Оптимизация общения родителей с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психологических условий оптимизации общения родителей с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной цели определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ особенностей процесса общения родителей с детьми дошкольного возраста.
2. Определить комплекс методик, направленных на изучение особенностей общения родителей с детьми дошкольного возраста.
3. Выявить влияние родительского отношения на процесс общения в семье.
4. Обосновать психологические условия, обеспечивающие оптимизацию процесса общения родителей с детьми-дошкольниками.
5. Разработать методические рекомендации для родителей с целью оптимизации их взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа23.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Разработка психологических  основ оптимизации общения родителей  с детьми дошкольного возраста способствовать снижению конфликтности в семье, тем самым создавая условия для дальнейшего конструктивного взаимодействия родителей и дошкольников.

Опираясь на осуществленный теоретический анализ проблемы, нами была разработана программа экспериментального исследования, направленную на выявление психологических условий оптимизации общения родителей с детьми дошкольного возраста.

Во втором разделе "Экспериментальное  изучение особенностей общения родителей  с детьми" предложено стратегию  процедуры исследования, освещены основные его этапы, обоснован выбор методик исследования; раскрыто последовательность проведения констатирующего этапа исследования, определены взаимосвязь между выбором типа родительского отношения, приоритетными ценностями и стилем общения взрослых с детьми дошкольного возраста, описано критерии, показатели и уровни проявления эффективности общения родителей с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опытно-экспериментальная  работа продолжалась в течение 2001-2008 годов на базе ДУЗ № № 3, 28 г. Бердянска. Выборку составили 100 семей (констатирующий эксперимент) с детьми дошкольного  года (5-6 лет), 50% из которых участвовало  в формовочной части эксперимента. Обязательным условием была полнота семьи.

Предметом экспериментального изучения на этапе  констатирующего эксперимента определена специфика общения родителей  с детьми дошкольного возраста, которая  рассматривалась через тип родительского отношения. Позиция родителей по отношению к ребенку характеризуется относительно устойчивыми стилем общения, ситуативно специфическими действиями относительно ребенка.

Для определения  эффективности общения родителей  с детьми дошкольного возраста были использованы следующие критерии:

- Личностно-диалогический стиль  общения - гуманистическая установка,  умение родителей применять эффективные  технологии общения (диалог, активное  и рефлексивное слушание, Я - сообщения), использовать невербальные средства общения;

- Безусловно положительное отношение  к ребенку - готовность родителей  к осознанному отношения, принятие  ребенка, эмпатия, способность  к рефлексии;

- Субъект-субъектная стратегия  взаимодействия - положительная эмоциональная поддержка ребенка, равноправие позиций, сотрудничество, умение применять конструктивные способы решения проблемных ситуации, использовать эффективные средства воспитательного воздействия.

На основе указанных критериев  все семьи были разделены на три группы, которые различались между собой уровнями проявления эффективности общения.

К высокому уровню проявления эффективности  общения родителей с детьми были отнесены те, которые характеризовались  безусловным принятием, положительным  отношением к ребенку, использованием в процессе общения диалога и других эффективных средств, адекватной оценкой возможностей, успехов и неудач ребенка, стремлением понять цели и мотивы его поведения, умением прогнозировать личностное развитие, способностью к сопереживанию, рефлексии, умением применять конструктивные способы решения конфликтных ситуаций, строить отношения на основе субъект-субъектной стратегии взаимодействия. Характер проявлений эффективности общения был стабильным.

К среднему уровню вошли испытуемые, которые характеризовались неустойчивостью проявлений показателей эффективности общения. Родители, отнесенные к этому уровню, в зависимости от ситуации демонстрировали противоречивое отношение к ребенку, переходили к авторитарно-монологического общения, использовали неэффективные способы решения проблемных ситуации, были эмоционально удаленными от ребенка, непоследовательными в своих действиях относительно нее, однако проявляли способность к критическому осмысления собственного поведения, эмпатического реагирования, изменения неэффективных средств воспитательного воздействия.

К низкому уровню проявления эффективности  общения были отнесены родители, демонстрировали  неприятие ребенка, ригидность установок, занимали доминирующую позицию в  отношении ребенка, эмоционально отталкивали ее, использовали неэффективные средства общения, деструктивные способы преодоления проблемных ситуации, высказывали неуважение, постоянно контролировали ребенка, не проявляли способности к рефлексии и эмпатического отношения, были склонны к наказаниям, выстраивали отношения с ребенком на основе субъект-объектной установки.

