Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Цель: выявление акцентуации характера.
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 110.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2

Уровень

тревожности

Класс

Межличностная

тревожность

Самооценочная тревожность

Д

М

Д

М

1 - нормальный

9 кл

7 – 20

5 -17

       11-21

4 -18

10 кл

4 -19

3 -17

6 -19

1 -17

11 кл

5 -20

5 – 14

12-23

8 -17

2 – несколько

повышен

9 кл

21-27

18-24

22-26

19-25

10 кл

20-26

18-25

20-26

18-26

11 кл

21-28

15-19

24-29

18-22

3 - высокий

9 кл

28-33

25-30

27-31

26-32

10 кл

27-33

26-32

27-32

27-34

11кл

29-36

20-23

30-34

23-27

4 – очень высокий

9 кл

более 33

более 30

более 31

более 32

10 кл

более 33

более 32

более 33

более 34

11 кл

более 36

более 23

более 34

более 27

5- «чрезмерное» спокойствие

9 кл

меньше 7

меньше 5

меньше 11

меньше 4

10 кл

меньше 4

    меньше3

меньше 6

-------

11 кл

меньше 5

меньше 5

меньше 12

меньше 8


 

методика мюнстерберга

цель:определение избирательности внимания.

 Рекомендуется для  использования при профотборе  на специальности, требующие хорошей  избирательности и концентрации  внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Пример:   рюклбюсрадостьуфркнп''

Время работы - 2 мин.

Методика применяется  как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные  и неправильно выделенные слова).

Стимульный материал

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновосгьъхэьршфакгьуэкзаметрочягщ

шщкпрокугурорсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

йиуксндшизхьвафыпролдблюбовьабгфырплослдспектакльячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк

ждорлафывюсбьконкурсйфнянчыувскапрлличностьзжэьеюдщглоджин

эрпплаваниеедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедиящлдкуйфотчаяниейфрлнь

ячвтлджэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб

щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнзхтм

Фамилия испытуемого  _________________________________________

 

МЕТОДИКА «Смысловая память»

Цель: определение характеристик  развития смысловой памяти

СЕРИЯ А

Материал. Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Ход опыта. Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.

При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово  записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят « - ».

 

СЕРИЯ Б.

Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка,  колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.

Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А.

 

После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся  слов по каждой серии и испытуемые отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?»

Обработка результатов. По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты занести в таблицу:

 

Объем логической памяти

Объем механической памяти

Кол-во слов первого  ряда (а1 )

Кол-во запом-

нившихся слов (b1 )

Коэффициент логической памяти

Кол-во слов второго  ряда (а2 )

Кол-во запом-

нившихся слов (b2 )

Коэффициент механической памяти

С1 =

b1

С2 =

b2

а1

а2

 

 

 

         

 

Оценка в условных баллах проводится по таблице.

 

Оценка, баллы

     9

   8

    7

   6

  5

  4

    3

2

1

Кол-во воспроизведённых слов

 

  13- 14

 

11-12

 

9-10

 

7-8

 

6

 

5

 

   4

 

3

 

1-2


 

В норме - это  6  и более  правильных ответов. 

Вывод об успешности запоминания учеником студент делает  по двум сериям методики. Необходимо помнить, что лучше запоминается материал, включённый в систему, которая отражает объективные связи.

 

 

 

Пиктограмма

Цель: определение характеристик опосредованного запоминания

 

Этот метод, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

    1. Веселый праздник
    2. Тяжелая работа
    3. Развитие
    4. Вкусный ужин
    5. Смелый поступок
    6. Болезнь
    7. Счастье
    8. Разлука
    9. Ядовитый вопрос
  1. Дружба
  2. Темная ночь
  3. Печаль
  4. Справедливость
  5. Сомнение
  6. Теплый ветер
  7. Обман
  8. Богатство
  9. Голодный ребенок

Однако стандартные  наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т. е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них.

Испытуемому говорят, что будет проверяться его  зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»? Желательно без крайней необходимости ничего больше испытуемому не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче».

В процессе выполнения задания  экспериментатор варьирует порядок  задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли испытуемый устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).

После выполнения задания (от 12 до 16 слов) листок с рисунками  откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку, лучше одно — с начала, другое — с конца. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано. Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

 

 

 

тест «Сложные аналогии»

Цель: Методика, предложенная Э.А.Коробковой, направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.

Материал: бланк  методики                      

    ТЕСТ  «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

                                        БЛАНК

 

1. Испуг – бегство       А Б В Г Д Е.

     ШИФР


          А. Овца-стадо

          Б. Малина-ягода

 

          В. Море – океан

 

          Г. Свет – темнота

 

        Д.  Отравление – смерть.

 

       Е.  Враг - неприятель

 

2. Физика  - наука          А Б В Г Д Е.


3. Правильно - верно      А Б В Г Д Е.

4. Грядка – огород           А Б В Г Д Е.

5. Пара – два                    А Б В Г Д Е.

6. Слово – фраза               А Б В Г Д Е.

7. Бодрый- вялый             А Б В Г Д Е.

8. Свобода – воля              А Б В Г Д Е.

9. Страна – город              А Б В Г Д Е.

10. Похвала – брань           А Б В Г Д Е.

11. Месть  - поджог           А Б В Г Д Е.

12. Десять - число              А Б В Г Д Е.

13. Плакать – реветь         А Б В Г Д Е.

14. Глава - роман               А Б В Г Д Е.

15. Покой – движение        А Б В Г Д Е.

16. Смелость – геройство  А Б В Г Д Е.

17. Прохлада – мороз        А Б В Г Д Е.

18. Обман – недоверие     А Б В Г Д Е.

19. Пение – искусство      А Б В Г Д Е.

20. Тумбочка – шкаф       А Б В Г Д Е.

 

Описание методики: методика  состоит из 20 пар слов –логических задач, которые предлагается решить ученику. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключён в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связей и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Ученик должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» – пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Информация о работе Опросник Шмишека. Акцентуации характера