Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:12, курсовая работа
Цель работы - выявить особенности темперамента школьников; сформулировать методические рекомендации для учителей в учебно-воспитательной работе с обучающимися, обладающими разным темпераментом. Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи: -составить общую характеристику четырех темпераментов; -выявить возрастные особенности темперамента; -проанализировать возрастные особенности темперамента школьников; -сформулировать методические рекомендации по учету особенностей темперамента школьников в учебно - воспитательной работе.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общие представления о темпераменте…………………………….. 4
Ранние теории темперамента……………………………………......................6
Особенности проявления темперамента у школьников………………………8
Учет особенностей темперамента школьников в учебно-воспитательной работе…………………………………………………………………………...12 Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников……………………18 Глава 2. Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников……………………………..21 Индивидуальный подход учителя к школьнику с определенным типом темперамента……………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы………………
Психолого-педагогические
рекомендации для проведения урока
с учетом особенностей темперамента
младших школьников.
Знание черт темперамента детей позволяет
правильнее понимать некоторые особенности
их поведения, дает возможность варьировать
нужным образом приемы воспитательных
воздействий.
Прежде всего, нужно отметить, что очень
важно умение учителя конкретизировать
приемы организации внимания школьников
с учетом индивидуальных особенностей
их темперамента.
Уже в начале урока учитель должен организовать
внимание школьников, создать готовность
их к серьезной умственной работе. Зная,
что внимание сангвиника отличается подвижностью,
учитель с первых минут урока должен стараться
держать такого ученика в поле зрения
и направлять его сосредоточенность на
учебную работу. На парте не должно быть
ничего постороннего[8].
Для переключения внимания школьников
- холериков необходимо найти соответствующие
данной ситуации приемы быстрого вовлечения
в учебную работу. Определенное знание
здесь имеют обращения учителя к ученику
с такими вопросами, как: «Что было задано
на дом?», «Какие трудности были при подготовке
к уроку?»; привлечение школьников к раздаче
классных тетрадей, к помощи учителю в
подготовке к пользованию на уроке приборами,
наглядными пособиями. Не стоит обращаться
с такими детьми резко.
Для детей меланхолического темперамента
показательно медленное сосредоточение
внимания в начале урока. Устный опрос,
контрольная работа, новый вид занятий-
являются для них сильными раздражителями,
вызывающими повышенное переживание.
Зная это, учитель должен стремиться отвлечь
внимание школьника от его эмоционального
состояния и направить его на учебную
работу, чему будет способствовать создание
в классе спокойной обстановки. При изложении
нового материала имеет значение быстрота
сообразительности учащегося и стойкость
его сосредоточенности.
У школьников холерического темперамента
при правильной организации учителем
урока в большинстве случаев наблюдаем
ярко выраженную устойчивость внимания.
В организации внимания таких детей особенно
важно увлечь работой, подчеркнуть важность
изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности
сангвиника следует привлекать их к ответу
на вопросы по ранее известному материалу[8].
Учащиеся флегматического темперамента
при слушании нового материала в случаях,
когда требуется быстрота, сообразительность,
не всегда успевают следить за ходом мысли
учителя. В таких случаях следует излагать
материал более размеренным темпом, стараться
проверить усвоение нового.
От индивидуального подхода к детям разных
темпераментов во многом зависит и выполнение
на уроке самостоятельных работ. У холерика
не редко не хватает выдержки в преодолении
встретившихся трудностей.
Нужно побуждать ученика к проявлению
уравновешенности в поведении, настойчивости
и терпеливости в работе.
Некоторые учащиеся сангвинистического
темперамента часто отвлекаются от работы
или выполняют ее слишком поспешно. Это
приводит к ошибкам, которых можно было
бы избежать. Таких школьников важно побуждать
к самоконтролю в работе.
Внимание школьника- меланхолика обычно
неустойчиво, ребенок не уверен в своих
знаниях, постоянно сомневается. Учителю
следует с самого начала данного вида
работы поддерживать в ребенке чувство
уверенности в себе. Во время устного вопроса
и закрепления знаний также необходимо
обращать внимание на эмоциональное состояние
меланхоликов. У некоторых учителей не
хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится
и начнет отвечать. Уравновешенность особенно
следует соблюдать при общении с детьми
холерического темперамент[14]. Причиной
сильного возбуждения холерика во многих
случаях является незнание или непонимание,
какого- либо вопроса. Снижению возбудимости
будет способствовать спокойное разъяснение
учителем вопроса.
