Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении личности по средством опросных методик, в особенности метода тестирования.
Задачи:
1. проанализировать опросные методики как метод сбора социологической информации,
2. Дать определение метода тестирования,
3. Рассмотреть тест Куна «Кто я?»,
4. Апробировать исследование с помощью метода тестирования.
Введение…………………………………………………………………………3
1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях………...….7
1.1. Опрос как метод сбора социологической информации……………….....7
1.2. Тестирование как вид опросного метода………………………………... 9
2 глава. Тест Куна «Кто Я?» как метод изучения личности……………….17
2.1. Тест «Кто Я?» ………………………………………………………….….17
2.2. Обработка и интерпретация результатов теста……………………..…...18
2.3. Исследование………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………….42
Тест - задание стандартной
формы словесного характера или
в виде рисунков. Тестированием называется
кратковременное испытание, с помощью
которого измеряется уровень развития
или степень выраженности отдельных
или совокупности социально-психологических
свойств личности. Тестирование используется
для того, чтобы установить наличие
или отсутствие уже известных
социально-психологических
Тест получил широкое распространение и развитие, так как у него множество преимуществ, относительно других методов.
Как и у других методов, тестирование имеет обязательные требования. Такие как:
Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:
Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь необходимо учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.
Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы:
Тест состоит из двух частей:
Классификация тестов обусловлена различными признаками.
По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя, различают тесты объективные и субъективные.
К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.
Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнении заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.
По формальной структуре
различаются тесты простые, т.е. элементарные,
результатом которых может быть
единственный ответ, и тесты сложные,
состоящие из отдельных подтестов,
по каждому из которых должна быть
дана оценка. При этом могут высчитываться
и общие оценки. Комплекс нескольких
единичных тестов называют тестовой
батареей, графическое изображение
результатов по каждому подтесту
- тестовым профилем. Нередко к тестам
относят опросники, удовлетворяющих
ряд требований, предъявляемых обычно
к данному методу сбора психологической
или социологической
В последнее время все
большее распространение
Для разработки самого теста необходимо пройти четыре этапа.
На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:
При организации тестирования важна разработка сценария, отражающего последовательность его проведения10. Порядок процедур тестирования:
Заключительный этап в организации тестирования - вербализация либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение полученных результатов в зависимости от его целей может существенно варьировать от краткого сообщения испытуемым общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. Организуя обсуждение результатов тестирования, следует придерживаться ряда принципиальных положений: проводить анализ результатов тестирования оперативно; этот анализ должен носить диагностический характер, раскрывая главное - причины возникновения ошибок испытуемых; быть эффективным средством корректирования; оказывать положительное влияние на испытуемых, способствовать их совершенствованию.
На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.
2 глава. Тест Куна «Кто Я?» как метод изучения личности.
2.1. Тест «Кто я».
Этот метод разработан в 50-е годы М. Куном (М. Kuhn) и Т. МакПарлендом (Т. Mc.Partland) для изучения образа своего собственного «Я», для изучения самоопределений или самоидентификации личности12. Методика сбора информации достаточно проста. Респонденту предлагается лист бумаги с заголовком «Кто Я», с двадцатью пронумерованными линиями. К нему обращаются с просьбой ответить, как самому себе, «Кто Я» и записать достаточно быстро свои ответы; желательно в виде существительных. В той последовательности, в которой они приходят в голову. Не нужно заботиться ни о логике, ни о важности ответов.
Авторами этой методики было
установлено, что ответы разбиваются
на четыре класса. При этом два из
них относятся к объективным
самоопределениям (обозначим и К1
и К2), а другие два — к субъективным
(обозначим их КЗ и К4). К классу
К1 относятся такие