Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить особенности темперамента школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом. Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи: -составить общую характеристику четырех темпераментов; -выявить возрастные особенности темперамента; -проанализировать возрастные особенности темперамента школьников; -сформулировать методические рекомендации по учету особенностей темперамента школьников в учебно - воспитательной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общие представления о темпераменте…………………………….. 4
Ранние теории темперамента……………………………………......................6
Особенности проявления темперамента у школьников………………………8
Учет особенностей темперамента школьников в учебно-воспитательной работе…………………………………………………………………………...12 Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников……………………18 Глава 2. Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников……………………………..21 Индивидуальный подход учителя к школьнику с определенным типом темперамента……………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Особенности проявления темперамента у младших школьников.docx

— 61.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока  с учетом особенностей темперамента младших школьников.  
 Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.  
 Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента.  
 Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе. Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего[8]. 
 Для переключения внимания школьников - холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: «Что было задано на дом?», «Какие трудности были при подготовке к уроку?»; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.  
 Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий- являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки. При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности.  
 У школьников холерического темперамента при правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу[8].  
 Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового. 
От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика не редко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей. 
Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе.  
 Некоторые учащиеся сангвинистического темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе.  
 Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе. Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамент[14]. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса.  
 Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.  
 Активизации памяти и мышления учащихся сангвинистического темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса[9].  
 Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание. По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы. 
Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента - важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация и проведение психодиагностического   исследование темперамента младших школьников.

Для проверки гипотезы, было организовано исследование, основными  методами которого были методика А. Томаса - С. Чесс и наблюдение за детьми, с  целью выявления особенностей темперамента школьников. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы. В нем принимали участие ученики 5 класса в количестве 10 человек. Было организовано присутствие на трех уроках: рисование, иностранный язык и математика. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе проходило выявление особенностей темперамента, на втором этапе выявлялись свойства темперамента.                                                                                                                  I этап.                                                                                                                                                   Критериями наблюдения являлись:                                                                                                                                                        1. Быстрота действий в определенной ситуации: ученикам было предложено задание: «Кто быстрее», которое заключалось в том, что они должны был решить несколько примеров. Большая часть детей справилась с этим заданием, немногие выполнили, но с опозданием, некоторые вообще не справились с заданием;                                                                                                                           2. Реакция на замечания учителя;                                                                                          3. Манера разговора с товарищами при обсуждении волнующего вопроса: учащимся было предложено разделиться на две команды, а также придумать им название. Большинство учеников с удовольствием принялись выполнять задание, остальные дети сидели в стороне и не принимали в обсуждении никакого участия;                                                                                                                      4. Поведение в ситуации при сдаче самостоятельной работы в случае ее незавершенности или ошибочности;                                                                                                                                                5. Поведение при решении трудной задачи;                                                                                                                                                         6. Поведение в ситуации, когда ему предлагают остаться в школе после уроков для выполнения какого-либо задания. В данном случае, в школе был организован концерт, посвященный восьмому марта, дети должны были остаться, чтобы смотреть его, 60% школьников с удовольствием остались, 30% остались, потому что принимали в нем участие, 10% учеников ушли с мероприятия.                                                                                                                Из наблюдения мы выявили:                                                                                                                   1. 40% школьников - это сангвиники. Задания они выполняли быстро и точно, отличались хорошей работоспособностью, но побуждения их неустойчивы, также неустойчиво было и их внимание;                                                         2. 40% школьников - холерики, также как и сангвиники, они отличались хорошей работоспособностью, но действия их были более импульсивны, эмоциональны;                                                                                                                                   3. 10% учащихся - это флегматики, они приступали к заданиям после долгого обдумывания и выполняли их более медленно, сдержанно проявляя эмоции; 4. 10% - меланхолики, отличались меньшей работоспособностью и большой тревожностью, проявляли осторожность и осмотрительность.                                           II этап.                                                                                                                                                 При исследовании также использовалась методика А. Томаса - С. Чесс, которая помогла выявить 9 свойств темперамента:                                                                     -активность - уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;                                                                                                             -ритмичность - предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу и т.д. в одно и то же время);                                                                                                                          -приближение/удаление - непосредственная реакция на новые стимулы (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление - с проявлением отрицательных эмоций);                                                                         -адаптивность - легкость привыкания к новым условиям;                                                                -порог реактивности - уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);

-настроение - соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;                                                                                                                            -отвлекаемость - эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить, если он плачет);                                  -интенсивность реакций - энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;                                                                                                                 -объем внимания - насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом, и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.  Различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего А. Томасом и С. Чессом было выделено три синдрома свойств:                                                                                                                      -Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей.               -Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.                                                                                        -Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Детям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.                                Обработка и интерпретация результатов исследования                                                  Главная особенность методики А. Томаса - С. Чесс то, что тест проводится не с детьми, а с их родителями. Из данной методики мы выявили

 

 

 

Лена   Г.

