Оптимизация общения родителей с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психологических условий оптимизации общения родителей с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной цели определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ особенностей процесса общения родителей с детьми дошкольного возраста.
2. Определить комплекс методик, направленных на изучение особенностей общения родителей с детьми дошкольного возраста.
3. Выявить влияние родительского отношения на процесс общения в семье.
4. Обосновать психологические условия, обеспечивающие оптимизацию процесса общения родителей с детьми-дошкольниками.
5. Разработать методические рекомендации для родителей с целью оптимизации их взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа23.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Работа с родителями проводилась  в двух направлениях. Первый - просветительская работа для повышения психолого-педагогической культуры родителей. Содержание информативного блока был направлен на вооружение родителей знаниями о возрастные и психологические особенности и возможности ребенка, наличие различных стилей воспитания ребенка в семье, важность гуманизации отношений.

Реализация указанных задач осуществлялась путем проведения тематических бесед, индивидуального консультирования, семинаров-практикумов, информативных докладов, предоставление письменных рекомендаций, памяток, тематических выставок, обмена опытом, дискуссий, работы творческих групп.

Второй - развивающий направление - предусматривал ознакомление родителей  с техникой диалогического общения  формирование соответствующих способов коммуникации и установления позитивных отношений с ребенком.

Для решения основных задач формовочной работы была разработана комплексная программа, которая предусматривала психолого-педагогическое просвещение родителей, изменение стереотипов и шаблонов воспитания и осознанное отношение к ребенку, реконструкцию способов взаимодействия с детьми, реорганизации средств общения.

Комплексная программа коррекционно-развивающей  работы в системе "родители - ребенок" включала 14 занятий и индивидуальных консультаций и состояла из двух блоков.

В первый блок объединены 9 занятий, проводимых с  родителями. Общая цель - осознание собственного отношения к ребенку, повышение сензитивности к дошкольника, создания более адекватного представления о ребенке, использования производительных средств общения с ней, коррекция неадекватных стилей взаимодействия с ребенком, понимание родителями собственных проблем, актуализация потенциала личностного развития, повышения психолого-педагогической культуры .

Второй  блок состоял из 5 занятий с родителями и их детьми. Общая цель - коррекция  нарушений родительско-детских отношений, развитие взаимного восприятия, взаимопонимания, принятия, формирование адекватных представлений о семье, формирование единого стиля общения, развитие эмоциональной единства, создание положительного психологического климата общения.

Эффективность предложенной программы оптимизации общения в системе "родители - ребенок" устанавливалась в процессе контрольного эксперимента. Контрольный срез показал положительную динамику проявлений эффективности общения родителей. В результате проведенной экспериментальной работы на формовочном этапе увеличилось количество исследуемых ЭГ с высоким уровнем проявления эффективности общения (на 10,00%); возросло количество родителей среднего уровня (на 12,00%), на 22,00% уменьшилось количество испытуемых, отнесенных к низкому уровня проявления эффективности общения (см. Табл. 1).

Достаточно  эффективной оказалась система  работы с родителями, направленная на осознание собственного отношения  к ребенку, изменила неадекватное отношение  большинства родителей на безусловно положительное. Зафиксировано сдвиги в стратегии поведения родителей относительно построения отношений с ребенком, которые поняли действенность субъект-субъектного взаимодействия, большинство из них определила личность ребенка как ценность, начали обращаться с ней на позициях равноправия, проявляла уважение к детским пожеланий, стремлений, потребностей и возможностей, ответственности, честности, справедливости и толерантности. При этом более заметными оказались изменения, связанные с повышением компетентности родителей по оптимизации процесса общения. Они научились эффективных приемов построения процесса коммуникации, в частности применяли в процессе общения с ребенком техники активного и эмпатического слушания, диалог, выбирали адекватные способы обращений и воздействий. Родители осознали необходимость изменения авторитарно-монологической стиля на более действенный в отношениях с дошкольником - личностно-диалогический. Важным было и то, что родители научились понимать детей: проявляли способность поставить себя на их место, смотреть на события с ее позиции, сочувствовали, сопереживали, вместе радовались и горевали, правильно оценивали ее, понимали поступки, прогнозировали поведение ребенка и моделировали собственную.


Информация о работе Оптимизация общения родителей с детьми дошкольного возраста