Школьники же с сильным развитием флегматических
черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление
учителя поторопить таких детей не всегда
приводит к положительным результатам.
Активизации памяти и мышления учащихся
сангвинистического темперамента в значительной
степени помогает разнообразие приемов
закрепления нового материала и опроса[9].
Учителю необходимо обращать внимание
и на тон, которым делается замечание.
По отношению к школьникам- сангвиникам
положительное значение имеет твердость
в тоне замечания, на холерика имеют воздействие
замечания, сделанные спокойным, но требовательным
тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам
должна быть мягкость и предупредительность.
Резкий тон общения на таких детей действует
тормозящим образом. Оценочные замечания
нередко вызывают у них слезы.
Осуществление учителем педагогически
оправданного подхода к школьникам с различными
типами темперамента - важная психологическая
предпосылка успешности их учебных занятий
и внеклассной деятельности.
Глава 2. Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников.
Для проверки гипотезы, было
организовано исследование, основными
методами которого были методика А. Томаса
- С. Чесс и наблюдение за детьми, с
целью выявления особенностей темперамента
школьников. Исследование проводилось
на базе средней общеобразовательной
школы. В нем принимали участие ученики
5 класса в количестве 10 человек. Было организовано
присутствие на трех уроках: рисование,
иностранный язык и математика. Исследование
проходило в два этапа. На первом этапе
проходило выявление особенностей темперамента,
на втором этапе выявлялись свойства темперамента.
-настроение - соотношение радостного
состояния и состояния неудовлетворенности;
Лена Г. |
Марина П. |
Нина С. |
Сережа П. |
Саша А. |
Миша П. |
Алена Б. |
Лена К. |
Коля К. |
Света К. | |
Темперамент |
с |
х |
м |
с |
с |
х |
с |
х |
х |
ф |
Активность |
0 |
3 |
1,5 |
5 |
3 |
3 |
2,5 |
2 |
3 |
2,5 |
Ритмичность |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
2 |
7 |
1,5 |
4, 5 |
2 |
3 |
2,5 |
Приближение/ удаление |
5 |
4 |
0,5 |
2 |
2,5 |
2 |
2 |
3 |
4,5 |
2 |
Адаптивность |
0,5 |
4,5 |
2 |
2 |
2,5 |
1,5 |
4 |
3 |
3 |
1,5 |
Порог реактивности |
3,5 |
1 |
5 |
7,5 |
4 |
4,5 |
5 |
3 |
5 |
1,5 |
Настроение |
4,5 |
6 |
2,5 |
2,5 |
6,5 |
4 |
5 |
3,5 |
3,5 |
5 |
Отвлекаемость |
4,5 |
7 |
3,5 |
4 |
6,5 |
1 |
4,5 |
3,5 |
2,5 |
5,5 |
Интенсивность реакций |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
0,5 |
1,5 |
3 |
2,5 |
2 |
Объем внимания |
0,5 |
2,5 |
2 |
4,5 |
4,5 |
3,5 |
4 |
4,5 |
1 |
2,5 |
С – сангвиник Х – холерик Ф
– флегматик М – меланхолик
Индивидуальный подход учителя к школьнику с определенным типом темперамента
Знание черт темперамента
детей позволяет правильнее понимать
некоторые особенности их поведения,
даёт возможность варьировать нужным
образом приёмы воспитательных воздействий.
Специально изучалось, как по-разному
влияет на детей с одинаковой заинтересованностью
учением, но при разном темпераменте,
отрицательная оценка педагога. Оказалось,
что если у ученика с сильной
нервной системой обнаруживается стимулирующее
действие отрицательной оценки, то
у ученика со слабостью типа нервной
системы после такой оценки бывали,
заметны подавленность, растерянность,
утрата веры в свои силы. Понятно, что
столь различные реакции
Вывод:
Для выявления темперамента мы использовали метод наблюдения, который помог нам определить типы темперамента школьников. Мы установили, что в данном классе учатся дети с разными темпераментальными особенностями: одни из них активные, подвижные, более общительные, другие работают медленнее, долго думают, менее эмоциональны.
В связи с этим были разработаны рекомендации для учителя с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся с разным типом темперамента. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость[12].
Заключение
Проведя анализ литературы
как отечественных, так и зарубежных
ученых, занимающихся изучением темперамента
человека и его свойств, я сравнила
получившиеся в итоге моей экспериментальной
деятельности результаты с выводами
ученых и пришла к мнению, что
они очень близки.