Марина  П.

Нина  С.

Сережа  П.

Саша  А.

Миша  П.

Алена Б.

Лена  К.

Коля  К.

Света К.

Темперамент

с

х

м

с

с

х

с

х

х

ф

Активность

0

3

1,5

5

3

3

2,5

2

3

2,5

Ритмичность

2,5

3,5

2,5

2

7

1,5

4, 5

2

3

2,5

Приближение/       удаление

5

4

0,5

2

2,5

2

2

3

4,5

2

Адаптивность

0,5

4,5

2

2

2,5

1,5

4

3

3

1,5

Порог реактивности

3,5

1

5

7,5

4

4,5

5

3

5

1,5

Настроение

4,5

6

2,5

2,5

6,5

4

5

3,5

3,5

5

Отвлекаемость

4,5

7

3,5

4

6,5

1

4,5

3,5

2,5

5,5

Интенсивность реакций

2

1

1

3

3

0,5

1,5

3

2,5

2

Объем внимания

0,5

2,5

2

4,5

4,5

3,5

4

4,5

1

2,5


С – сангвиник Х – холерик Ф – флегматик М – меланхолик                                                          Обработав данные приведенные в таблице, мы выяснили, что 50% школьников относятся к первому типу - легкому темпераменту, 30% относятся ко второму типу - трудный темперамент, 10% относятся к третьему типу темперамента - темперамент с длительным привыканием, 10% учащихся объединяют в себе все три типа свойств темперамента.   Исходя из этого, будет целесообразно разработать рекомендации для учителя по учету индивидуальных  особенностей темперамента школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный  подход учителя к  школьнику с определенным типом темперамента

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по-разному  влияет на детей с одинаковой заинтересованностью  учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной  нервной системой обнаруживается стимулирующее  действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной  системы после такой оценки бывали, заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что  столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики. Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно[10]. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.                                                                                                              Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети - холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание[11].                                   Внимание учителя должны привлекать учащиеся - флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания - они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.                                                                                                                           У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.  В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.  Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие[11].                                                                                         Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.                                                                                                                       Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом. Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе, мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, и, следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

Вывод:

Для выявления темперамента мы использовали метод наблюдения, который помог нам определить типы темперамента школьников. Мы установили, что в данном классе учатся дети с разными темпераментальными особенностями: одни из них активные, подвижные, более общительные, другие работают медленнее, долго думают, менее эмоциональны.

В связи с этим были разработаны рекомендации для учителя с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся с разным типом темперамента. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость[12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведя анализ литературы как отечественных, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, я сравнила получившиеся в итоге моей экспериментальной  деятельности результаты с выводами ученых и пришла к мнению, что  они очень близки.                                           В заключение проделанной работы, могу сделать следующее выводы:                            Свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата, между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость[13].                                                                                  По результатам исследования видно, что уровень тревожности у мальчиков выше, чем у девочек. Уровень ригидности также у мальчиков выше, что говорит о том, что девочки более пластичны и быстрее приспосабливаются к новой обстановке; уровень экстраверсии как для мальчиков, так и для девочек низкий.                                                                           С повзрослением школьников картина меняется: уровень тревожности у девочек становится выше, чем у мальчиков; уровень ригидности наоборот у мальчиков выше чем у девочек. Из этого следует, что девочки становятся более пластичными. Уровень экстраверсии как у девочек так и у мальчиков низкий.                                                                                                                           Для эффективного обучения необходимо учитывать индивидуальные свойства темперамента и их проявление на уроках для последующего выбора правильных методов обучения.                                                                                       Я считаю, что поставленные в курсовой работе цели были достигнуты

Информация о работе Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников