Опросные методики при изучении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в рассмотрении личности по средством опросных методик, в особенности метода тестирования.
Задачи:
1. проанализировать опросные методики как метод сбора социологической информации,
2. Дать определение метода тестирования,
3. Рассмотреть тест Куна «Кто я?»,
4. Апробировать исследование с помощью метода тестирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях………...….7
1.1. Опрос как метод сбора социологической информации……………….....7
1.2. Тестирование как вид опросного метода………………………………... 9
2 глава. Тест Куна «Кто Я?» как метод изучения личности……………….17
2.1. Тест «Кто Я?» ………………………………………………………….….17
2.2. Обработка и интерпретация результатов теста……………………..…...18
2.3. Исследование………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.64 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тверской государственный  университет

Факультет управления и социологии

Кафедра социологии и связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Опросные методики при изучении личности»

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила:

                                                                                  студентка 38 группы

                                                                                  Максурова А. И.

                                                                                  Проверила:

                                                                                  Парахонская Г.А.

 

 

 

 

Тверь, 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях………...….7

1.1. Опрос как метод сбора социологической информации……………….....7

1.2. Тестирование  как вид опросного метода………………………………... 9

2 глава. Тест Куна «Кто Я?»  как метод изучения личности……………….17

2.1. Тест «Кто Я?» ………………………………………………………….….17

2.2. Обработка и интерпретация результатов теста……………………..…...18

2.3. Исследование………………………………………………………………36

Заключение……………………………………………………………………..38

Список литературы…………………………………………………………….40

Приложения…………………………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  работы. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

Понятие «личность» отображает природу  человека, рассматривает его как субъекта социокультурной жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Философия и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности.

В современной социологии проблема личности рассматривается в разных аспектах:

1) изучаются на этнографическом  материале особенности формирования  личности в примитивных обществах  и взаимозависимость между типом  личности и характером культуры;

2) исследуется изменение социального  характера в современном обществе  под влиянием индустриализации, автоматизации, информатизации и  т. д. условий ;

3) изучается, в том числе экспериментальными  методами, поведение индивида в  социальной группе;

4) разрабатываются наиболее эффективные  способы манипуляции людьми в  различных социальных ситуациях,  особенно производственных (доктрина  «человеческих отношений», менеджеризм  и т. д.).

Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, нужно  учитывать её внутреннюю структуру. В связи с этим  возрастает потребность в  социологическом  исследовании личности. В данной курсовой работе я рассмотрела исследование личности с помощью опросных методик, в частности метода тестирования1.

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований, показывает, что почти 90 % имеющихся  в них данных получены с помощью  той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого  метода обусловлена целым рядом  достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой - проводившиеся издавна статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт.

Во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой. Поэтому  именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его  часто отождествляют с социологической  наукой вообще.

В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что  позволяет получать информацию, как  об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных  планах, интересах и т. д.

 В-четвертых, метод  опроса можно эффективно применять  при проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для получения  информации в малых социальных  группах.

 В-пятых, метод социологического  опроса весьма удобен при количественной  обработке полученной с его  помощью социологической информации.

В социологическом исследовании объектом изучения является социальная группа, некоторая социальная общность. Но очень часто сведения о социальной общности приходится получать путем  анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах - их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления - существенные характеристики социального целого. Поэтому, а также  потому, что современная наука  развивается на междисциплинарной  основе, социологи активно используют методики, разработанные в психологии.

Рассмотрим некоторые  наиболее распространенные в социологическом  исследовании процедуры, заимствованные у психологов. Все их можно было бы назвать тестами, одни из которых  меряют личностные, а другие — групповые  свойства.

Тестирование как метод  социологического исследования зачастую является предметом острой критики, вплоть до полного его отрицания. Основным аргументом в подобной критике  является то, что тестирование осуществляется в искусственно созданных обстоятельствах. Индивиды в ходе тестирования реагируют  на обстоятельства, которые лишь могли  бы возникнуть в действительности.

Основоположники тестирования - Ф.Гальтон2, Ч.Спирман3, Дж.Кеттел4, А.Бине5, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".

Объектом исследования являются методы исследования личности.

Предметом исследования выступают опросные методики изучения личности.

Цель исследования заключается в рассмотрении личности по средством опросных методик, в особенности метода тестирования.

Задачи:

  1. проанализировать опросные методики как метод сбора социологической информации,
  2. Дать определение метода тестирования,
  3. Рассмотреть тест Куна «Кто я?»,
  4. Апробировать исследование с помощью метода тестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях.

1.1. Опрос как метод сбора социологической информации.

Опрос является наиболее часто  используемым способом сбора информации в современных социологических исследования, с помощью которого добывается 90% социологических данных. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми.

Опрос - это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки  можно получит значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя  вопросов. Основное назначение – получение  социологической информации о состоянии индивидуального, коллективного и общественного мнения; исследование социальных процессов и явлений при изучении сферы сознания людей. В отличие от других методов сбора информации, опрос учитывает не только мнения респондентов, но и оттенки их настроения, поведения и структуры мышления. Поэтому опрос считается наиболее простым, экономичным и доступным методом сбора первичной социологической информации. Это существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения.

Опрос начал применяться  со 2-й половины 19в. при переписях населения и различных статистических обследованиях. В современных социологических исследованиях этот метод применяется:

  • на ранних стадиях исследования с целью выведения рабочих гипотез;
  • в качестве одного из центральных методов для сбора данных (когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.);
  • В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами, — анализом статистических материалов, официальной и личной документации, наблюдением и т.п.
  • Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
  • Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения6.

Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую необходимо вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.

Для получения качественных данных, при опросе необходимо учитывать  некоторые условия:

  • Обязательно наличие надежного инструментария, основанного на программе исследования.
  • Необходимость создать благоприятную, психологически комфортную обстановку опроса.
  • Тщательный подбор социологов.

Социологический опрос обладает рядом особенностей, по сравнению  с другими методами получения  информации7. Это:

  • Количество опрашиваемых. Социолог опрашивает сотни людей, и лишь обобщив информацию, делает выводы.
  • Достоверность и объективность получаемой информации. Обработка данных осуществляется с помощью математических методов, поэтому усредняя разнообразные мнения, социолог получает более достоверную информацию. Если все научно-методические требования были соблюдены, то полученную информацию можно назвать объективной, хотя она получена на основе субъективных мнений.
  • Сама цель исследования. Получение научного социального факта, универсального и всеобщего.

Опрос можно разделить  на два вида: очный и заочный  опрос. При очном опросе происходит непосредственный контакт социолога  и респондента, в котором  оба участника воздействуют друг на друга.

В ходе опроса исследователь  задает определенным лицам вопросы  об известных им явлениях, на которые  те дают ответы. По способу, которым  задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, но чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе вопросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей. В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, "да" или "нет"). Чаще всего в опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, как анкетирование, интервью и тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств8.

В следующем разделе я  более подробно рассмотрю метод  тестирования.

 

1.2. Тестирование  как вид опросного метода.

В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая  социальная общность - группа, коллектив. Часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа  таких характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для этого используются методики, разработанные в психологии. Наиболее часто в социологических исследованиях  используется тестирование.

Информация о работе Опросные методики при изучении личности