Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:03, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психологических условий оптимизации общения родителей с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной цели определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ особенностей процесса общения родителей с детьми дошкольного возраста.
2. Определить комплекс методик, направленных на изучение особенностей общения родителей с детьми дошкольного возраста.
3. Выявить влияние родительского отношения на процесс общения в семье.
4. Обосновать психологические условия, обеспечивающие оптимизацию процесса общения родителей с детьми-дошкольниками.
5. Разработать методические рекомендации для родителей с целью оптимизации их взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.
Отчет о ходе работы над темой “ Психологические условия оптимизации общения родителей с детьми дошкольного возраста “
Магистранта Беляевой Оксаны Викторовны
В процессе магистровской работы определена ее структура. Работа состоит из ведения трех глав, вывода, списка и использованных источников.
Во введении обоснована актуальность проблемы, определен ее объект, предмет, цель исследования, задачи исследования, сформулирована гипотиза раскрыты методологические и теоретические основы, методы и организации исследования.
Актуальность проблемы. Масштабные преобразования, происходящие в стране, оказывают воздействие на все социальные институты общества, ведущим из которых является семья. В силу этого, общение в семье отражает все проблемы современной педагогики. Концептуальные основые разработки проблемы общения связанные с трудами (Б.Г. Ананьева, А.А. Бодальова, Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, О.М. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.М. Мясищева и других психологов) , которые рассматривали общения как важное условие формирования личности. Классические исследования онтогенеза общение в области детской психологии, в частности М.И. Лисиной, раскрывают закономерности связи форм и средств общения ребенка дошкольного возраста с взрослыми. При этом отмечаются формы общения на становление ведущих видов деятельности (А.В. Запорожец, М.М. Поддьяков, Д.Б. Эльконин), что позволяет считать механизмы развития общения важнейшими побудительными силами психического развития ребенка. В работах отечественных и зарубежных ученых( А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, В.М. Дружинина, А.И. Захарова, А.Г. Силяевои, А.А. Смирновой, В.В. Столин, В. Целуйко, Т.С. Яценко, Д. Баумринд, С. Броди, С. Ньюберг, Р. Селман, А. Роэ и др) приведены результаты исследований зависимости процесса формирования личности ребенка от стиля воспитания в семье, родительского отношения, стилей семейного общения. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами : Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева и других психологов, которые рассматривали общение как важное условие формирования личности. Определяющая роль семьи, а именно отношение родителей к ребенку и стиля семейного воспитания в формировании особенностей психики и поведения дошкольника подчеркивалось в исследованиях (А.Е. Алексеенко, Е.Г. Эйдемиллер, С.Е. Кулачкивськои, А.И. Пеньковой, Т.А. Пироженко, А.А. Смирновой, А.С. Спиваковский, Т.М. Титаренко, Л.Д. Шнейдер и др). Актуальность поднятой проблемы определяется необходимостью определения психологических условий оптимизации общения родителей с детьми-дошкольниками, внедрение эффективных средств психологического воздействия, гармонизации отношений в семье в целом, воплощение в процесс общения личностно ориентированного подхода.
Теоретическая и практическая значимость выбранной проблемы и ее разработка в психолого-педагогической литературе и обусловили выбор темы исследования - "Психологические условия оптимизации общения родителей с детьми дошкольного воз раста".
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психологических условий оптимизации общения родителей с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной цели определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ особенностей процесса общения родителей с детьми дошкольного возраста.
2. Определить комплекс методик, направленных на изучение особенностей общения родителей с детьми дошкольного возраста.
3. Выявить влияние
родительского отношения на
4. Обосновать психологические
условия, обеспечивающие
5. Разработать методические
рекомендации для родителей с
целью оптимизации их
Объект исследования - процесс общения родителей с детьми-дошкольниками.
Предмет исследования - психологические условия оптимизации процесса общения родителей с детьми дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования стали: теории личности (А.Г. Асмолов, С.Д. Максименко и др); положения и концепции психического развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др..) концепции общения (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев и др); принципы и идеи личностного подхода к воспитанию (А.Л. Кононко, М.И. Лисина, Н.С. Лейтес, О.Я. Савченко, И.С. Якиманская); положения о психическом развитии ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, , В . С. Мухина, Т.А. Пироженко, М.М. Поддьяков, Ж. Пьяже и др) работы о воспитательном воздействии семьи (А.Л. Кононко, В.К. Котырло, С.А. Ладывир и др) теоретические основы особенностей семейной взаимодействия (Д. Баумринд, В.Н. Дружинин, Э.Г . Эйдемиллер, В.К. Котырло, А.И. Кульчицкая, А.А. Смирнова, Т.М. Титаренко, Л.Д. Шнейдер и др).
