Организация и методики психодиагностического обследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Измерение мотивации достижения и самооценки личности у студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать мотивацию достижения у студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности

1.1 Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования

1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач

1.1.2 Понятие самооценки личности

1.1.3 Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний

1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1 Организация психодиагностического обследования

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик

2.3. Описание психодиагностической процедуры

Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение

3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке

3.2 Сравнительный анализ мотивации достижения и самооценки личности мужчин и женщин на выборке студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ

3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности на примере обследуемой выборки

Заключение44

Список литературы

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

 

Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов  воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме  проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации  на воображение и перцепцию. Проективные  методы используются для диагностики  глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти  методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной  психологии. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

 

Проективные методики многообразны. У нас в стране одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления  мотивации, ТАТ была создана Е. Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации  подростка. Стимульный материал методики включает 20 сюжетных таблиц, которые  предъявляются индивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность  в эмоциональных контактах, в  достижении, повиновении, избегании  наказания, агрессии. С целью апробации  методики был использован контингент школьников с адаптивным поведением и подростков с социально отклоняющимся  поведением Методику оценки интенсивности  мотивации достижения в условиях влияния ситуационных факторов разработали  Д Макклелланд и Дж Аткинсон. Экспериментальная  процедура строится так, что создается  шесть различных ситуаций для  активизации различных уровней  интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной  ситуации испытуемые принимают участие  в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляют рассказы на основе четырех картинок некоторые из них взяты из ТАТ  Г. Мюррея (см. приложение 1), а другие оригинальные Картинки предъявляются  в течение 20 с, затем испытуемые составляют по ним рассказы. В данном случае подсчитывается категория "образа достижения" и выделяются другие категории потребность  в достижении, инструментальная активность, позитивное предвосхищение цели, негативное предвосхищение цели, внутреннее препятствие, внешнее препятствие, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние, тема достижения.

 

Тест юмористических фраз (ТЮФ) - еще одна оригинальная компактная методика диагностики мотивационной  сферы личности, соединяющая в  себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной  проективной техники.

 

Особенностью этой методики является специфический стимульный материал - юмористические фразы, - который  позволяет экспериментально реализовать  психодиагностические возможности  метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой  текст из 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 фраз однозначно относятся  к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными. Испытуемые в зависимости  от собственной апперцепции усматривают  в них то одну, то другую тему. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

 

Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проективные методики) методов диагностики представляется весьма важным. Проективные методики обычно критикуют за трудность валидизации, низкую надежность, отсутствие нормативных  данных, влияние на результаты интерпретации  личности экспериментатора. Многие из этих критических замечаний приобретают  иное значение, когда эти методики используются как инструмент диагностики  мотивационной сферы лич­ности, а не диагностики личности в целом.

 

Многие проективные методики психодиагностики мотивации стандартизированы  не только по процедурам, но и по системе  интерпретации. Хотя эти методики характеризует  низкая ретестовая надежность, однако они имеют высокую надежность кодирования. Спорные вопросы часто  возникают из-за того, что методы психометрики, разработанные для  опросников механически переносят  на про­ективные методы. Для того чтобы  ретестовая надежность была высокой, требуется, чтобы влияние ситуационных детерминант  было минимальным (или вообще отсутствовало). Однако какими бы устойчивыми образованиями  ни были мотивы и потребности, они  не теряют своей ситуационной специфики  и являются динамическими образованиями, которые актуализируются с разной степенью интенсивности в разных ситуациях. Поэтому психодиагностика мотивационных переменных, рассматриваемых  как абсолютно стабильные образования, не связанные с ситуационной детерминацией, не соответствует природе мотивации. Это относится также к опросникам для измере­ния мотивов. Если такие  опросники действительно диагностируют  мотивы, а не что-нибудь иное, то суммарные  баллы, получаемые испытуемым до актуализации соответствующего мотива и после, зна­чимо различаются. Другая проблема возникает  из-за отсутствия значимых корреляций между диаг­ностикой одних и  тех же мотивов посредством проективных  методик и опросников. Д. Макклелланд, обсуждая эту проблему, относит опросники  к респондентным методам, а проективные  методики - к оперантным. В оперантном методе человек дает непосредственные, спонтанные ответы на неструкту­рированный стимул. Ни сам стимул, ни ответ испытуемого  не контролируются экспериментатором. В отличие от этого, при респондентных  измерениях стимулы специфичны, ответы узко ограниченны. Макклелланд приходит к справедливому выводу о том, что респондентные и оперантные методы измеряют разные стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диагностики, от исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации диагностируется. С проблемой диагностики мотивации психолог сталкивается практически всегда, если даже перед ним конкретно не стоит задача психодиагностики мотивации личности. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

 

Итак, подводя итог вышесказанному хочется еще раз отметить, что  изучением мотивации достижения занимались и занимаются психологи  разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и  приносят свои плоды.  Выдвинуто  множество теории относительно мотивации  достижения и методов ее изучения, однако в данной курсовой работе мы будем опираться на теорию Дж. Адкинсона (неудача при решении легкой задачи, что равносильно высокой вероятности  успеха, более притягательна для  индивида, чем поражение при решении  трудной задачи.) и использовать методику А. Мехрабиана «измерение результатирующей тенденции мотивации достижения», который остроен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона.

