Опросные методики при изучении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в рассмотрении личности по средством опросных методик, в особенности метода тестирования.
Задачи:
1. проанализировать опросные методики как метод сбора социологической информации,
2. Дать определение метода тестирования,
3. Рассмотреть тест Куна «Кто я?»,
4. Апробировать исследование с помощью метода тестирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 глава. Опросные методики в социологических исследованиях………...….7
1.1. Опрос как метод сбора социологической информации……………….....7
1.2. Тестирование как вид опросного метода………………………………... 9
2 глава. Тест Куна «Кто Я?» как метод изучения личности……………….17
2.1. Тест «Кто Я?» ………………………………………………………….….17
2.2. Обработка и интерпретация результатов теста……………………..…...18
2.3. Исследование………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.64 Кб (Скачать файл)

Тест - задание стандартной  формы словесного характера или  в виде рисунков. Тестированием называется кратковременное испытание, с помощью  которого измеряется уровень развития или степень выраженности отдельных  или совокупности социально-психологических  свойств личности. Тестирование используется для того, чтобы установить наличие  или отсутствие уже известных  социально-психологических особенностей у тех или иных исследуемых9. В прикладном социологическом исследовании используются три вида тестов:

    • проективные, позволяющие выявить наличие определенных социально-психических свойств данного человека;

 

    • оценки, позволяющие провести относительные измерения способности, уровня развития и т.д.;

 

    • профессиональности, позволяющие выявить степень готовности к определенной деятельности.

Тест получил широкое  распространение и развитие, так  как у него множество преимуществ, относительно других методов.

  • Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;
  • обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки;
  • являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц;
  • способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование;
  • обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Как и у других методов, тестирование имеет обязательные требования. Такие как:

  • строгая формализация всех этапов тестирования,
  • стандартизация заданий и условий их выполнения,
  • квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,
  • интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.

Каждый тест, соответствующий  критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие  компоненты:

  • стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,
  • ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт  заданий к какой шкале относится,
  • кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,
  • ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат.

Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь необходимо учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Для преодоления основного  недостатка большинства тестов применяются  различные приемы:

  1. увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров,
  2. введение поправочных коэффициентов с учетом характеристик выборки,
  3. введение в практику тестирования невербального способа предъявления материала.

Тест состоит из двух частей:

  1. стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)
  2. указаний относительно регистрации или интеграции полученных ответов.

Классификация тестов обусловлена  различными признаками.

По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся  тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические  тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить  по данному признаку. По виду инструкции и способу применения различаются  индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя, различают тесты объективные и субъективные.

К объективным относятся  большинство тестов достижений и  психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление  в определенной степени совпадает  с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в  зависимости от того, знают или  не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична  ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнении заданий проективных  тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются  тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.

По формальной структуре  различаются тесты простые, т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться  и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение  результатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющих  ряд требований, предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической  или социологической информации.

В последнее время все  большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого  не в сопоставлении со среднестатистическими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".

Для разработки самого теста  необходимо пройти четыре этапа.

  • На первом этапе развивается исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер;
  • на втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с их последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности;
  • на третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;
  • на четвертом - калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:

  • диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его проявления (например, способности, уровень знаний, темперамент, интересы, установки);
  • связанную с этим валидизацию метода, т.е. определение того, насколько он измеряет требуемое свойство;
  • величину выборки из популяции, на которой должна проводиться оценка метода;
  • стимулирующий материал (таблички, изображения, игрушки, фильмы);
  • влияние исследователя в процессе инстpуктиpования, постановки задач, разъяснений, ответов на вопросы;
  • условия ситуации;
  • такие формы поведения испытуемого, которые свидетельствуют об измеряемом свойстве;
  • шкалиpование релевантных форм поведения;
  • сведение результатов по отдельным измеряемым пунктам в общие значения (например, суммирование ответов типа "Да");
  • фоpмулиpовку результатов в ноpмиpованной шкале оценок.

