Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

Цель: выявление акцентуации характера.
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 110.40 Кб (Скачать файл)

Ход выполнения: студент даёт ученику следующую инструкцию: «На бланке перед тобой 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары шесть букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания –3 мин.»

Обработка результатов: оценка производится по количеству правильных ответов.

                                             Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Д

Б

Е

А

Е

А

Г

Е

В

Г

Д

Б

Е

А

Г

Е

В

Д

Б

В


 

 

                                           Оценка

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

 

19

 

18

 

17

 

15

 

12-14

 

10-11

 

8-9

 

7

 

6


 

Норма правильных ответов  – 5 и выше. Если ученик правильно, без  особого труда решил все задания  и логически объяснил все сопоставления, это даёт право  заключить, что  ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если ученик с трудом понимает инструкцию и ошибается при  сопоставлении (только после тщательного анализа  ошибок и рассуждений), можно сделать  вывод о нелогичности рассуждений, диффузности, о ложном понимании аналогии логических связей. Наиболее информативное значение имеют рассуждения ученика.

 

МЕТОДИКА  «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Цель: выявляет способность ученика отделять существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных; позволяет судить о последовательности рассуждений ученика.

Материал: бланк с напечатанным на нём рядами слов.

            « ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

                                     БЛАНК

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).
  8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).
  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
  10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
  11. Война (самолёт, пушки, сражение, ружья, солдаты).
  12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
  15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
  16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).
  17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
  18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
  19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
  20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

 

Каждый ряд состоит  из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Слова в задачах  подобраны таким образом, чтобы  ученик продемонстрировал свою способность  уловить абстрактное значение тех  или иных понятий, и отказался  от более лёгкого, бросающегося в  глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Ход выполнения: студент даёт ученику следующую инструкцию: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово пред скобками – «сад», а в скобках слова «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже садовника, но без растений и земли сада быть не может, значит, следует выбрать именно эти два слова «земля» и «растения».

Обработка результатов:

Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения ученика  следует обсудить, задавая ему  вопросы. Нередко в процессе обсуждения ученик даёт дополнительные суждения, исправляет ошибки.

                                        Правильные ответы

  1. Растения, земля.                                        11. Сражение, солдаты.
  2. Берег, вода.                                                12. Бумага, текст.
  3. Здания, улица.                                           13. Голос, мелодия.
  4. Крыша, стена.                                           14. Колебания почвы, шум.
  5. Углы, сторона.                                          15. Книги, читатели.
  6. Делимое, делитель.                                  16. Почва, деревья.
  7. Диаметр, округлость.                               17. Состязания, победа.
  8. Глаза, текст.                                              18. Врач, больные.
  9. Бумага, редактор.                                     19. Чувства, человек.
  10. Игроки, правила.                                      20. Родина, человек.

 

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует  о преобладании конкретно-ситуационного  стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый даёт вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.  Оценка результатов осуществляется по таблице.

 

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

 

20

 

19

 

18

 

17

 

16-15

 

14-13

 

12-11

 

10

 

9


 

МЕТОДИКА  «САМООЦЕНКА»

(ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН  МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН)

Цель: определение  уровня самооценки и уровня притязаний

Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М.Прихожан, на основе известной методики Дембо – Рубинштейн.

Испытуемому предлагается бланк  методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной чертой.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают: 1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.

На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон  были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:

  1. уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»;
  2. высота самооценки - от «0» до знака «-»;
  3. величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до « - »; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 ( «средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска» , их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная» , когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождение между  уровнем притязаний и самооценкой.

23 балла и более –  резкий разрыв, то есть конфликт  между тем, к чему человек  стремится и каким считает  себя.

8 -22 – норма – человек  ставит те цели, которые можно  достичь.

1 – 7 или при совпадении  – уровень притязаний не является  стимулом для развития.

Информация о работе Опросник Шмишека. Акцентуации характера