 

Глава 2. Организация и  методика психодиагностического обследования

 

2.1. Организация психодиагностического  обследования

 

Диагностика мотивации достижения и самооценки личности проводилась  на студентах Российского Государственного Профессионально - Педагогического  Университета (РГППУ) и Уральского Государственного Лесотехнического Университета (УГЛТУ).

 

Обследование проводилось  с 15 мая по 19 мая 2007 года.

 

Объем обследуемой выборки  составляет 50 человек (от 17 до 21 года; средний  возраст – 18,66 лет) из них 26 девушек  и 24 юноши, все обследуемые являются студентами: РГППУ - 18 человек, из них 5 юношей и 13 девушки; УГЛТУ - 32 человека, из них 19 юношей и 13 девушек.

 

Для определения объёма выборки  ориентировались на условие, согласно которому объём обследуемой выборки  не должен быть меньше 50 человек.

 

2.2. Характеристика применяемых  психодиагностических методик

 

     

 

Для диагностики типа самооценки личности и мотивации достижения были выбраны следующие методики: «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения»  А. Мехрабиана и  «Методика исследования самооценки личности» С. А. Будасси. 

 

«Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения»  А. Мехрабиана.

 

Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста  учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к  успеху (Ms) и избегания неудачи (Мдр) в поведении, детерминированном  мотивацией достижения. Рассматривались  особенности уровня притязаний, эмоциональной  реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости  в межличностных отношениях и  др.

 

Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации  достижения, т. е. разницу Ms — MAF, так  как пункты построены на основе сравнительных  утверждений. Поэтому ответ на пункт  показывает, преобладает ли Ms над  Мдр или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию  достижения (Ms > Мдр), а низкие показатели—  на тенденцию избегания (Ms < Мдр).

 

Тест мотивации достижения предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого  доминирует.

 

Тест представляет собой  опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

 

         В  курсовой работе приводится текст  опросника, алгоритм обработки  данных,  краткая инструкция по  их интерпретации (См. приложение 2).

 

 При конструировании  теста был использован метод  факторного анализа и в окончательном  варианте шкал содержится по 26 пунктов. Тест-ретест через 20 недель  для мужского варианта имел 0,78, а для женского - 0,72. Для валидизации  использовались различные эмпирические  критерии. Также определялась конвергентная  и дискриминативная валидность  с некоторыми проективными методами  и опросниками. Эта методика  очень популярна в различных  странах и особенно часто используется при исследовании когнитивных компонент мотивации достижения, в частности каузальной атрибуции.

 

Методика исследования самооценки личности.

 

Методика С.А. Будасси позволяет  проводить количественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

 

Предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности (аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность  рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм), из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих  эталонную личность (назовем ее «мой идеал»). Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

 

 Цель обработки результатов  — определение связи между  ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я  идеальное» и «Я реальное».  Мера связи устанавливается с  помощью коэффициента ранговой  корреляции.

 

Коэффициент ранговой корреляции г может находиться в интервале  от — 1 до + 1. Если полученный коэффициент  составляет не менее — 0,37 и не более + 0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями  человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой  показатель может быть обусловлен и  несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем  идеальном Я и Я реальном.

 

Значение коэффициента корреляции от + 0,38 до + 1 — свидетельство наличия  значимой положитель­ной связи между  Я идеальным и Я реальным. Это  можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г  от + 0,39 до + 0,89, как тенденция к  завышению. Значения же от + 0,9 до + 1 часто  выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в  интервале от — 0,38 до — 1 говорит  о наличии значимой отрицательной  связи между Я идеальным и  Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений  человека о том, каким он хочет  быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к — 1, тем больше степень несоответствия.

 

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отно­шение между  Я идеальным и Я реальным. Представления  человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или  ложными. Качества, которые человек  приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих  притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения  себя с другими людьми.

 

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные  суждения человека о себе или интерпретации  суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и  уровень.

 

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений  человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о  себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к  позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с  негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной не­полноценности [Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина  А.А., 2005].

 

В курсовой работе приводится текст опросника (См. приложение 3).

 

Сведений о валидности и надежности этой методики не было найдено, но она широко используется в исследованиях самооценки личности.

 

2.3. Описание психодиагностической  процедуры

 

 

Психодиагностическая процедура  проводилось с 15 по 19мая 2007 года.  Обследование проводилось в основном с 12:40 до 13:00 в РГППУ и с 11:00 до 11:30 в УГЛТУ,  время заполнения опросников занимало в среднем  20 минут. Условия  обследования не были специально подготовленными, т.е. участникам исследования иногда мешал шум, т.к. во время диагностики не было абсолютной тишины.

Информация о работе Организация и методики психодиагностического обследования