Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:02, курсовая работа
Цель исследования: Измерение мотивации достижения и самооценки личности у студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать мотивацию достижения у студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности
1.1 Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования
1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач
1.1.2 Понятие самооценки личности
1.1.3 Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний
1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик
Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования
2.1 Организация психодиагностического обследования
2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик
2.3. Описание психодиагностической процедуры
Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение
3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке
3.2 Сравнительный анализ мотивации достижения и самооценки личности мужчин и женщин на выборке студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ
3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности на примере обследуемой выборки
Заключение44
Список литературы
Х. Хекхаузен считал, что
данная характеристика мотивации достижения
важна, так как цепь действий, направленных
на достижение цели, может прерываться
на какое-то время, иногда на месяцы или
годы. Также важной характеристикой
мотивации достижения, по его мнению,
является постоянное возвращение к
прерванному занятию. Таким образом,
«создаются сложные и долгое время
существующие структуры из основной,
побочной и входящей в их состав
деятельности, которые ведут посредством
достижения серии „субцелей“ к
главной, пусть даже очень отдаленной.
Планирование становится необходимым
для достижения упорядоченной
Согласно Г. Мюррею, потребность
в достижении характеризуется следующими
понятиями: выполнять нечто трудное;
управлять, манипулировать, организовывать
— в отношении физических объектов,
людей или идей; делать это по
возможности быстро и самостоятельно;
преодолевать препятствия и добиваться
высоких показателей; совершенствоваться;
соперничать и опережать
Одной из плодотворных концепций,
с успехом применяемых для
объяснения достижений в деятельности,
является теория В. Вайнера. Согласно ей
всевозможные причины успехов и
неудач можно оценивать по двум параметрам:
локализации и стабильности. Первый
из названных параметров характеризует
то, в чем человек усматривает
причины своих успехов и
1. Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха).
2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).
3. Случайное стечение
4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха). [Немов Р.С., 1999]
М. Ш. Магомед-Эминов определяет
мотивацию достижения как функциональную
систему интегрированных
Экспериментальные исследования
показали, что одним из основных
механизмов актуализации мотивации
достижения выступает мотивационно
— эмоциональная оценка ситуации,
складывающаяся из оценки мотивационной
значимости ситуации и оценки общей
компетентности в ситуации достижения;
интенсивность мотивационной
Важной особенностью мотивации
человека является двухмодальное, положительно-
отрицательное её строение. Эти две
модальности побуждений проявляются
в относительно различных по форме
побуждениях типа непосредственно
реализуемой потребности, влечения,
и типа необходимости, нужды, то есть
в виде стремления к чему-либо или
избегания, в виде двух видов эмоциональных
переживаний: удовлетворения и страдания.
Эмоциональные переживания, пишет
В. К. Вилюнас, являются единственным представителем
мотивационных процессов на уровне
психического отражения, той системой
сигналов, которой потребности
Важное значение эмоций заключается
в том, что благодаря им человек
переосмысливает прошлое, планирует
будущее. В поведении человека практически
постоянно одновременно проявляются
мотивационные факторы
Эмоции успеха — неуспеха, согласно Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и обобщающие. Констатирующая — сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная — ведет к поискам новых проб, задерживая при этом неоправдавший себя способ достижения цели. Предвосхищающие эмоции успеха — неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение. Обобщенная эмоция успеха — неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач. [Вилюнас В.К.,1990].
1.1.2. Понятие самооценки личности
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. [К.Хорни,1996] Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. [А.А.Реан,2002]
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. [А.В.Захарова,1993]
Следовательно, функции самооценки
и самоуважения психической жизни
личности состоят в том, что они
выступаю внутренними условиями
регуляции поведения и
В соответствии с привычным целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. [С.В.Кондратьева,1997] При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию. [С.А.Будасси,1998]
Самооценка не есть нечто
данное, изначально присущее личности.
Само формирование самооценки происходит
в процессе деятельности и межличностного
взаимодействия. Социум в значительной
степени влияет на формирование самооценки
личности. Став устойчивой, самооценка
меняется с большим трудом, то изменить
ее можно, изменив отношение окружающих.
Поэтому формирование оптимальной
самооценки сильно зависит от справедливости
оценки всех этих людей. Адекватное оценивание
себя в ситуации взаимодействия с
другими людьми является одним из
основных показателей социально-
Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя. [А.В.Мудрик,1979]
Ведущим мотивом в период
формирования самооценки выступает
желание утвердиться в
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро личности. Я-концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При этом Я-концепция представляет набор описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником составляет часть его Я-концепции, но это свойство в оценочном плане не рассматривается. [Р.Берне,1986]
У человека существует несколько сменяющих друг друга образов "Я". Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как "Я-реальное". Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое "Я-идеальное".
Соотношение между "Я - реальным" и "Я - идеальным" и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке. Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. [Р.Берне,1986]
Помимо этого, выделяют актуальную
(то, что уже достигнуто) и потенциальную
(то, на что способен) самооценку. Потенциальную
самооценку часто называют уровнем
притязаний. Человек может оценивать
себя адекватно и неадекватно (завышать
либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка может быть высокой и
низкой, различаться по степени устойчивости,
самостоятельности, критичности. Неустойчивость
общей самооценки может проистекать
из того, что формирующие ее частные
оценки находятся на разных уровнях
устойчивости и адекватности. Кроме
того, они могут по-разному
Рассматривают самооценку как
адекватную/неадекватную – соответствующую/
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. [А.В.Захарова,1993]
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки. [В.И.Журбин,1990]
В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый "аффектом неадекватности", может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих. [С.В.Кондратьева,1997]
Информация о работе Организация и методики психодиагностического обследования