Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Цель: выявление акцентуации характера.
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 110.40 Кб (Скачать файл)

Обработка результатов

Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей  экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.

Индекс искренности ("И") представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ "Да" по вопросам №6, 24, 36; Ответ "Нет" на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.

Показатель экстраверсии ("Э") равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ "Да" по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

Ответ "Нет" на вопросы  №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Показатель невротизма – это величина совпадений ответов "Да" с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.

Темперамент и его основные свойства можно представить в  виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим  значениям осей (рис. 3).

Анализ результатов

Результаты имеет смысл  анализировать, если ответы испытуемого  были достаточно искренними и величина индекса "И" не превышает 4 балла.

По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип.

Свойства экстраверсии и  интроверсии противоположны, равно  как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.

Их можно представить  на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии "Э" 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.

0_________6__________12__________18__________24

интроверсия                                           экстраверсия

Уровень экстраверсии устанавливают  с помощью таблицы.

Индекс экстраверсии "Э"

Уровень  
экстраверсии-интроверсии

0-6  
7-12  
13-18  
19-24

высокая интроверсия  
средняя интроверсия  
средняя экстраверсия  
высокая экстраверсия


 

Аналогичное соотношение  имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии.

В общем смысле экстраверсия – это направленности личности на окружающих людей и события, интроверсия  направленность личности на ее внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.

Так, экстраверт, по сравнению  с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей  терпимостью к боли, но меньшей  терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к  среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

Интроверта можно узнать по ряду особенностей поведения. Он часто  погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и  адаптируясь к реальности. В большинстве  случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать  будущее, задумываясь над тем, что  и как будет делать, не склонен  поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко  ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.

Вслед за характеристикой  вышеприведенных пар свойств  темперамента можно приступить к  характеристике типов темперамента. Типы темперамента представлены на схеме (рис. 3).

На рис. №3 тип темперамента определяется в точках пересечения  показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика – экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика – интроверсия и невротизм.

Если точка пересечения  перпендикуляров попала в площадь  малого круга радиусом в 6 единиц, то тип темперамента у испытуемого  слабо выражен, а если она находится  в пределах разности площадей большого и малого кругов – то тип темперамента ярко выражен.

Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Сангвиники обычно бывают общительными, открытыми, разговорчивыми, живыми, инициативными, но часто беззаботными и не всегда склонны доводить начатое дело до конца. У холериков часты смены  настроения, они активны, но в то же время импульсивны, бывают обидчивыми и агрессивными и в большинстве  своем оптимистичны. В темпераменте флегматика особенно заметны размеренность, спокойствие, надежность. Они миролюбивы, но отличаются пассивностью. Меланхолики – это очень чувствительные люди, обычно наблюдательны, но потому тревожны, малообщительны, быстро раздражаются и много переживают, пессимистичны.

 

Понимая значение темперамента в регуляции динамики психической  деятельности и в сохранении жизненных  констант организма, можно продумать  рекомендации для развития ряда свойств  темперамента испытуемого посредством  коррекции некоторых черт характера.

Например, в сангвиниках  важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать  дисциплинированность и учиться  деловым контактам и четкости.

Холерикам с их выраженными  лидерскими качествами желательно следить  за позитивностью отношений с  окружающими, не "выяснять отношений" в моменты конфликтов, а обсуждать  возникшие проблемы позже в спокойной  ситуации, контролировать стремление подчинять себе других людей, направить  усилия на собственное эстетическое воспитание.

Трудолюбивым флегматикам  стоит порекомендовать тренировать  свой социальный интеллект (понимание  людей, наблюдательность за переживаниями  других, налаживание контактов и  т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно  повысить.

Меланхоликам с их вдумчивостью и повышенной сензитивностью не стоит спешить включаться в виды деятельности и общения, где жесткая субординация. Им тоже нужно контролировать и рефлексировать свое отношение к другим (особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет), настраиваться на успех в работе, а для этого рассчитывать сроки выполнения ее отдельных звеньев или частей. Для развития контактности и общительности желательно брать общественные нагрузки, позволяющие вступать в разные взаимоотношения с другими людьми, стараться участвовать в разных мероприятиях, выступать с докладами на конференциях.

