Опросные методики при изучении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в рассмотрении личности по средством опросных методик, в особенности метода тестирования.
Задачи:
1. проанализировать опросные методики как метод сбора социологической информации,
2. Дать определение метода тестирования,
3. Рассмотреть тест Куна «Кто я?»,
4. Апробировать исследование с помощью метода тестирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях………...….7
1.1. Опрос как метод сбора социологической информации……………….....7
1.2. Тестирование как вид опросного метода………………………………... 9
2 глава. Тест Куна «Кто Я?» как метод изучения личности……………….17
2.1. Тест «Кто Я?» ………………………………………………………….….17
2.2. Обработка и интерпретация результатов теста……………………..…...18
2.3. Исследование………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.64 Кб (Скачать файл)

       Необходимо иметь в виду, что не все респонденты дают полный ответ,т. е. многие не в состоянии привести двадцать ассоциаций, и не следует этого требовать. Количество заполненных строк само по себе характеризует личность опрашиваемого. Как правило, для ответов респонденту часто не хватает существительных, а у некоторых их «избыток». Респонденты обладают или не обладают самоопределениями из четырех обозначенных выше. Исходя из этого, можно перейти к формальному «описанию» респондента. Каждому поставить в соответствие набор, состоящий из нулей и единиц. Теоретически возможные 16 наборов:

0000 0001 0010 0011 0100  0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111

Если у респондента  присутствуют самоопределения из всех четырех классов, то ему ставится в соответствие набор 1111. Если же у  респондента присутствуют самоопределения  только класса К2, то ему ставится в  соответствие 0100. Число возможных  наборов равно 24=16. Разумеется, на практике встречаются не все наборы. Такое кодирование текстовой информации позволяет выделить отдельные группы респондентов с одинаковой структурой самоидентификации. Тем самым социолог находит типологические группы, типологические синдромы для изучения самоидентификации. Возможны и другие пути формализации текстовой информации, полученной посредством теста двадцати самоопределений.

 

2.2.Обработка и  интерпретация результатов теста

Для начала необходимо проанализировать самооценку идентичности. Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Самооценка отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений  человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных, идеальных или желаемых представлений о себе. Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработки. Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

Адекватная самооценка состоит  в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит  позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной  полноценности. Также адекватная самооценка выражается в том, что человек  ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным  возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в  себе, способен к жизненной самореализации. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного полоролевого поведения.

Различают неадекватную завышенную самооценку – переоценку себя субъектом  и неадекватную заниженную самооценку – недооценку себя субъектом. Неадекватная самооценка свидетельствует о нереалистичной оценке человеком самого себя, снижении критичности по отношению к своим  действиям, словам, при этом часто  мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих. Самооценка считается неадекватно  завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению  к отрицательно оцениваемым («+»  к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно  оценивают свои достоинства: переоценивают  и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у  себя недостатки. Они ставят перед  собой более высокие цели, чем  те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Человек с завышенной самооценкой  характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность  за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и  завышенный уровень притязаний обусловливают  чрезмерную самоуверенность.

 Самооценка считается  неадекватно заниженной, если количество  отрицательно оцениваемых качеств  по отношению к положительно  оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от  общего числа «+» и «-»).

Люди с заниженной самооценкой  обычно ставят перед собой более  низкие цели, чем те, которых могут  достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые  обусловлены недооценкой своих  успехов и достоинств. При заниженной самооценке человек характеризуется  другой крайностью, противоположной  самоуверенности, – чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к  формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс  неполноценности».

Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых  качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление  с двух противоположных сторон, говорит  о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции  относительно эмоционально значимых явлений.

Можно условно выделить людей  эмоционально-полярного, уравновешенного  и сомневающегося типа.

  1. К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус». Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.
  2. Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.
  3. Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).

Наличие знака «?» при  оценке идентификационных характеристик  говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует  о способности человека к изменениям, готовности к переменам. Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?»  ставят только 20% обследуемых.

Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных  переживаний.

В целом использование  человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным  признаком хорошей динамики консультативного процесса. Применяющие данные знаки  люди, как правило, быстрее выходят  на уровень самостоятельного решения  собственных проблем.

        Так же в данной методике проявляются особенности половой идентичности.

Половая (или гендерная) идентичность – это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом  своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с  оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.

Особенности половой идентичности проявляются:

    • во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;
    • во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может  быть сделано:

    • напрямую,
    • косвенно
    • отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола – человек указывает свою половую  принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное  наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения  пола:

      1. нейтральное,
      2. отчужденное,
      3. эмоционально-положительное
      4. эмоционально-отрицательное.

 

Формы прямого  обозначения пола.

Формы обозначения  

Примеры

Интерпретация

Нейтральное  

«Мужчина», «женщина»

Рефлексивная позиция

Отчужденное (дистантное)  

«Человек мужского пола», «Особь женского пола»

Ирония, признак критического отношения к своей половой  идентичности

Эмоционально-положительное  

«Привлекательная девушка», «веселый парень», «роковая женщина»

Признак принятия своей привлекательности

Эмоционально-отрицательное    

«Обычный парень», «некрасивая  девушка»

Признак критического отношения  к своей половой идентичности, внутреннее неблагополучие


 

Наличие прямого обозначения  пола говорит о том, что сфера  психосексуальности в целом и  сравнение себя с представителями  своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.

Косвенное обозначение пола – человек не указывает свою половую  принадлежность прямо, но его половая  принадлежность проявляется через  социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или  по окончаниям слов. Косвенные способы  обозначения пола также имеют  определенное эмоциональное наполнение.

 

Косвенные способы обозначения пола.

 

мужской

женский

Социальные роли  

«Друг», «приятель», «муж», «брат», «сын», «отец», «студент»

«Подруга», «приятельница», «жена», «сестра», «дочь», «студентка»

Через окончания  

«добрый», «умеющий делать», «я пошел»

«добрая», «умеющая делать», «я пошла»


 

 Наличие косвенного  обозначения пола говорит о  знании специфики определенного  репертуара полоролевого поведения,  которое может быть:

    • широким (если включает в себя несколько половых ролей)
    • узким (если включает в себя только одну-две роли).

 

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит  о сформированности позитивной половой  идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей  привлекательности как представителя  пола, и позволяет делать благоприятный  прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений  с другими людьми.

Отсутствие обозначения  пола в самоидентификационных характеристиках  констатируется тогда, когда написание  всего текста идет через фразу: «Я человек который…». Причины этого  могут быть следующими:

    1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
    2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с <span cl

Информация о работе Опросные методики при изучении личности