Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении личности по средством опросных методик, в особенности метода тестирования.
Задачи:
1. проанализировать опросные методики как метод сбора социологической информации,
2. Дать определение метода тестирования,
3. Рассмотреть тест Куна «Кто я?»,
4. Апробировать исследование с помощью метода тестирования.
Введение…………………………………………………………………………3
1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях………...….7
1.1. Опрос как метод сбора социологической информации……………….....7
1.2. Тестирование как вид опросного метода………………………………... 9
2 глава. Тест Куна «Кто Я?» как метод изучения личности……………….17
2.1. Тест «Кто Я?» ………………………………………………………….….17
2.2. Обработка и интерпретация результатов теста……………………..…...18
2.3. Исследование………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………….42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Тверской государственный университет
Факультет управления и социологии
Кафедра социологии и связей с общественностью
Курсовая работа на тему:
«Опросные методики при изучении личности»
Тверь, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях………...….7
1.1. Опрос как метод сбора социологической информации……………….....7
1.2. Тестирование как вид опросного метода………………………………... 9
2 глава. Тест Куна «Кто Я?» как метод изучения личности……………….17
2.1. Тест «Кто Я?» ………………………………………………………….….17
2.2. Обработка и интерпретация результатов теста……………………..…...18
2.3. Исследование………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Актуальность работы. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.
Понятие «личность» отображает природу человека, рассматривает его как субъекта социокультурной жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Философия и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности.
В современной социологии проблема личности рассматривается в разных аспектах:
1) изучаются на этнографическом
материале особенности
2) исследуется изменение
3) изучается, в том числе
4) разрабатываются наиболее
Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, нужно учитывать её внутреннюю структуру. В связи с этим возрастает потребность в социологическом исследовании личности. В данной курсовой работе я рассмотрела исследование личности с помощью опросных методик, в частности метода тестирования1.
Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.
Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой - проводившиеся издавна статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт.
Во-вторых, метод опроса отличается
относительной простотой. Поэтому
именно ему нередко отдается предпочтение
в сравнении с другими методами
получения эмпирической информации.
В этой связи метод опроса стал
настолько популярным, что его
часто отождествляют с
В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д.
В-четвертых, метод
опроса можно эффективно
В-пятых, метод
В социологическом исследовании объектом изучения является социальная группа, некоторая социальная общность. Но очень часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах - их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления - существенные характеристики социального целого. Поэтому, а также потому, что современная наука развивается на междисциплинарной основе, социологи активно используют методики, разработанные в психологии.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные в социологическом исследовании процедуры, заимствованные у психологов. Все их можно было бы назвать тестами, одни из которых меряют личностные, а другие — групповые свойства.
Тестирование как метод социологического исследования зачастую является предметом острой критики, вплоть до полного его отрицания. Основным аргументом в подобной критике является то, что тестирование осуществляется в искусственно созданных обстоятельствах. Индивиды в ходе тестирования реагируют на обстоятельства, которые лишь могли бы возникнуть в действительности.
Основоположники тестирования - Ф.Гальтон2, Ч.Спирман3, Дж.Кеттел4, А.Бине5, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".
Объектом исследования являются методы исследования личности.
Предметом исследования выступают опросные методики изучения личности.
Цель исследования заключается в рассмотрении личности по средством опросных методик, в особенности метода тестирования.
Задачи:
1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях.
1.1. Опрос как метод сбора социологической информации.
Опрос является наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследования, с помощью которого добывается 90% социологических данных. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми.
Опрос - это форма социально-
Опрос начал применяться со 2-й половины 19в. при переписях населения и различных статистических обследованиях. В современных социологических исследованиях этот метод применяется:
Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую необходимо вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.
Для получения качественных данных, при опросе необходимо учитывать некоторые условия:
Социологический опрос обладает рядом особенностей, по сравнению с другими методами получения информации7. Это:
Опрос можно разделить на два вида: очный и заочный опрос. При очном опросе происходит непосредственный контакт социолога и респондента, в котором оба участника воздействуют друг на друга.
В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, но чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе вопросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей. В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, "да" или "нет"). Чаще всего в опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, как анкетирование, интервью и тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств8.
В следующем разделе я более подробно рассмотрю метод тестирования.
1.2. Тестирование как вид опросного метода.
В социологическом исследовании
объектом изучения является некоторая
социальная общность - группа, коллектив.
Часто сведения о социальной общности
приходится получать путем анализа
таких характеристик, как социальные
ориентации, мнения, стереотипные суждения.
Для этого используются методики,
разработанные в психологии. Наиболее
часто в социологических