Во время наблюдений было обнаружено, что для значительного количества испытуемых (52,00%) характерной была тенденция  к ситуативного проявления признаков  психологически оптимального общения; часть родителей (43,00%) склонна в общении с ребенком проявлять негативное отношение к ней, применять неэффективные средства общения, деструктивные формы взаимодействия с соблюдением стереотипных установок и шаблонов в воспитании ребенка, и лишь незначительное количество родителей (5,00%) показала высокие результаты.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что родители чаще действуют  в отношениях с ребенком в зависимости  от ситуации, демонстрируя противоречивое отношение к ней, используют такие способы взаимодействия, которые, по их мнению, быстрее приводят к нужному результату, не считая целесообразным использовать более эффективное общение и конструктивные способы взаимодействия. Значительная часть родителей (40,00%) в процессе общения с дошкольниками использует неэффективные средства общения (авторитарно-монологический стиль, Ты - сообщение, манипулятивное слушание), не осознавая влияния выбранного стиля общения на развитие личностных черт ребенка, не проявляют уважения, терпимости, внимания к ребенку, они эмоционально дистанцированы от нее, склонны к навязыванию собственных мыслей, ограничивают инициативность ребенка, относятся к ней как к объекту взаимодействия.

Определено, что основное нарушение  в отношениях "родители - ребенок" - неадекватные родительская позиция и стиль общения. К причин неэффективного родительского отношения можно отнести ригидные стереотипы воспитания, непонимание собственного отношения к ребенку, отсутствие единых требований к ней со стороны родителей, неправильную оценку дошкольника, незнание психологических особенностей собственного ребенка, низкий культурный, образовательный и психолого-педагогический уровень родителей, нарушение психологического климата семьи, личностные проблемы и особенности родителей, использования авторитарно-монологической стиля общения, отсутствие способности видеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы и т.д..

Установлено, что наиболее распространенным типом родительского отношения  в современной семье есть такой, который включает в себя следующие явления: низкий уровень принятия, высокий среднего уровня авторитарной гиперсоциальности, средний уровень симбиоза; ниже среднего уровня инфантилизации.

Установлено расхождение между  осознанным выбором наиболее адекватной родительской позиции и реальным типом родительского отношения. Большинство родителей по результатам опроса определяла предпочтение положительной во всех типах родительского отношения составляющей "социальная желательность" (70,00%). В то же время более чем у половины этих родителей существует проблема принятия ребенка таким, какой он есть, т.е. в построении отношений с детьми они используют другие типы родительского отношения ("симбиоз", "инфантилизация", "авторитарная гиперсоциализация"). В условиях современного социума Украине традиционное отношение к ребенку сочетается с желанием родителей как можно больше "подготовить" своих детей к достижениям социального успеха. Такое сочетание усиливает феномен неприятие собственного ребенка такой, как она есть, на требование о том, какой она должна быть в современном обществе. При этом естественная близость родителей с детьми уступает прессинга необходимости. Наличие этих проблем указывает на необходимость психологической помощи семье в овладении методов индивидуального и личностно ориентированного подхода в воспитании, умении признавать каждого ребенка личностью, уважать ее и оказывать необходимую помощь.

Время все родители осознанно признают приоритетными такие ценности как "здоровье", "счастливая семейная жизнь". Это указывает на несогласованность реальной позиции родителей во взаимодействии со своими детьми и ценностями, избираемых как желательные на уровне осознания. Только у одного человека (2,00%) сделан выбор ценности "мир и счастье других". Из перечня инструментальных ценностей по два человека (4,00%) из каждой группы определили как важные "отзывчивость", "забота" и "честность". "Терпимость к мнениям других" как ценность вовсе не была определена. Отсутствие ценностей "отзывчивость", "терпимость", "счастье других", "уверенность в себе", "честность", "забота" свидетельствуют о том, что в современной украинской семье происходит упадок духовных и гуманистических принципов. Для подавляющего большинства родителей присуща позиция: "Моя хата скраю", "Мой дом - отдельное государство", "Большинство людей - враги", "Не трогай моего". Кроме того, было зафиксировано наличие семейных конфликтов и ссор как нормы отношений, пренебрежение духовными потребностями, потребительские установки, эгоизм, равнодушие, смещение социальных ролей в традиционных отношениях мужа и жены, деспотизм в отношениях с детьми, отношение к ребенку как к собственности, вмешательства в ее личной жизни, пренебрежение его правами и т.п..

