Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:02, курсовая работа
Цель исследования: Измерение мотивации достижения и самооценки личности у студентов 1 и 2 курсов РГППУ и УГЛТУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать мотивацию достижения у студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности
1.1 Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования
1.1.1 Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач
1.1.2 Понятие самооценки личности
1.1.3 Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний
1.2 Основные методы диагностики мотивации достижения и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик
Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования
2.1 Организация психодиагностического обследования
2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик
2.3. Описание психодиагностической процедуры
Глава 3. Результаты диагностики и их обсуждение
3.1 Психодиагностическое заключение о характерных особенностях мотивации достижения и самооценки личности в диагностируемой выборке
3.2 Сравнительный анализ мотивации достижения и самооценки личности мужчин и женщин на выборке студентов I и II курсов РГППУ и УГЛТУ
3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности на примере обследуемой выборки
Заключение44
Список литературы
Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения. [В.И.Журбин,1990]
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. [А.В.Захарова,1993]
Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Вместе с тем, сама самооценка также зависит от вышеописанных факторов. Становление личности индивида и ее отдельных структурных компонентов, в частности самооценки как составляющей образа "я" не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. [А.В.Петровский,1982]
Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов. [С.Л.Рубинштейн,1989]
1.1.3 Мотив достижения как
фактор формирования
В работе Ф. Хоппе, посвященной
«успеху и неудаче», понятие уровня
притязаний заняло важное место в
исследовании мотивации и со временем
проникло в обиходный язык. Под
этим понятием в исследовании мотивации
имеется в виду, во-первых «… сообщаемую
экспериментатором испытуемому
целевую установку по отношению
к уже известной, более или
менее освоенной и снова
Обычно испытуемый ставится
перед определенной задачей, которая
может быть решена им более или
менее хорошо и быстро, или перед
различными задачами одного и того
же типа, но разной степени сложности.
После того как испытуемым было получено
первое представление о степени
достижимости стоящих перед ним
целей, он перед каждой очередной
попыткой должен выбрать цель следующего
выполнения и сообщить ее экспериментатору.
Так выстраивается
Прежде всего Хоппе
решил выяснить, от чего зависит
переживание достигнутого результата
как успеха или неудачи, поскольку
то же самое достижение для одного
испытуемого может означать успех,
а для другого - неудачу. Как показали
результаты исследований, переживание
успеха или неудачи зависит от
уровня притязаний. Если новый результат
достигает или превышает этот
уровень, появляется ощущение успеха,
если же не достигает – неудачи.
Как видно из рисунка (см. рис. 1), реакция
самооценки определяется так называемым
отклонением достигнутой цели, т.
е. Позитивной или негативной позицией
между выбранным уровнем
Рис. 1
Выстраивание событий.
1
Последнее
Достижение
Отклонение от цели
но не наоборот (закономерность сдвига). Сдвиг уровня притязаний вверх или вниз зависит от интенсивности пережитого успеха или неудачи.
Переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности. Удача в очень легких и неудача в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, чем выше имеющийся уровень достижений, степень трудности решенной задачи, тем сильнее ощущается нужда. Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении задания. Успех при этом все время переживается одинаково.
Дело решает отклонение от
цели, разница между последним
достижением и базирующемся на нем
уровне притязаний к очередному выполнению.
Разница эта для каждого
Было также установлено,
что если задаче придается более
личностное значение, то уровень притязаний
имеет тенденцию к повышению.
Похожее явление имеет место,
когда выбранная цель в какой-то
степени нереальна, т. е. испытуемые
руководствуются скорее желаниями,
чем реалистическими
1.2 Основные методы
диагностики мотивации и
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения.
Исследования мотивации достижений начали проводиться Д.С. Мак-Клелландом в середине прошлого века, в результате чего ему удалось выявить индивидуальные различия в мотивации достижений с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А. Мюррея.
Необходимость подобного рода исследований определялось социализацией общества и ценностными ориентациями людей из разных социальных слоев. По Мак-Клелланду формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов.
Позже вопросами мотивации достижений занимались такие видные ученые, как Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен и др. они заметили, что у ребенка произвольно появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от воспитательного воздействия взрослых.
Определение мотива достижения (стремление к повышению уровня собственных возможностей) не объясняет определенных особенностей развития человека, поэтому были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это:
1. Личностные стандарты
— оценка субъективной
2. Привлекательность для
индивида личного успеха или
неудачи в данном виде
3. Индивидуальные предпочтения
— приписывание
Чем выше эмоциональная включенность
родителей в дела ребенка и
соответствующая этому
Существуют различные методы для диагностики мотивации.
Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности. В основе этих методов лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.
Самый простой вариант такой методики - прямо спросить у человека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т. д. Поскольку ситуация является гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он поступил бы. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности.
Перечень мотивов, которые обычно используются в этих методах, в основном состоит из конкретных мотивов. Эти методы чаще всего используются не для изучения мотивации личности, т. е. процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а для изучения мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности.
«Список личностных
предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) является
опросником, который измеряет силу
потребностей из перечня,
«Форма по изучению личности» Д. Джексона (PRF) - это методика для измерения мотивационной сферы, также построенная на теории мотивации Г. Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мотивационных переменных, из которых 12 аналогичны потребностям из; опросника EPPS. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]
У Х. Хекхаузена мотивация определяется как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. "Опросник для измерения аффилятивнои тенденции и чувствительности к отвержению" A. Мехрабиана, измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффелятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению) Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно - негативные ожидания. Опросник для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (см. приложение 1). При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости - независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения. [К.М. Гуревич, 1997]
Информация о работе Организация и методики психодиагностического обследования