошел (подошла) |
1 2 3 4 |
27. |
Оценивается твоя работа |
1 2 3 4 |
28. |
Думаешь о своих делах |
1 2 3 4 |
29. |
Тебе надо принять для себя решение |
1 2 3 4 |
30. |
Не можешь справиться с домашним заданием |
1 2 3 4 |
Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Вид тревожности |
Номер пункта шкалы | |||||||||
Школьная |
1 |
4 |
7 |
10 |
13 |
16 |
19 |
22 |
25 |
28 |
Самооценочная |
2 |
5 |
8 |
11 |
14 |
17 |
20 |
23 |
26 |
29 |
Межличностная |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
Подсчитывается общая
сумма баллов отдельно по каждому
разделу шкалы и по шкале в
целом. Полученные результаты интерпретируются
в качестве показателей уровней
соответствующих видов
Таблицы стандартных данных, позволяющих охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.
Таблица 1
Уровень тревожности |
Класс |
Школьная тревожность |
Общая тревожность | ||
Д |
М |
Д |
М | ||
1 - нормальный |
9 кл |
7 - 19 |
4 -17 |
30-62 |
17-54 |
8 , 10 кл |
2 – 14 |
1 – 13 |
17-54 |
10-48 | |
11 кл |
5 – 17 |
5 – 14 |
35-62 |
23-47 | |
2 – несколько повышен |
9 кл |
19-25 |
18-23 |
63-78 |
55-73 |
8 ,10 кл |
15-20 |
14-19 |
55-72 |
49-67 | |
11 кл |
18-23 |
15-19 |
63-76 |
48-60 | |
3 - высокий |
9 кл |
26-31 |
24-30 |
79-94 |
74-91 |
10 кл |
21-26 |
20-25 |
73-90 |
68-86 | |
11кл |
24-30 |
20-24 |
77-90 |
61-72 | |
4 – очень высокий |
9 кл |
более 31 |
более 30 |
более 94 |
более 91 |
10 кл |
более 26 |
более 25 |
более 90 |
более 86 | |
11 кл |
более 30 |
более 24 |
более 90 |
более 72 | |
5 «чрезмерное» спокойствие |
9 кл |
меньше 7 |
меньше 4 |
меньше 30 |
меньше 17 |
10 кл |
меньше 2 |
------- |
меньше 17 |
меньше 10 | |
11 кл |
меньше 5 |
меньше 5 |
меньше 35 |
меньше 23 |