При организации тестирования важна разработка сценария, отражающего последовательность его проведения10. Порядок процедур тестирования:

  1. Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются
  2. Объяснить, почему обследуемые должны приложить максимум усилий для выполнения теста;
  3. Медленно, громко, четко озвучить инструкцию по работе с тестом;
  4. Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания инструкции;
  5. Объяснить правила заполнения бланка, предназначенного для ответов, и правила исправления допущенных ошибок;
  6. Вместе с испытуемыми заполнить в бланке рабочей таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения;
  7. Ответить на имеющиеся вопросы;
  8. Сообщить о временном ресурсе;
  9. Дать команду начать решение задач теста, попросив записать время начала на бланке рабочей таблицы;
  10. В процессе решения тестовых задач следить за состоянием испытуемых; за тем, чтобы испытуемые своевременно получали ответы на вопросы в ситуациях, связанных с процедурой проведения; за временем, затраченным на выполнение отдельных заданий, и требуемым для оставшихся задач; за тем, чтобы обследуемые не писали на бланках теста, не мешали друг другу; чтобы их внимание не отвлекали внешние факторы;
  11. После сигнала к окончанию выполнения теста попросить испытуемых записать время окончания на бланке рабочей таблицы;
  12. Собрать бланки;
  13. Пересчитать бланки, проверив, чтобы их количество совпадало с числом испытуемых;
  14. При выявленном несоответствии обратиться к испытуемым, чтобы они проверили свои рабочие места и сдали недостающие бланки;
  15. По окончании тестирования поблагодарить испытуемых за работу и сообщить о том, что все свободны11.

Заключительный этап в  организации тестирования - вербализация либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение полученных результатов в зависимости от его целей может существенно варьировать от краткого сообщения испытуемым общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. Организуя обсуждение результатов тестирования, следует придерживаться ряда принципиальных положений: проводить анализ результатов тестирования оперативно; этот анализ должен носить диагностический характер, раскрывая главное - причины возникновения ошибок испытуемых; быть эффективным средством корректирования; оказывать положительное влияние на испытуемых, способствовать их совершенствованию.

На современном этапе  в прикладной социологии чаще всего  используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.

 

 

 

 

2 глава. Тест Куна «Кто Я?»  как метод изучения личности.

2.1. Тест «Кто я».

Этот метод разработан в 50-е годы М. Куном (М. Kuhn) и Т. МакПарлендом (Т. Mc.Partland) для изучения образа своего собственного «Я», для изучения самоопределений или самоидентификации личности12. Методика сбора информации достаточно проста. Респонденту предлагается лист бумаги с заголовком «Кто Я», с двадцатью пронумерованными линиями. К нему обращаются с просьбой ответить, как самому себе, «Кто Я» и записать достаточно быстро свои ответы; желательно в виде существительных. В той последовательности, в которой они приходят в голову. Не нужно заботиться ни о логике, ни о важности ответов.

Авторами этой методики было установлено, что ответы разбиваются  на четыре класса. При этом два из них относятся к объективным  самоопределениям (обозначим и К1 и К2), а другие два — к субъективным (обозначим их КЗ и К4). К классу К1 относятся такие самоопределения  индивида, как «физический» объект (Я — человек, Я — женщина): Класс К2 составляют самоопределения, представляющие индивида как социальный объект (Я — музыкант, Я — студент, Я — меломан, Я — ученый, Я — преподаватель). К классу субъективных самоопределений КЗ относятся те, которые связаны как бы с социально-релевантными характеристиками поведения (Я — хороший собеседник, Я — пессимист, Я — счастливчик, Я люблю слушать музыку). И наконец, класс К4 образуют те самоопределения, которые в той или иной мере иррелевантны по отношению к социальному поведению, а также иррелевантны к поставленной тестом задаче самоидентичности (жить — чтобы умереть).

Информация о работе Опросные методики при изучении личности