Организация и методики психодиагностического обследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Измерение мотивации достижения и самооценки личности у студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать мотивацию достижения у студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности

1.1 Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования

1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач

1.1.2 Понятие самооценки личности

1.1.3 Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний

1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1 Организация психодиагностического обследования

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик

2.3. Описание психодиагностической процедуры

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке

3.2 Сравнительный анализ мотивации достижения и самооценки личности мужчин и женщин на выборке студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ

3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности на примере обследуемой выборки

Заключение44

Список литературы

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

 

Х. Хекхаузен считал, что  данная характеристика мотивации достижения важна, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться  на какое-то время, иногда на месяцы или  годы. Также важной характеристикой  мотивации достижения, по его мнению, является постоянное возвращение к  прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время  существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством  достижения серии „субцелей“ к  главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым  для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий… и отличает мотивацию  достижения от множества других мотивов.» [Хекхаузен Х., 2001].

 

Согласно Г. Мюррею, потребность  в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем  повышать самоуважение [Холл К.С., 2000].

 

Одной из плодотворных концепций, с успехом применяемых для  объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и  неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует  то, в чем человек усматривает  причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как  постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные  сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных  причин успехов и неудач:

 

1. Сложность выполняемого  задания (внешний, устойчивый  фактор успеха).

 

2. Старание (внутренний, изменчивый  фактор успеха).

 

3. Случайное стечение обстоятельств  (внешний, неустойчивый фактор  успеха).

 

4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха). [Немов  Р.С., 1999]

 

М. Ш. Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино  аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

 

Экспериментальные исследования показали, что одним из основных механизмов актуализации мотивации  достижения выступает мотивационно — эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной  значимости ситуации и оценки общей  компетентности в ситуации достижения; интенсивность мотивационной тенденции  меняется в зависимости от изменения  величины двух указанных параметров как у испытуемых с мотивом  стремления к успеху, так и с  мотивом избегания неудачи. [Магомед-Эминов М.Ш., 1987]

 

Важной особенностью мотивации  человека является двухмодальное, положительно- отрицательное её строение. Эти две  модальности побуждений проявляются  в относительно различных по форме  побуждениях типа непосредственно  реализуемой потребности, влечения, и типа необходимости, нужды, то есть в виде стремления к чему-либо или  избегания, в виде двух видов эмоциональных  переживаний: удовлетворения и страдания.  Эмоциональные переживания, пишет  В. К. Вилюнас, являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения, той системой сигналов, которой потребности открываются  субъекту, указывая на соответствующие  им предметы и воздействия [Вилюнас  В.К.,1990].

 

Важное значение эмоций заключается  в том, что благодаря им человек  переосмысливает прошлое, планирует  будущее. В поведении человека практически  постоянно одновременно проявляются  мотивационные факторы различного происхождения. В связи с этим итоговое побуждение к цели является суммарным, возникающим на основе её мотивационного значения, вероятности  ожидания успеха и отдельно неуспеха. Эмоции успеха — неуспеха служат в  качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает  индивида о достижимости целей и  оправданности активности» [Вилюнас  В.К.,1990].

 

Эмоции успеха — неуспеха, согласно Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и  обобщающие. Констатирующая — сопровождает отдельную попытку приближения  к цели. Положительная эмоция, завершающая  удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная —  ведет к поискам новых проб, задерживая при этом неоправдавший  себя способ достижения цели. Предвосхищающие  эмоции успеха — неуспеха, возникающие  при одном восприятии условий, служивших  причиной радостей и огорчений в  прошлом, сигнализируют субъекту о  вероятном исходе действий до реального  их совершения. Такая опережающая  информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение. Обобщенная эмоция успеха — неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач. [Вилюнас В.К.,1990].

 

 

1.1.2. Понятие самооценки  личности

 

Самооценка является сложным  личностным образованием и относится  к фундаментальным свойствам  личности. В ней отражается то, что  человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих  действий и личностных качеств. [К.Хорни,1996] Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировос­приятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре  личности самооценке принадлежит особо  важное место. [А.А.Реан,2002]

 

Самооценка связана с  одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие  цели перед собой ставит – уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится  к достижению таких результатов, которые согласуются с его  самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения  в самооценке появляются  тогда, когда достижения связываются субъектом  деятельности с наличием или отсутствием  у него необходимых способностей. [А.В.Захарова,1993]

 

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни  личности состоят в том, что они  выступаю внутренними условиями  регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы  с целями и средствами деятельности. [Л.Д.Столяренко,1997]

 

В соответствии с привычным  целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и  воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными  и волевыми формами. На социально-психологическом  уровне выделяется поведенческая форма  самооценки. [С.В.Кондратьева,1997] При  этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию  саморегуляции поведения, но и две  другие: психологической защиты и  когнитивную (познавательную) функцию. [С.А.Будасси,1998]

 

Самооценка не есть нечто  данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной  самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с  другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической  адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие  для социальной дезадаптации. [А.В.Мудрик,1979]

 

Развивается самооценка путем  постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и  отстаиванию своей жизненной  позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать  в определенной социальной среде  и в соответствии с нормами  данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной  социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего  выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя. [А.В.Мудрик,1979]

 

Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает  желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет  уважение и внимание товарищей. [А.В.Захарова,1993] При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и  в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства  быть на плохом счету в коллективе. Для  молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в  группе, который поддерживает его  повышенную самооценку. [Х.Ремшмидт,1994]

 

Знания, накопленные человеком  о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое  называется Я-концепцией и составляет ядро личности. Я-концепция — это  более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений  человека о себе, на основе которой  он строит взаимодействие с другими  людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. При  этом Я-концепция представляет набор  описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный  компонент. Например, осознание человеком  того, что по темпераменту он является сангвиником составляет часть его  Я-концепции, но это свойство в оценочном  плане не рассматривается. [Р.Берне,1986]

 

У человека существует несколько  сменяющих друг друга образов "Я". Представление индивида о себе в  текущий момент, в момент самого переживания обозначается как "Я-реальное". Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать  собственным представлениям об идеале, так называемое "Я-идеальное".

 

Соотношение между "Я - реальным" и "Я - идеальным" и характеризует  адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение  в самооценке. Психологи рассматривают  самооценку с различных точек  зрения. Различают общую и частную  самооценку. Частной самооценкой  будет, например, оценка каких-то деталей  своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или  неодобрение, которое переживает человек  по отношению к самому себе. [Р.Берне,1986]

 

Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную  самооценку часто называют уровнем  притязаний. Человек может оценивать  себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и  низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Неустойчивость общей самооценки может проистекать  из того, что формирующие ее частные  оценки находятся на разных уровнях  устойчивости и адекватности. Кроме  того, они могут по-разному взаимодействовать  между собой: быть согласованными, взаимно  дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными.

 

Рассматривают самооценку как  адекватную/неадекватную – соответствующую/несоответствующую  реальным достижениям и потенциальным  возможностям индивида. Так же различается  самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому. [В.Н.Куницына,1972]

 

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а  также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. [А.В.Захарова,1993]

 

Если человек недооценивает  себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает  свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной  для него является завышенная самооценка.

 

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях  – производственных, бытовых и  других - общаются с ними. Конфликтные  ситуации, в которых оказывается  человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки. [В.И.Журбин,1990]

 

В практике встречаются два  типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем  притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с  высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый "аффектом неадекватности", может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих. [С.В.Кондратьева,1997]

Информация о работе Организация и методики психодиагностического обследования