Для решения задач, достижение цели и проверки гипотезы исследования был использован комплекс методов:
- теоретических: анализ, сравнение, классификация и обобщение соответствующих источников;
- эмпирических: наблюдение, анкетирование, беседы, тесты,
анализ продуктов деятельности, психолого-
Обработка результатов экспериментальных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.
На разных этапах исследования было использованы разнообразные методики
(Р.С. Немов): методика
«Какой Я?» (определение
В теорико-методологическую
основу иследования входят: теории
личности (А.С.Асманов, С. Д. Максилинко и др. ) ,положения
и концепция психического развития личности
( Л. И. Божович, Л. С. Выготский,
В первом разделе "Теоретические
основы исследования проблемы общения
родителей с детьми" освещены
действующие в психологической
литературе толкование понятий, структуры
и функций общения как специфич
Установлено, что общение является объектом исследования многих зарубежных и отечественных психологов (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, А. Бандура, Э. Берн, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский , К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, Дж. Мид, В.М. Мясищев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм , Э. Холл, К. Хорни, К. Юнг).
В советской психологии
проблема общения изучалась
Исследования второго направления сосредотачиваются на изучении проблем общения в русле психологии взаимоотношений (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, С.В. Ковалев, К.К. Платонов и др.), главным объектом которой появляется личность (В.М. Мясищев). Преимуществом такой концепции является тот факт, что общение рассматривается не как исключительно вербальная коммуникация, а как многостороннее взаимодействие.
Установлено, что в
современной психологии на передний
план выдвигаются вопросы выяснения
особенностей взаимодействия партнеров,
развиваются представления о
диалоге как составную субъект-
Семья со сложившимися в ней родительскими установками существенно влияет на становление и развитие психики ребенка. Семья является персональным средой развития личности ребенка, гарантом безопасности в процессе взаимодействия с внешним миром. Система семейных отношений дает ребенку чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет ее развитие (А.А. Алексеева, Е.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, А.И. Пенькова, А.А. Смирнова, А.С. Спиваковская , Т.М. Титаренко, Л.Д. Шнейдер, В.М. Целуйко, В. В. Юстицкис). Согласно имеющимся данным (И.Д. Бех, С.Л. Братченко, А.А. Галицких, А.Н. Корнияка), характер общения родителей с ребенком колеблется между такими экстремумами: личностный - авторитарное.
Личностно ориентированное
общение представляет собой единство
гуманистической позиции
Напротив, авторитарное общение происходит при условии минимизации восприятия ребенка как субъекта общения. Принятие, признание и понимание ребенка происходит по стереотипам имеющейся практики. Регулятивная функция общения значительно доминирует над функцией взаимообогащения.
Доказано (А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Н. Дружинин, Е.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, И.М. Марковская, А.А. Смирнова, А.С. Спиваковская) , что стиль общения родителей с ребенком обусловливается главным образом типом родительского отношения. Выбор родителями неадекватного типа (авторитаризм, гиперопека, гипопротекции) искажает процесс общения, сводит его к исполнению только традиционных "родительских" функций. Такой стиль приводит к отчуждению, непонимание, эмоциональной дистанции между родителями и детьми.
В работе отмечено, что одной из важных психологических условий оптимизации родительско-детских отношений является внедрение в процесс общения личностно ориентированного подхода, который предусматривает понимание, признание и принятие ребенка таким, какой он есть, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его потенциальных возможностей, способностей и дарований с учетом ведущих потребностей и интересов ребенка, воспитание личности, которой присущи чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других; раскрытия и общечеловеческих морально-этических качеств; демократическое отношение к ребенку, сотрудничество, искренние, открытые, доверительные отношения с ребенком в атмосфере благоприятного психологического климата (И.Д. Бех, А.Л. Кононко, М.И. Лисина, О.Я. Савченко, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская).
Однако реализация указанных
условий натыкается на серьезные
препятствия, связанные с низким
уровнем психолого-
Указано, что оптимальным является такой процесс, который приведет к максимальных результатов за минимально необходимых усилий и затрат времени (Ю.К. Бабанский). Следовательно, оптимизация общения - это процесс сознательного выбора наилучшего варианта общения в конкретных условиях предусматривает неразрывную связь цели общения (обмен информацией, организация взаимодействия, познания друг друга) и средств и форм ее достижения (личностно ориентированное общение).
Констатировано, что психологически
оптимальное общение
Информация о работе Оптимизация общения родителей с детьми дошкольного возраста