 

 

«ШКАЛА  ТРЕВОЖНОСТИ А.М. ПРИХОЖАН»

Цель: выявление  уровня тревожности (школьной, самооценочной, межличностной)

Разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при  необходимости проводить ее в  группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует  и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна  и вызывает такое беспокойство, что  вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень  неприятна и вызывает сильное  беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести  ее, и она вызывает у вас очень  сильное беспокойство, очень сильный  страх, обведите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики

1.

Отвечать у доски

1   2   3   4

2.

Пойти в дом к незнакомым людям

1   2   3   4

3.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

1   2   3   4

4.

Разговаривать с директором школы

1   2   3   4

5.

Думать о своем будущем

1   2   3   4

6.

Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

1   2   3   4

7.

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

1   2   3   4

8.

На тебя смотрят, когда  ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения  задачи)

1   2   3   4

9.

Пишешь контрольную работу

1   2   3   4

10.

После контрольной учитель  называет отметки

1   2   3   4

11.

На тебя не обращают внимания

1   2   3   4

12.

У тебя что-то не получается

1   2   3   4

13.

Ждешь родителей с родительского  собрания

1   2   3   4

14.

Тебе грозит неудача, провал

1   2   3   4

15.

Слышишь за своей спиной смех

1   2   3   4

16.

Сдаешь экзамены в школе

1   2   3   4

17.

На тебя сердятся (непонятно  почему)

1   2   3   4

18.

Выступать перед большой  аудиторией

1   2   3   4

19.

Предстоит важное, решающее дело

1   2   3   4

20.

Не понимаешь объяснений учителя

1   2   3   4

21.

С тобой не согласны, противоречат тебе

1   2   3   4

22.

Сравниваешь себя с другими

1   2   3   4

23.

Проверяются твои способности

1   2   3   4

24.

На тебя смотрят, как на маленького

1   2   3   4

25.

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

1   2   3   4

26.

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

1   2   3   4

27.

Оценивается твоя работа

1   2   3   4

28.

Думаешь о своих делах

1   2   3   4

29.

Тебе надо принять для  себя решение

1   2   3   4

30.

Не можешь справиться с  домашним заданием

1   2   3   4


 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со  школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие  представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

7

10

13

16

19

22

25

28

Самооценочная

2

5

8

11

14

17

20

23

26

29

Межличностная

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30


 

Подсчитывается общая  сумма баллов отдельно по каждому  разделу шкалы и по шкале в  целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней  соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

Таблицы стандартных данных, позволяющих охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных  половозрастных группах.

 Таблица 1

 

Уровень

тревожности

Класс

Школьная

тревожность

Общая тревожность

Д

М

Д

М

1 - нормальный

9 кл

7  - 19

4 -17

30-62

17-54

8 , 10 кл

2 – 14

1 – 13

17-54

10-48

11 кл

5 – 17

5 – 14

35-62

23-47

2 – несколько

повышен

9 кл

19-25

18-23

63-78

55-73

8 ,10 кл

15-20

14-19

55-72

49-67

11 кл

18-23

15-19

63-76

48-60

3 - высокий

9 кл

26-31

24-30

79-94

74-91

10 кл

21-26

20-25

73-90

68-86

11кл

24-30

20-24

77-90

61-72

4 – очень высокий

9 кл

более 31

более 30

более 94

более 91

10 кл

более 26

более 25

более 90

более 86

11 кл

более 30

более 24

более 90

более 72

5 «чрезмерное» спокойствие

9 кл

меньше 7

меньше 4

меньше 30

меньше 17

10 кл

меньше 2

       -------

меньше 17

меньше 10

11 кл

меньше 5

меньше 5

меньше 35

меньше 23

Информация о работе Опросник Шмишека. Акцентуации характера