Было зафиксировано противоречие и в отношении родителей к  ребенку. Хотя родители стремятся проводить все свободное время с ребенком, поддерживают ее интересы, стремятся всем помочь, сочувствуют ей, слишком высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, гордятся ею, однако сохраняют достаточно отстраненную позицию, придерживаются дистанции, превосходства, используют прием "кнута и пряника ". Общение наполнены эмоциональными стрессами, происходит из-за позиции неравноправия, отсутствия обратной связи, ребенок воспринимается как лицо пассивная, ее чувства, мысли, интересы не учитываются. Родители используют такие типичные способы общения с ребенком: приказы, распоряжения, команды, угрозы, морализаторства, осуждение, приговор, присоромлення, наклеивание ярлыков, преобладают реплики, как "Не трогай, отойди", "Если ты это не сделаешь, то ...", "Ты всегда должен ...", "Делай как я", "Я опытный человек, а ты - нет", "Ты должен ..." и т.д.. Часто применяется авторитаризм в виде контроля и наказаний, способствует подавлению инициативы, самостоятельности. Родители предпочитают наставлению своего ребенка, а не эмоциональной близости, гармоничному сосуществованию с ней, при этом они не удивляются потере воспитательного воздействия, попадая в ситуацию отчуждения. Взрослые ждут от своего ребенка достижений, которые превышают ее возможности, и это формирует у нее чувство несоответствия желанию родителей, чувство вины, привычку жить по стандарту, высокий уровень тревоги, проявления нервозности. Ребенок воспринимает себя как неуспешную, способную достичь успеха, неуверенного в себе.

Выявлено, что из выборки детей (29 дошкольников - 30,20%), к которым родители относятся со средним уровнем принятия и имеют средние показатели психологически оптимального общения, у 9 (31,03%) существуют психологические проблемы, а в выборке детей (67 дошкольников - 69,79%) с низким уровнем принятия их родителями и низкими показателями проявления эффективности общения дезадаптивных симптомокомплексы присущи 39 (58,20%) из них. Эта группа была дополнительно продиагностовано с помощью элементов методики Р.Жиля. Результаты подтвердили наличие проблем в межличностных отношениях детей этой выборки как с родителями и воспитателями, так и с детьми группы ДОУ. Время 48 (50%) детей со всей выборки не имело существенных проблем в семейном кругу, с детьми группы ДОУ и воспитателями, что указывает на высокий потенциал психологической адаптации детей к неблагоприятным условиям удовлетворения потребности в общении.

Анализ результатов констатирующего  этапа эксперимента доказал необходимость  разработки специальной методики коррекции названных недостатков общения родителей с детьми дошкольного возраста.

В третьем разделе "Психологические  условия оптимизации общения  родителей с детьми дошкольного  возраста" обоснованно программу  проведения формовочных воздействий, конкретизированы ее содержание; презентован модель реализации личностно ориентированного подхода к общению в системе "родители - ребенок", представлены обоснования психологических условий оптимизации общения родителей с детьми дошкольного возраста, раскрыты пути внедрения личностно ориентированного общения в семейную взаимодействие; проанализирована эффективность влияния психологических условий на оптимизацию общения родителей с детьми.

Целью формирующего эксперимента была оптимизация общения родителей  с детьми. Работа осуществлялась поэтапно, в разных направлениях (с родителями и с детьми), по разным формам организации исследуемых (индивидуальной, групповой, подгрупповых). Формовочным экспериментом было охвачено 50 родителей и 51 ребенок старшего дошкольного возраста.

По результатам проведенной работы было установлено, что внедрение личностно ориентированного подхода в процесс взаимодействия между родителями и детьми способствует созданию необходимых психологических условий оптимизации их общения. Программа формирования опиралась на следующую модель (см. рис. 1).

Психологическими условиями оптимизации  общения родителей с детьми дошкольного  возраста определено формирование у  родителей приемов эффективной  коммуникации (безусловное принятие, активное и эмпатийны слушания, использование диалога, обратной связи, невербальных средств общения); активизацию действия перцептивных механизмов общения родителей (идентификация; рефлексия; эмпатия ) развитие конструктивных способов взаимодействия родителей с детьми (мотивационно-ценностное отношение; авторитетно-доверительные отношения; положительная эмоциональная поддержка; субъект-субъектная стратегия взаимодействия).

Информация о работе Оптимизация общения родителей с детьми дошкольного возраста